• Мы:

Ирония и рационализм итальянцев

Ирония и рационализм итальянцев

До 28 февраля в Санкт-Петербурге можно будет увидеть лучшие предметы итальянского дизайна ХХ века. Экспозицию составляют утилитарные, на первый взгляд, предметы, но каждый из них стал в свое время прорывом, откровением, предметом культа. Выставку под названием «100 предметов итальянского дизайна» представляют лофт-проект «Этажи» и миланский музей «Триеннале». Мы посетили ее вместе с известным петербургским дизайнером Егором Архипенко и побеседовали с ним об итальянском дизайне вообще и его применении в интерьерах ресторанов в частности.

- В Милане, в главном штабе музея «Триеннале», который привез данную экспозицию, есть очень хороший ресторан, - начал экскурсию Егор Архипенко. - В нем посетители сидят на объектах, которые представлены и в залах музея. Там каждый стул и стол не просто в единственном экземпляре, он завоевал мировую известность. И сознавать это, узнавать «знаменитостей» приятно. А если не знаешь их, то можно прочесть наклеенную на объект табличку и познакомиться, проникнуться уважением. Одно дело, когда ты рассматриваешь предмет в музее, и другое - при непосредственном контакте. Ресторан как музей дизайна – это интересная концепция.

- В чем особенность итальянского дизайна?

- Он яркий, солнечный, ироничный. Вот, например, Tube Chair - предмет мебели, состоящий из нескольких модулей. Выглядит он скорей как детская игрушка. Концентрические трубы разного размера, обтянутые эластичным материалом насыщенных цветов, скрепляются друг с другом в любой конфигурации, в итоге мы можем получить высокое, низкое или длинное кресло, диван, шезлонг. Отчетливые чистые и забавные формы, кроме всего прочего, чрезвычайно рациональны. Кресло - удобное и легкое в сборке. Его автор Джо Коломбо - антидизайнер, как он именует сам себя. Проект 1969 года, а смотрится современно и сегодня.

Или вот Joe, кожаный диван, изготовленный в форме гигантской бейсбольной перчатки. Забавно выглядит и актуально, хотя вещь 1971 года. Опять же, когда сидишь на ладони, это очень метафорично.

- Такой диван можно использовать в ресторане или клубе.

- Вполне. У итальянских дизайнеров много интересного, и, конечно, хотелось бы это видеть в петербургских ресторанах. Если рассматривать предметы, представленные в экспозиции, то, хотя большинство из них уже история, практически все объекты до сих пор производятся.

Вот, например, табурет Mezzadro. Он находится в постоянных коллекциях музеев дизайна по всему миру и до сих пор выпускается фирмой «Занотта» в 6 цветовых вариациях. Он тоже выглядит современно, легко впишется в интерьер бара и даже офиса, а между тем, его дизайн был разработан в 1957 году. Правда, в массовое производство объект поступил много лет спустя, в 1971-м. Табурет, произведенный братьями Кастильони, - прекрасная иллюстрация того, как ироничное и функциональное объединение готовых заводских частей может создать новый продукт. Что они придумали? Покрасили в оранжевый цвет стальное сиденье трактора начала ХХ века и насадили его на металлическую ножку с деревянной поддержкой. Все части скреплены так называемыми барашковыми гайками, которые обычно используются в конструкциях велосипедов. Стул можно с легкостью собрать самостоятельно с помощью обычной отвертки.

- То, что объекты 1960-х смотрятся актуально сегодня, возможно, объясняется сегодняшней модой на стиль 60-х?

- Да, есть такая тенденция – повторение стиля 1960-70-х, но не в этом дело. Ричард Саппер, немец по происхождению, но выросший в Милане и окончивший там школу дизайна, однажды сказал: «Эстетика не имеет ничего общего с модой. Пока логика рынка диктует, что один тренд должен быть использован в этом году, а в другом замещен новым, качественный дизайн остается вне времени. Если что-то красиво сегодня, то оно останется красивым и через 10 лет». Вот, по-моему, объяснение вечной актуальности лучших дизайнерских изобретений.

- Как вы думаете, почему так популярен именно итальянский дизайн?

- То, что итальянский дизайн лучший, – стереотип для широких масс. Итальянцы заслужили славу, потому что очень много работали и создали впечатляющие вещи именно в ХХ веке. Если сейчас смотреть на дизайн, то в XXI веке популярен скорее симбиоз скандинавского, японского и итальянского дизайна. Итальянский дизайн всегда был жизнерадостным, но это не отменяет популярность более сдержанных скандинавского и японского. Просто жители Апеннин уже сделали бренд из словосочетания «итальянский дизайн».

- Считается, что если вещь спроектирована именитым дизайнером, значит, в цене будет на один нолик больше. Так надо ли использовать авторские вещи в общественных интерьерах?

- Дизайн находится на границе искусства и утилитарности, он должен жить в пространстве, им надо пользоваться. Конечно, стулу за 250 тысяч евро место в музее, а не в ресторане. Но многие известные сегодня дизайнеры сделали себе имя, работая именно на массового потребителя. Взять хотя бы Фабио Новембре. Его стулья можно купить за 100 евро у марки «Кортелли». Для меня это хороший показатель, когда дизайнерская вещь становится массовой, плохо было бы, если бы Ван Гог написал 500 одинаковых картин.

Кстати, на выставке представлен стеклянный стол Фабио Новембре Org, разработанный и выпущенный в производство в 2001 году. Он мне нравится тем, что не просто функционален, а еще и похож на безделицу. Посмотрите, у него вместо ножек веревки, и какие из них являются опорами, не разберешь, пока не потрогаешь. Это как аттракцион или ребус: надо разгадать, как же он стоит, сколько же опор на самом деле? Фабио Новембре в какой-то степени подтолкнул многих дизайнеров реализовывать свои не только рациональные идеи, но и те, что похожи на шутку, на игру. Этот объект интересен всем, даже людям, далеким от дизайна.

- А что из представленного на выставке лично вы выбрали бы для интерьера ресторана?

- Очень классно поставить в зал ресторана мотороллер Vespa, модель 1946 года. На таком Одри Хепперн каталась в «Римских каникулах». Отталкиваясь от одного объекта, можно создать концепцию ресторана, в данном случае был бы экскурс в историю…

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Крупнейшая компания международного бизнес-формата cash&carry (мелкооптовая торговля).
Сервировочные доски и предметы интерьера из дерева
Оборудование и посуда для ресторанов и кафе; торгово-холодильное оборудование.
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх