• Мы:

Иван Арцишевский, ведущий специалист в области этикета и протокола в России: «Официант сегодня несёт культуру будущего мира!»

03 Апреля 2015
Иван Арцишевский, ведущий специалист в области этикета и протокола в России: «Официант сегодня несёт культуру будущего мира!»

Во всём мире владелец заведения — хозяин — старается так научить официанта, чтобы он воспринимал человека, приходящего в ресторан, как гостя. Соответственно, официант радуется, старается ему всячески помочь и вкусно накормить. У нас до сих пор часто встречается другое отношение: мол, я работаю, а вы тут ходите!.. К сожалению, это наследие советской системы, которое осталось ещё в очень многих — я не хочу сказать, что во всех, но в очень многих — официантах. Они начинают либо прислуживать, либо заноситься. И то, и другое является сторонами одной медали — комплекса неполноценности. От него необходимо избавляться!

«Советую официанту начать искренне радоваться, что человек пришёл к нему в гости. Да, в ресторан приходят разные люди. Но на то ты и профессионал, чтобы быть психологом и понимать каждого из них».

Учитесь психологии и основам конфликтологии


Избавляться очень просто: советую официанту начать искренне радоваться, что человек пришёл к нему в гости. Да, в ресторан приходят разные люди. Но на то ты и профессионал, чтобы быть психологом и понимать каждого из них.

Официант — на самом деле тяжёлая работа, и надо учиться не только этикету (подаче вилок, ножей и так далее), но и человеческой психологии, коммуникации. Учиться основам конфликтологии. Люди действительно бывают разные — иногда приходят откровенные хамы, и надо уметь защищаться от хамства. Психикой человека можно управлять, и гостя можно заговорить, отвлечь, заинтересовать чем-то — есть ведь ещё и любопытство, есть халява. Словом, можно найти к нему правильный в данной ситуации подход. В этом и заключается профессионализм официанта.

Сегодня коммуникации очень важны. Потому что мир — человеческая цивилизация в целом — переживает переходный процесс, время транзита. Это время очень сложное. Об этом не любят говорить ни по радио, ни по телевизору, но мы должны понимать, что общество потребления начинает уходить. Очень постепенно, не везде равномерно. Россия, как всегда, отстаёт. Но и у нас уже возникают новые институты, новые образования, связанные с человеком. Говоря языком философии, антропоструктуры побеждают социоструктуры. А проще — постепенно важнее всего становится человек, свободные люди.

Это очень сложный процесс. Он связан с успехами в биологии, с успехами в информатике, в квантовой механике. Через десять-двадцать лет мир будет совсем другой: человечество к этому готовится. Те социоструктуры, которые существуют сегодня не в виде государства — государство ещё надолго останется, а в виде способов управления государством, уходят.

Эти вызовы мы в России воспринимаем пока тяжело. Но и у нас сейчас начинают понимать: чтобы успешно работать, нужно уметь коммуницировать. Потому что коммуникация — это вторая сторона любой профессии.

Если вы не умеете коммуницировать, то не сможете стать успешным


А уж профессии официанта коммуникация касается прежде всего! Вы можете быть прекрасным специалистом в своём деле, но если вы не умеете коммуницировать, то не станете успешным — просто не сможете.

Когда-то Бродский спрашивал, может ли человек, который умеет хорошо строить самолёты, не читать Диккенса? Может. Он будет строить прекрасные самолёты, но будет менее разносторонним, а значит — менее счастливым, потому что у него в жизни будет меньше выбора.

Однажды мы на курсе с детьми говорили о столовом этикете. Я спросил их: «Дети, а для чего вам всё это нужно?» Они тянули руки, кто-то отвечал: «Чтобы всегда хорошо выглядеть», кто-то говорил о культуре поведения в обществе, а одна девочка, задумавшись, вдруг сказала: «Чтобы быть счастливым…». И это правда! Потому что чтобы быть счастливым, надо хорошо работать, любить людей, хорошо относиться друг к другу, уважать достоинство другого человека, независимо от того, согласны вы с ним или нет — именно из этого складывается счастье. А не из наличия «Бентли» и шести самолётов.

И мир стремительно идёт к этому, эта идеология создаётся в передовых странах передовым отрядом людей, которые сегодня объединяются: преподаватели университетов, учёные и бизнесмены, экономисты и финансисты. И мир станет совершенно другим в силу очень многих причин и главное — в силу технологических изменений, которые неизбежно произойдут.

Официант первым может нести культуру нового мира


И это напрямую касается официантской профессии! Да, чтобы стать официантом, нужно знать, как разложить вилки, как разложить ножи и тому подобное, но ещё нужна коммуникация — которая является основой будущего. Человек, чтобы вжиться в этот новый мир, который грядёт, должен уметь коммуницировать. А официант — тем более! Потому что гостю в ресторане необходимо не только вкусно поесть, но ещё и нормально пообщаться, увидеть нормальных, приятных ему людей.

При этом ни для гостя, ни для официанта совершенно не должно быть важно, как относится каждый из них к тому или другому событию и даже какой они национальности. Потому что мы не популяция, не population: популяция — это самовоспроизводящиеся особи. Мы — народ! А народ — это когда люди уважают достоинство другого человека, хотя могут быть с ним совершенно не согласны.

Сегодня из общества это понятие совершенно выхолощено, его нужно возвращать глобально. Причём официант сейчас может первым нести эту культуру — если он, конечно, сам является культурным человеком и представителем народа, а не population.

«Во всех странах мира официант — очень престижная профессия. Призываю вас гордо нести это звание, ведь именно вы являетесь лицом заведения, а часто и лицом страны: гости, приезжающие из-за рубежа, оценивают жителей страны по людям, которых они встречают. Нередко именно официанты формируют у них представление обо всех россиянах».

«Общество потребления сегодня начинает уходить. Очень постепенно, не везде равномерно, но важнее всего становится человек, свободные люди. Через десять-двадцать лет мир будет совсем другой, и официанты могут стать первыми проводниками этого нового мира».
Иван Сергеевич Арцишевский родился 17 июня 1950 года в семье эмигрантов в Дальнем (Далянь), КНР. Обучался в колледже Англо-Латино в Сан-Паулу (Бразилия). Окончил Латвийский государственный университет имени П. Стучки по специальности математика. Работал в Ленинградском отделении Госкоминтуриста руководителем группы информации, руководителем группы дополнительных услуг. В 1991 году вошёл в число основателей Конгресса соотечественников, был генеральным директором Ленинградского отделения. В 1994 году — генеральный директор III заседания совета директоров Европейского банка реконструкции и развития. С 1998 по 2006 годы — начальник Управления государственного протокола Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга.
В 2001 году Иван Арцишевский основал петербургскую Школу протокола и этикета — первое в стране лицензированное учебное заведение подобного профиля. В результате расширения Школа была реорганизована в «Европейский формат», а затем — в «Центр эффективных коммуникаций». Ведёт курсы этикета Ивана Арцишевского, а также радиопередачи об этикете на радиостанции «Эхо Москвы в Петербурге».
Иван Арцишевский сегодня является ведущим специалистом в области этикета и протокола в нашей стране. Являясь представителем в России «Объединения членов рода Романовых», организует их визиты и сопровождает членов династии в протокольных поездках. Участвует в многочисленных радио- и телепередачах, автор нескольких книг по этикету, в том числе для детей. Читает лекции в Стокгольмской школе экономики и в Санкт-Петербургском государственном университете. Член «Союза русских дворян» (Париж). Продолжает интересоваться математикой и физикой, имеет интересные работы.
Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх