• Мы:

Космополит общепита

24 Апреля 2018

Бар глазами дизайнера: место, где люди рады людям

Космополит общепита
Яна Карпачева, дизайнер, директор направления HoReCa компании «Лаконизм». www.laconism.pro

Прежде чем рассказать об особенностях барных интерьеров, следует понять, что такое бар и чем этот формат отличен от других. В классификаторе общественного питания пункт 3.4 гласит: «Бар — предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, а также блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары». Как правило, бар — это сравнительно небольшое заведение, где центральное место действительно занимает массивный прилавок — барная стойка, а основу меню составляют алкогольные напитки и закуски, требующие минимального времени на приготовление. Бар — это космополит общепита: подобные заведения есть в Сибири и на Гавайях, в Барселоне и Токио.

В бар идут за общением, знакомством, советом

Особенно характерна барная традиция для западной культуры — вспомните любой голливудский фильм. Трагический герой приходит в бар заглушить свое горе, детективы ищут там разгадку преступлений, а четыре манхэттенские девицы делятся новостями: в бар идут за общением, знакомством, советом. Не зря говорят, что хороший бармен стоит двух психоаналитиков.

В последнее время на вывесках встречаются гибридные названия: «гастробар», «рестобар» или даже «суп-бар». Боюсь, со старым добрым алкогольным баром эти «бары» имеют мало общего — разве только прилавок-стойку. «Бар» в определении концепции таких заведений носит утилитарный характер: нормативные требования к бару выполнить гораздо проще, чем, скажем, к ресторану.

Бар — это, прежде всего, атмосфера. Атмосфера свободы от условностей, даже от условностей традиционного ресторанного этикета. Как правило, бар не предполагает специального дресс-кода, в баре нет нужды выбирать три блюда и удивлять спутницу познаниями в винной карте. Бар — это шумно, весело и недорого. Бар — это место, куда удобно прийти одному. Как бы современная культура ни продвигала еду вне дома, для многих выход в ресторан или кафе некомфортен без компании. Бар — дело другое.

Среди моих проектов есть успешные примеры баров, и они именно такие: шумные, спонтанные, демократичные, залихватски весёлые. Гости здесь чувствуют себя частью единого целого: мы специально создаём для этого такие условия. Мы вместе отмечаем праздники; придумываем свои, порой дурацкие; организуем трансляции спортивных мероприятий; следим, чтобы никто из гостей не чувствовал себя забытым.

  Среди моих проектов есть успешные примеры баров — они шумные, спонтанные, демократичные, залихватски весёлые. Гости здесь чувствуют себя частью единого целого: мы специально создаём для этого такие условия. 

В барном интерьере допустима лёгкая стилистическая безалаберность 

Секрет успешного бара на две трети заключается в атмосфере и лишь на треть — в интерьере. С точки зрения дизайна, бар сделать несложно: он должен быть удобным для гостей и персонала — и это, пожалуй, единственное требование.

Главный элемент барного пространства — конечно, стойка. Существует несколько стандартных высот барных стоек, чаще всего это 90 и 120 см. Небольшая разница в 30 см, но огромная — в эмоциональном восприятии! Стойка высотой 90 см — а, скорее, барный стол — характерна для кофейных баров или баров, работающих в дневное время. За таким баром-столом удобно готовить напитки, у него есть общая рабочая поверхность, которую используют и персонал, и гости. Гость видит процесс приготовления, работу персонала, чувствует себя причастным и подсознательно больше доверяет заведению — так создаётся аура гостеприимства, радушия, открытости и дружелюбия.

Стойка высотой 120 сантиметров имеет две поверхности: нижнюю — 85 см — и верхнюю — 120 см. За нижней работает бармен, верхняя находится во власти гостя. Таким образом между гостем и барменом создаётся искусственный барьер, который, на мой взгляд, необходим в алкогольном ночном баре — из соображений элементарной безопасности.

Строгих интерьерных традиций для баров нет: напротив, здесь допустима лёгкая стилистическая безалаберность, намеренный беспорядок — будто бар был создан не по проекту, а сформировался сам собой.

Обычно в оформлении баров используются тёмные тона, поскольку правильно подобранный приглушённый свет формирует ощущение комфорта. В то же время сегодня на рынок выходят новые концепты барных заведений, и дизайн не стоит на месте. Появляются бары, оформленные в ярких неоновых или, наоборот, пастельных тонах, с использованием новых материалов. Я как дизайнер приветствую эксперименты: если в баре удалось создать правильную атмосферу, то не всё ли равно, из чего сделана стойка?.. Успешный бар — не тот, где главенствуют концепция и дизайн, но где персонал искренне рад гостям. Даже не так: успешный бар — это тот, где люди рады людям.

Компания «Лаконизм»

 www.laconism.pro

Другие статьи
Смотреть все

Для создания гармоничного интерьера важно разбираться во всех тонкостях ресторанного бизнеса. Создать красивый интер...

Любому родителю знакома такая картина: чудесный, послушный, воспитанный ребёнок переступает порог кафе и превращается...

Сегодня расскажу, чем, на мой профессиональный взгляд, отличаются друг от друга концепции быстрого питания фри фло (f...

Одноразовая посуда и упаковка: бумажные стаканчики, алюминиевые и бумажные формы
«ФАРТОВ» ГК - профессиональный импортер торгового и пищевого оборудования из стран Юго-Восточной Азии.
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх