• Мы:

HR+PR: работа в связке

18 Октября 2016
HR+PR: работа в связке
Корпоративное издание — источник актуальной информации.

Добиваться успеха в ресторанном бизнесе можно по-разному. По крайней мере единого рецепта или, как говорят, волшебной таблетки не существует. Каждая компания идет своим путем, пробуя различные средства для достижения цели. В ресторанном холдинге RESTART, одним из проектов которого является «Чайхона № 1», однажды решили объединить для общего блага усилия двух, казалось бы, несовместимых подразделений — HR и PR. Что из этого вышло, рассказывают инициаторы союза: Елена Попова — руководитель отдела внутренних коммуникаций, амбассадор бренда, и Евгения Ломовцева — менеджер по связям с общественностью ресторанного холдинга.

Об экспертах
Елена Попова

Внутрикорпоративными коммуникациями  и вопросами развития корпоративной культуры занимается с 2003 года. В послужном списке банковская сфера, девелоперские компании, IT-отрасль. Работала над маркетинговыми проектами ОАО «РЖД» и в PR-агентстве Тины Канделаки «Апостол». До прихода в холдинг никогда не погружалась в ресторанный бизнес так глубоко.

Евгения Ломовцева
 

Начинала свою карьеру в гостиничной отрасли, работала в пресс-службе отеля «Метрополь», затем в фешн-индустрии с российскими дизайнерами. До прихода в холдинг, никогда не погружалась в ресторанный бизнес так глубоко. 

Рождение тандема

Елена Попова: Курс на сближение был взят сразу после проходившего в этом году фестиваля Gastreet. Поехала туда с определенной, поставленной нашими учредителями задачей — общаться с участниками и рассказывать им об одном из проектов холдинга RESTART, компании «Чайхона №1», о ее ценностях, миссии, внутрикорпоративных программах, таких, как, например, «Мир без жалоб». Сказано — сделано! А когда вернулась, узнала, что произошли кадровые изменения в отделе маркетинга. Естественно, надо было познакомиться и поделиться впечатлениями с новыми коллегами, которые и назвали меня амбассадором (улыбается).

Евгения Ломовцева: Именно так называется посланник бренда, выходец из компании, знающий ее ценности. И основная задача данного сотрудника — транслировать эти ценности во вне. На мой взгляд, у этой деятельности много общего с пиаром, с той лишь разницей, что последний больше работает на имидж бренда, тогда как амбассадор транслирует и продвигает его ценности. Амбассадор — не медийная персона, а человек, выросший в компании, чаще всего, тот, кто занимается в ней внутрикорпоративными коммуникациями, взаимодействуя с другими сотрудниками. В какой-то момент всем стало понятно: мы очень хорошо дополняем друг друга. Собственно так и началась дружба между HR и PR.

Елена Попова: Нам удалось найти консенсус, иными словами, сделать то, над чем порой безуспешно бьются в других компаниях. Да, в процессе работы у нас тоже возникают вопросы по взаимодействию между подразделениями, но всегда находим решение.

Принципы работы 

Евгения Ломовцева: Существует такое понятие как корпоративные коммуникации. В нашей компании есть два сотрудника — один отвечает за внутренний пиар, а другой — за внешний. Считаю подобный подход правильным, потому как, на мой взгляд, это две совершенно разные истории, хотя бы по той причине, что мы говорим о двух различных аудиториях, взаимодействие с которыми выстраивается по-своему. Правда, часть того, что я транслирую во вне как PR-менеджер, мы частично применяем внутри компании.

Елена Попова: Поначалу было тяжело наладить взаимосвязь между подразделениями. Признаюсь, раньше возникало ощущение, что все усилия напрасны. Да, мы еще до сих пор в процессе. Но положительные изменения уже очевидны. Возможно, этому помог приход новой команды в отдел маркетинга, с которой удалось найти общий язык. К тому же я начала привлекать «внешнюю аудиторию» под наши общие задачи. В частности, через различные HR-сообщества, где я состою, рассказываю им про «Чайхону №1».

Евгения Ломовцева: Когда пришла в компанию, мне многие рассказывали о Елене и о том, что у нее масса интересных идей. Я стала думать, как их можно применить на практике. Мы встретились, поговорили. Ведь «Чайхона №1» — это про атмосферу, про людей, про то, что в наших заведениях гости могут расслабиться, как дома, не ощущая, что пришли в ресторан, как случается порой в премиальном сегменте отрасли. Я поняла: транслировать эту идею мне поможет Лена, с которой мы совпадаем во взглядах на идеологию компании. А то, что нужно продвигать инструментами пиара и доносить до внешней аудитории, совпадает с внутренней политикой бренда.

 Евгения Ломовцева: «Чайхона №1» — это про атмосферу, про людей, про то, что в наших заведениях
гости могут расслабиться, как дома, не ощущая, что пришли в ресторан, как случается порой в премиальном сегменте отрасли. 

Каналы продвижения 

Елена Попова: Поскольку в ресторанном бизнесе люди не могут во время работы пользоваться гаджетами, а после работы у них на это часто не остается сил, мы пытаемся донести информацию до них разными путями. Когда я пришла в компанию, в ней был 31 (!) ресторан. Это много. Сразу стало ясно, что важно наладить обмен информацией между ними, не ограничиваясь только общими собраниями. А еще пришла к выводу: несмотря на то, что на дворе XXI век, корпоративная газета — лучший инструмент, самый эффективный канал передачи информации от одного заведения бренда в другое. Конечно, газета (в традиционном понимании) — это совсем не наш формат. Сделать хотелось качественное и интересное издание, такое, на которое чашку чая не поставишь. В итоге вместо газеты после размышлений появился идея выпуска корпоративного журнала о сотрудниках и для сотрудников, о мероприятиях, в частности, о проходящих у нас конкурсах и их победителях. По сути, это корпоративный глянец, который выпустили тиражом 1000 экземпляров, распространили его по ресторанам. А дальше события стали развиваться неожиданным образом: некоторые сотрудникиначали давать издание гостям, которые с удовольствием его читали, даже, несмотря на то, что оно не было адаптировано и не рассчитано на широкую аудиторию. Возможно, такой эффект можно объяснить желанием наших гостей в ожидании заказанного блюда полистать еще что-то помимо меню.

Спустя некоторое время уже сами гости нам посоветовали: «Почему бы вам не сделать журнал, который был бы одновременно интересен и сотрудникам и посетителям ресторанов?» Именно это подтолкнуло к мысли о необходимости собраться в расширенном составе вместе с PR-службой и устроить мозговой штурм, целью которого было найти решение, как сочетать HR и PR.

Евгения Ломовцева: Раскроем секрет: мы задумали очень масштабный проект — хотим сделать красивое и интересное издание, на страницах которого попытаемся объединить внутрикорпоративные и внешние коммуникации.

Елена Попова: Мы не собираемся писать про гостей, которые приходят в наши рестораны отдыхать, не хотим обсуждать то, как выглядят посетители. Не будем делать журнал навязчиво рекламным, рассказывая о том, какие у нас классные рестораны. Если речь и пойдет, например, о караоке в заведениях холдинга, то лишь с целью рассказать читателям, как можно развить свои вокальные способности и как правильно петь в караоке. А еще будет раздел, посвященный подготовке сотрудников. По сути, сигнальный номер уже вышел и был представлен нашему руководству несколько месяцев назад.

Евгения Ломовцева: Наша задача — сделать издание, которое будет связано со всеми ресторанами холдинга и станет его корпоративным журналом с концепцией lifestyle, которое будет рассказывать обо всех проектах холдинга RESTART. В нашей компании все прекрасно понимают, что это очень важный инструмент как для пиара, так и для построения кадровой политики. Он действительно необходим.

Елена Попова: Кроме того, мы активно используем социальные сети. Помню, когда пришла на собеседование, увидела в кабинете учредителя наклейку Family member («член семьи» — англ.). Спросила: «А Чайхона family у вас есть? Если нет, давайте сделаем!» Тогда мне дали задание расписать проект, что я и сделала. Собственно, так и оказалась в штате (улыбается). В первый же день работы создала на Facebook страницу «Чайхона Family». Я не пиарила ее активно, поскольку не гонюсь за количеством подписчиков. Моя задача — не подписчиков нагнать, а рассказать потенциальным сотрудникам, какая у нас интересная корпоративная жизнь. И каждый из подписчиков этой группы — реально существующий, заинтересованный человек. Данный инструмент у нас активно развивается. Кстати, очень многие из тех, кто приходит кандидатами на собеседование, говорят, что предварительно посмотрели страницу на Facebook. Поняли суть концепции, познакомились с ценностями компании, с ее корпоративной жизнью.

Евгения Ломовцева: Мы, в свою очередь, делаем перепосты на основную страницу «Чайхоны №1», плюс у нас есть телеканал в YouTube, где рассказываем в том числе и о сотрудниках наших ресторанов, причем не только об их профессиональной деятельности, но и том, чем они занимаются в свободное время.

Елена Попова: Нам важно показать, что у нас работают люди, а не роботы. Да, есть стандарты, которые они должны выполнять, но при этом человеческую составляющую никто не отменял. Ведь именно люди создают атмосферу. У каждого сотрудника помимо работы есть свой собственный мир.

 Елена Попова: Когда люди видят, что и как у нас происходит внутри компании, это их притягивает. И мы сейчас иначе расставили приоритеты в наборе сотрудников: нам важно найти тех, кто придет в компанию надолго, о какой бы позиции ни говорили. Даже если речь о позиции официанта. 

Достигнутые результаты 

Евгения Ломовцева: Могу сказать, что много людей через нашу связку HR и PR приходят к «Чайхону №1» как гости. Немало и тех, кто спрашивает на нашей странице в Facebook, как можно получить бонусную карту или, например, провести банкет. Таким образом, отвечая на подобные запросы, мы формируем обратную связь. Кроме того, на разные мероприятия — конференции, форумы, выставки — ходим вместе с Леной. Да и журналисты, когда видят амбассадора, по-другому смотрят и на компанию, становятся более лояльными. В итоге взаимодействовать с ними легче.

Елена Попова: У нас постоянно открываются новые рестораны. Только в этом году появилось два новых заведения. И персонал, как правило, надо подобрать за короткий срок. Причем найти именно тех, кто разделяет наши ценности, соответствует им. А сделать это бывает очень сложно. Вот здесь как раз и выходит на первый план «Чайхона Family». За счет многочисленных постов и перепостов удается отыскать подходящих сотрудников, готовых сразу влиться в жизнь компании. По собственному опыту знаю: лучше потратить больше времени на поиск правильного сотрудника, чем вкладывать силы, тратить время на человека, не стремящегося разделять ценности компании. Кстати, мы не всегда берем на работу людей с опытом в сегменте HoReCa, ведь они могут привнести что-то новое, выйти за традиционные рамки и дать компании то, чего не видят те, кто всю жизнь работает в индустрии гостеприимства.

Евгения Ломовцева: Мы поддерживаем Елену и ее инициативы продвижением в соцсетях, используем возможности телеканала на YouTube для рассказа о людях или для освещения внутрикорпоративных мероприятий, например, турнира по футболу. Кроме того, стараемся интегрировать HR-подразделения в различные конференции, семинары, форумы.

Елена Попова: По сути, теперь мы работаем в связке. HR постоянно помогает PR и наоборот. Когда люди видят, что и как у нас происходит внутри компании, это их притягивает. И мы сейчас иначе расставили приоритеты в наборе сотрудников: нам важно найти тех, кто придет в компанию надолго, о какой бы позиции ни говорили. Даже если речь о позиции официанта. Мы показываем, как живем, тем самым заинтересовывая человека. Ведь все понимают: проводить на работе по 12 часов в день тяжело. Помимо денег практически любому человеку нужно еще признание, уважение. Кстати, этой же цели служит и упоминавшийся уже корпоративный журнал. Все перечисленные шаги привели к тому, что удалось значительно сократить текучку, что здорово. Ведь мы уверены: лучшие кадры должны оставаться в компании.

А однажды мне пришла идея — сделать себе именной чехол на телефон, на котором написано Elena Popova Чайхона Family. Такой внутренний порыв. И надо сказать, он оказался во благо. Официанты в других ресторанах, где я бываю, обращают на чехол внимание, и спрашивают, как к нам попасть на работу, что подтверждает:«Чайхона Family» стала хорошим HR-брендом.

Записал Алексей Журавлев

P. S. Когда-то Киплинг написал: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда». Но к бизнесу это, похоже, отношения не имеет. Когда нужно для дела, возможны самые неожиданные тандемы. По крайней мере, если цель — успех компании.

Другие статьи
Смотреть все

Власти американского штата Калифорния приняли закон о том, что «соломинки» из пластика к напиткам в ресто...

В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне открылась лапшичная Ramen Slurp Bar.

Для создания гармоничного интерьера важно разбираться во всех тонкостях ресторанного бизнеса. Создать красивый интер...

Изготовление барной атрибутики для ресторанов, кафе, баров Изделия из дерева для сферы общественного питания и г...
Оборудование и посуда для ресторанов и кафе; торгово-холодильное оборудование.
Оснащение предприятий общественного питания.  
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх