• Мы:

Китай и Япония: дизайн в этнотонах

Китай и Япония: дизайн в этнотонах

Рестораны японской и китайской кухни по-прежнему удерживают лидирующие позиции в рейтинге предпочтений посетителей заведений HoReCa. Немаловажным элементом создания таких ресторанов является соответствующий этнодизайн их интерьеров, о тонкостях создания которого рассказывают специалисты.

Японские миражи


– Для японского стиля характерны простейшие композиционные решения, так называемая колористика земляной гаммы (белый, серый, коричневый, черный и оттенки этих цветов) и натуральные материалы (дерево, камень, рисовая бумага), – рассказывает коммерческий директор компании «Метон» Марина Шелгунова. – Одной из важных составляющих атмосферы японского стиля является бамбук и другие ценные породы дерева, которые используются в отделке потолка и стен, изготовлении мебели и рулонных штор. Японский стиль не терпит перегруженности вещами – интерьер словно дышит. А основная стилевая нагрузка лежит на гармонично подобранных функциональных и декоративных деталях (мебель, текстиль, панно, напольные вазы, икебана). В декорировании используются традиционные национальные мотивы – иероглифы, листья, цветы, стебли бамбука, ветки сакуры, райские птицы.

– Внутреннее пространство японского помещения отличается специфичным «миражным» зонированием, которое создается с помощью зеркал, легких мобильных перегородок седзи, ширм, витражей, текстильных или бумажных занавесей, – говорит генеральный директор компании «Аллюр-Балтик» Юлия Киклевич. – При этом аскетичный японский стиль предполагает использование натуральных тканей (шелк, хлопок, лен) и материалов с включением природных компонентов (пенька, бамбук, рисовая бумага, дерево). У японцев особое отношение к природе, поэтому и их национальный стиль ассоциируется с природными материалами и цветами. Фактура ткани – ровная, спокойная. Возможны крупные рисунки растительной или мифологической тематики.

Некоторые находчивые рестораторы, воплощая японскую концепцию, в сервировке столов успешно применяют практику национального искусства оригами (создание из бумаги разнообразных фигурок) для складывания салфеток – своеобразное текстильное оригами.

– Что касается мебели, то для японского ресторана характерна низкая мебель из натурального дерева классических форм либо с резными ручками и ножками, – рассказывает Марина Шелгунова. – Легкие деревянные столики, низкие диванчики и пуфы. Японский стиль породил моду на минималистские столы-трансформеры, которые можно поднимать и опускать на необходимую высоту и перемещать с помощью колесиков, вделанных в ножки. Для японской мебели характерны сдержанные светлые тона, ее поверхность гладкая, без фактуры.

– В японском интерьере отсутствуют острые углы, многоугольные и громоздкие конструкции, – отмечает директор компании «Зиф-СТ» Владимир Таран. – Как правило, предметы прямоугольной формы, без особых изысков. Одна из основных особенностей японского стиля в мебели – отсутствие обивки. При этом сидеть на такой мебели все равно удобно, потому что изгибы сиденья, спинки и подлокотников максимально анатомичны.

Чаще всего в качестве материала для пола выбирается дубовый паркет из массива. Прямо на пол стелются плетеные маты (татами), окантованные текстилем, и циновки, которые могут использоваться и в качестве настенных украшений. К месту будут мягкие валики-подушки с яркими растительными мотивами.

Свет в японском интерьере мягкий и рассеянный. Источник света скрывается за бумагой или драпировкой. Классические японские светильники изготовляются из рисовой бумаги, также весьма распространены фонари из камня и ткани.

Специалисты отмечают, что в минималистский японский интерьер без проблем вписывается современная видео– и аудиоаппаратура.

И китайские мифы


В отличие от аскетичной простоты Японии, китайцы более плотно используют внутреннее пространство.

– Помещение в китайском стиле представляет собой своеобразный комплекс дом-сад, в котором реальность переплетается с мифологией, – объясняет Юлия Киклевич. – Специфичными архитектурно-композиционными элементами в интерьерах ресторанов китайской кухни являются колонны, балюстрады, беседки, ширмы, стеклянные витражные конструкции. Ширмы могут быть либо стационарными, либо портативными. В их отделке применяются ажурный и рельефный декор, орнаментация, символические зооморфные и растительные изображения, иероглифические надписи. Главные цвета – красный, золотистый и коричневый.

Важным элементом архитектуры и оформления китайского ресторана может стать украшение дверей и окон. Их расположение обычно тщательно продумано: широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяют интерьер с окружающим миром. Двери могут быть весьма причудливой формы – в виде круга или восьмиугольника. Так, круглые «лунные» двери символизируют совершенство бытия и напоминают о возвращении на небеса.

– Безусловно, важную роль в создании китайского интерьера в оформлении окон и беседок играет текстиль, – говорит Юлия Киклевич. – В большинстве случаев в китайском интерьере должны присутствовать легкие прозрачные занавески, пропускающие свет. Соответственно изящество китайского стиля предполагает использование легких, пластичных тканей. В данном случае востребован шелк и его имитация, тафта, тонкие росписи на грубых «бумажных» полотнах. Вместо прозрачной занавески можно повесить и вертикальные плотные рулонные шторы (австрийские или римские). С другой стороны, китайский интерьер может полностью исключать текстильное оформление окон.

Традиционным материалом для изготовления китайской национальной мебели является бамбук, обработанный специальным образом. Но китайские мебельщики не ограничивали себя только бамбуком и использовали древесину тика, дуба, вяза, красного дерева.

– Для этнических ресторанов, как китайских, так и японских, как правило, заказывают мебель из массива по эксклюзивным проектам, – комментирует Владимир Таран. – Одним из основных факторов при выборе деревянной мебели является внешний вид и фактура древесины, из которой она изготовлена. Так, мебель из твердых пород (акации, тиса, бука, дуба, клена, ясеня и др.) прочнее и меньше подвергается износу, чем мебель из мягких пород дерева (сосны, тополя). Изюминка китайской мебели – использование различных техник декорирования (многослойная лакировка темным полуматовым лаком, тонировка, подчеркивающая натуральность материала, старение древесины, инкрустация и художественная резьба).

– Помимо специфичной мебели, в интерьерах современных ресторанов китайской кухни заметный акцент делается на оформление потолочной зоны и стен декоративными стеновыми панелями, – добавляет Марина Шелгунова. – В данном случае также востребовано натуральное дерево.

Любой восточный стиль отличается изяществом, многообразием и сложностью. Минимализм, который лежит в основе японской и китайской культур, на современном уровне требует серьезного творческого осмысления. Несмотря на кажущуюся простоту, эти стили достаточно сложны в исполнении и требуют значительных финансовых вложений, если стоит задача достичь максимального соответствия результата первоначальному замыслу.

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Текстиль для гостиниц, хостелов, баз отдыха оптом от производителя.
Автоматизация ресторанного бизнеса
Оснащение предприятий общественного питания.  

управляющий ресторана «Щелкунчик» — первопроходца концепта фри фло в Санкт-Петербурге.

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх