• Мы:

Китай и Япония: дизайн в этнотонах

Китай и Япония: дизайн в этнотонах

Рестораны японской и китайской кухни по-прежнему удерживают лидирующие позиции в рейтинге предпочтений посетителей заведений HoReCa. Немаловажным элементом создания таких ресторанов является соответствующий этнодизайн их интерьеров, о тонкостях создания которого рассказывают специалисты.

Японские миражи


– Для японского стиля характерны простейшие композиционные решения, так называемая колористика земляной гаммы (белый, серый, коричневый, черный и оттенки этих цветов) и натуральные материалы (дерево, камень, рисовая бумага), – рассказывает коммерческий директор компании «Метон» Марина Шелгунова. – Одной из важных составляющих атмосферы японского стиля является бамбук и другие ценные породы дерева, которые используются в отделке потолка и стен, изготовлении мебели и рулонных штор. Японский стиль не терпит перегруженности вещами – интерьер словно дышит. А основная стилевая нагрузка лежит на гармонично подобранных функциональных и декоративных деталях (мебель, текстиль, панно, напольные вазы, икебана). В декорировании используются традиционные национальные мотивы – иероглифы, листья, цветы, стебли бамбука, ветки сакуры, райские птицы.

– Внутреннее пространство японского помещения отличается специфичным «миражным» зонированием, которое создается с помощью зеркал, легких мобильных перегородок седзи, ширм, витражей, текстильных или бумажных занавесей, – говорит генеральный директор компании «Аллюр-Балтик» Юлия Киклевич. – При этом аскетичный японский стиль предполагает использование натуральных тканей (шелк, хлопок, лен) и материалов с включением природных компонентов (пенька, бамбук, рисовая бумага, дерево). У японцев особое отношение к природе, поэтому и их национальный стиль ассоциируется с природными материалами и цветами. Фактура ткани – ровная, спокойная. Возможны крупные рисунки растительной или мифологической тематики.

Некоторые находчивые рестораторы, воплощая японскую концепцию, в сервировке столов успешно применяют практику национального искусства оригами (создание из бумаги разнообразных фигурок) для складывания салфеток – своеобразное текстильное оригами.

– Что касается мебели, то для японского ресторана характерна низкая мебель из натурального дерева классических форм либо с резными ручками и ножками, – рассказывает Марина Шелгунова. – Легкие деревянные столики, низкие диванчики и пуфы. Японский стиль породил моду на минималистские столы-трансформеры, которые можно поднимать и опускать на необходимую высоту и перемещать с помощью колесиков, вделанных в ножки. Для японской мебели характерны сдержанные светлые тона, ее поверхность гладкая, без фактуры.

– В японском интерьере отсутствуют острые углы, многоугольные и громоздкие конструкции, – отмечает директор компании «Зиф-СТ» Владимир Таран. – Как правило, предметы прямоугольной формы, без особых изысков. Одна из основных особенностей японского стиля в мебели – отсутствие обивки. При этом сидеть на такой мебели все равно удобно, потому что изгибы сиденья, спинки и подлокотников максимально анатомичны.

Чаще всего в качестве материала для пола выбирается дубовый паркет из массива. Прямо на пол стелются плетеные маты (татами), окантованные текстилем, и циновки, которые могут использоваться и в качестве настенных украшений. К месту будут мягкие валики-подушки с яркими растительными мотивами.

Свет в японском интерьере мягкий и рассеянный. Источник света скрывается за бумагой или драпировкой. Классические японские светильники изготовляются из рисовой бумаги, также весьма распространены фонари из камня и ткани.

Специалисты отмечают, что в минималистский японский интерьер без проблем вписывается современная видео– и аудиоаппаратура.

И китайские мифы


В отличие от аскетичной простоты Японии, китайцы более плотно используют внутреннее пространство.

– Помещение в китайском стиле представляет собой своеобразный комплекс дом-сад, в котором реальность переплетается с мифологией, – объясняет Юлия Киклевич. – Специфичными архитектурно-композиционными элементами в интерьерах ресторанов китайской кухни являются колонны, балюстрады, беседки, ширмы, стеклянные витражные конструкции. Ширмы могут быть либо стационарными, либо портативными. В их отделке применяются ажурный и рельефный декор, орнаментация, символические зооморфные и растительные изображения, иероглифические надписи. Главные цвета – красный, золотистый и коричневый.

Важным элементом архитектуры и оформления китайского ресторана может стать украшение дверей и окон. Их расположение обычно тщательно продумано: широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяют интерьер с окружающим миром. Двери могут быть весьма причудливой формы – в виде круга или восьмиугольника. Так, круглые «лунные» двери символизируют совершенство бытия и напоминают о возвращении на небеса.

– Безусловно, важную роль в создании китайского интерьера в оформлении окон и беседок играет текстиль, – говорит Юлия Киклевич. – В большинстве случаев в китайском интерьере должны присутствовать легкие прозрачные занавески, пропускающие свет. Соответственно изящество китайского стиля предполагает использование легких, пластичных тканей. В данном случае востребован шелк и его имитация, тафта, тонкие росписи на грубых «бумажных» полотнах. Вместо прозрачной занавески можно повесить и вертикальные плотные рулонные шторы (австрийские или римские). С другой стороны, китайский интерьер может полностью исключать текстильное оформление окон.

Традиционным материалом для изготовления китайской национальной мебели является бамбук, обработанный специальным образом. Но китайские мебельщики не ограничивали себя только бамбуком и использовали древесину тика, дуба, вяза, красного дерева.

– Для этнических ресторанов, как китайских, так и японских, как правило, заказывают мебель из массива по эксклюзивным проектам, – комментирует Владимир Таран. – Одним из основных факторов при выборе деревянной мебели является внешний вид и фактура древесины, из которой она изготовлена. Так, мебель из твердых пород (акации, тиса, бука, дуба, клена, ясеня и др.) прочнее и меньше подвергается износу, чем мебель из мягких пород дерева (сосны, тополя). Изюминка китайской мебели – использование различных техник декорирования (многослойная лакировка темным полуматовым лаком, тонировка, подчеркивающая натуральность материала, старение древесины, инкрустация и художественная резьба).

– Помимо специфичной мебели, в интерьерах современных ресторанов китайской кухни заметный акцент делается на оформление потолочной зоны и стен декоративными стеновыми панелями, – добавляет Марина Шелгунова. – В данном случае также востребовано натуральное дерево.

Любой восточный стиль отличается изяществом, многообразием и сложностью. Минимализм, который лежит в основе японской и китайской культур, на современном уровне требует серьезного творческого осмысления. Несмотря на кажущуюся простоту, эти стили достаточно сложны в исполнении и требуют значительных финансовых вложений, если стоит задача достичь максимального соответствия результата первоначальному замыслу.

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Антон родился в Ленинграде в 1985 году. Учился в Морском техническом колледже по специальности «судовой повар». 

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх