Top.Mail.Ru

Фастфуд и стритфуд: ещё вкуснее, ещё демократичнее. Ресторанный рынок постепенно выходит из кризиса, но тенденция к демократизации заведений сохраняется

08 Декабря 2017
Фастфуд и стритфуд: ещё вкуснее, ещё демократичнее. Ресторанный рынок постепенно выходит из кризиса, но тенденция к демократизации заведений сохраняется

Совсем скоро будет подсчитан объём ресторанного рынка — 2017, еще чуть-чуть — и статистика нам предоставит свежие данные о количестве новых заведений и выигрышных форматах и концепциях. Но уже сейчас понятно, что уходящий год стал годом демократизации: в тренде — недорогие форматы заведений. Эксперты прогнозируют развитие данной тенденции и в следующем году. В небольшом обзоре — мнения профессионалов ресторанного рынка: что его ждёт в следующем году? В какие помещения и концепции вкладывать деньги рестораторам и инвесторам? Мы говорим о будущих трендах.

Люди будут чаще обедать и ужинать вне дома

Уже можно говорить о том, что общественное питание переживает кризис более стабильно, нежели другие розничные рынки — такие как рынок продуктов питания, одежды и обуви.

В целом, культура питания вне дома развивается и достигла того уровня, когда люди перестали заказывать столики в ресторанах только для торжественных мероприятий и начали делать это гораздо чаще. А уж что касается таких форматов как кофейни, бургерные, кондитерские и им подобные, то эти заведения спокойно посещаются несколько раз в неделю.

— Поэтому хорошо, что, образно говоря, в каждом дворе сейчас возникают гастробары, — говорит Дмитрий Дикман, владелец ресторанов «Ять» и «Петруша» и двух закусочных «Дикman`s Deli». — И неважно, останутся люди в индустрии или нет — так возникает гумус, почва. Если раньше гости в ресторанах не ели, а только праздновали, то сейчас они ходят есть.

Эксперт отмечает две важные взаимосвязанные тенденции. На рынок выходят молодые рестораторы, открывающие свои первые проекты. Очень часто такие проекты появляются в спальных районах, и поначалу ресторатор думает о том, что будет кормить только «себя и друзей». Но постепенно круг посетителей расширяется, заведение обрастает постоянными гостями и начинает жить полноценной ресторанной жизнью.

И эта тенденция неотделима от того, что люди, живущие в спальных районах, сегодня очень положительно принимают открытие новых заведений рядом. Они уже не хотят далеко ездить, чтобы просто пообедать или поужинать. И в этом — надежда на дальнейшее развитие рынка.

Рестораторы начнут ещё сильнее снижать средний чек

Но подобные проекты влекут за собой ещё одну тенденцию: чтобы заведение сегодня быстро стало успешным и обрело своих постоянных гостей, его средний чек должен быть очень недорогим.

— Мир быстро изменился, и молодёжь будет теснить остальных, — отмечает Дикман. — У молодых нет косности, нет штампов, они живут будущим, постоянно развиваются, постоянно ищут — и находят! — что-то новое. Поэтому, думаю, в следующем году надо ждать всплеска интересных подач при снижении чека.

— Нужно забыть про радикально высокие цены, — поддерживает своего коллегу Владимир Леншин, генеральный директор Санкт-Петербургской школы барменов «Точка с запятой», соучредитель ресторана «Четыре Четверти». — При этом всё должно быть очень интересно, но просто и понятно. Сейчас, когда повальное увлечение молекулярной кухней в общем-то прошло, хочется понимать, что ты ешь, без угадывания ингредиентов. И если мне предложат винегрет с чипсами из свёклы, гренками из селёдки и пеной из майонеза, то, честное слово, мне проще съесть отдельно свёклу, отдельно — селёдку.

От сезонных продуктов — к своей ферме

Таким образом, тенденция использования хороших сезонных продуктов — понятных, простых и вкусных — усилится в новом году возвратом к простым блюдам. Которые на поверку оказываются не так уж и просты!

— До революции, когда человек приходил устраиваться поваром, у него хозяин ресторана не спрашивал диплом, — улыбается Леншин. — Он просил приготовить самое простое: пожарить картошку, сварить яйцо «в мешочек» или всмятку, пожарить омлет. Потому что на самом деле это сложные блюда, ведь чтобы они получились так, как нужно, повар должен суметь «поймать момент»!

А вот Иван Березуцкий, уверенно выводящий вместе с братом-близнецом Сергеем российский ресторанный рынок на уровень мирового, считает одной из ближайших тенденций наличие при ресторане собственной фермы. Кухню ресторана Twins Garden, входящего в список ста лучших ресторанов мира, на 70% обеспечивает ферма в Калужской области: 50 гектаров земли, для ресторана Ивана и Сергея выращивают около полутора сотен видов овощей, фруктов, ягод и трав, разводят рыбу и птицу, выращивают коров молочных пород и даже редких нубийских коз — из их молока производят сыр.

— И мне кажется, возможно, не в следующем году, а года через два-три, все поймут, что иметь собственную ферму при ресторане — это очень круто! — говорит Иван. — Ведь будущее — за качественным продуктом, который будет рулить не один год. Поэтому рекомендую рестораторам прислушиваться к шефам. Мы каждый день на работе, мы чувствуем гостей и имеем больше, чем кто бы то ни было, обратной связи.

Моноконцепция: суперкачество за вменяемые деньги

От качественного продукта — один шаг до моноконцепции, за которую ратуют Березуцкие.

— Надо вкладывать деньги в понятные, выверенные концепции: в следующем году будут рулить именно они, — считает Иван. — Если в Москве пошли крабовые рестораны, то в следующем году в Петербурге тоже будут. Появится ряд сильных крабовых проектов, и впереди окажутся концептуальные рестораны, продающие суперкачественный продукт за вменяемые деньги. И здесь нет противоречия, это вполне возможно: у нас в Москве открыто два крабовых заведения, которые построены на принципе «суперкачество по вменяемой цене», и мы думаем о третьем. При этом неважно, крабовые это будут места, сырные заведения или какие-то ещё: пусть будут разные, но — с тем же подходом. Гости приходят в ресторан, получают качественные продукты, платят за него понятные деньги, и ресторан на этом специализируется.

— Нишевые монопродуктовые форматы начнут реализовываться в более интересном качестве и, наконец, завоюют сердца гостей, — согласна с коллегой Людмила Иванова, совладелица и автор концепции кафе «Мечтатели».

Фастфуд и стритфуд: ещё вкуснее, ещё демократичнее

Ожидается, что фастфуд и стритфуд в следующем году также будут искать разные формы, становиться многообразнее. Принцип «вкуснее и демократичнее» в данных сегментах важен, как ни в каких других. И то, что это возможно, доказывает появившаяся осенью 2016‑го на рынке сначала Москвы, а через год — и Петербурга израильская франшиза Cofix.

В Москве у неё множество точек, и точка на Павелецком вокзале, например, уже очень мощно влияет на окружающие кофейни: все они снижают цены на кофе, несмотря на свои концепции и притязания, а некоторые вообще вынуждены релоцировать свои заведения. Но Cofix популярен не только тем, что продаёт доступный кофе.

Особенность концепции состоит в том, что все блюда и напитки продаются по единой фиксированной цене 60 рублей, и гость, идя в заведение, может заранее спланировать, сколько блюд он возьмёт, не думая о том, какие именно они будут — кофе с пирожным или салат с чем-то ещё. В ритейле мы знакомы с концепцией фиксированных цен в сетевых магазинах, имеющих большие обороты и прибыли; на очереди — общепит. И Cofix — первое заведение общественного питания, которое пошло путём фиксации цен на всё меню.

— За год мы открыли более 30 точек в Москве, а теперь активно развиваем сеть в Петербурге, — рассказывает Алексей Лоборев, руководитель отдела франчайзинга компании Cofix. — Залог нашего успеха — справедливая фиксированная цена на всю продукцию плюс неизменное качество. Это философия рационального потребления, которая активно распространяется по всему миру. Вы приходите, заказываете, что хотите, и не думаете о цене. У нас низкий порог входа: 60 рублей — та сумма, с которой не жалко расстаться.

Фактически Cofix продвигает в России новую концепцию — заведение с одной фиксированной ценой на любое блюдо. Новую для нас концепцию развивают и опытные московские рестораторы Александр Кан и Илиодор Марач, открывшие ресторан True Cost с парадоксальными ценами: порция картофеля фри в 150 граммов за 8 рублей 90 копеек, салата оливье — за 60 рублей 46 копеек. Всё остальное в такой же ценовой категории. Но парадокс лишь на первый взгляд: дело в том, что вход в ресторан по билетам: до 16.00 билет стоит 150 рублей, после 16.00–500. Купил — и ешь, что хочешь, по себестоимости.

Эта концепция так и называется — тру кост (true cost) — и означает то, что цены в меню рассчитаны по себестоимости продуктов, а вход в заведение платный. Рестораторы открыли уже три заведения, строя сеть заведений тру кост.

— Думаю, в фастфуде и стритфуде будет множество изменений, — подтверждает Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада. — А в связи со множеством конгрессных мероприятий в следующем году в Петербурге будет востребован качественный кейтеринг.

Русская кухня будет развиваться во всех сегментах общественного питания 

Что касается кухни, которая становится и будет становиться всё более популярной, то… «Бургерами вроде наелись, теперь можно и котлету на булке попробовать. Или пирожки — почему бы и нет?» — улыбается Леонид Гарбар.

Русская кухня, по его мнению, будет развиваться во всех сегментах общественного питания. В следующем году в Петербург приедет множество иностранных гостей, которым гораздо интереснее пробовать русские блюда, нежели итальянские, японские или какие-
то ещё.

Но русская кухня до сих пор требует осмысления. С одной стороны, люди ищут старинные рецепты, пробуют их готовить. С другой — понимание того, что вкусы изменились, требует адаптации блюд. С третьей — достаточно сложно, если это вообще возможно, отделить «русские блюда» от, например, «французских»: влияние приезжавших в Россию иностранных поваров на местную кухню слишком обширно, чтобы сегодня его можно было попросту «вычленить». Да и зачем?

Всё это позволяет русской кухне формироваться заново, и многие её адепты, идя своими путями, работают над этим сообща. Скорее всего, эта тенденция — создание и развитие современной русской кухни — продлится не просто в следующем году, а в течение нескольких ближайших лет, а, возможно, и десятилетий.

Площади: двести метров хуже, чем сто 

«Недорого и вкусно» заставит рестораторов использовать с толком каждый метр ресторанной площади.

— Из небольшого количества моих точек «Дикman`s Deli» 200 метров хуже, чем 100, — отмечает Дмитрий Дикман. — Из-за арендных ставок, большой конкуренции, недостаточной проходимости. Сегодня очень важна экономика, поэтому, думаю, площади заведений будут уменьшаться.

— Заведения совершенно точно должны быть небольшими по площади и с очень маленьким по объёму меню — порядка 10–15 позиций. Лучше пусть оно часто меняется, — подтверждает Владимир Леншин. — И, конечно, очень важна атмосфера, потому что любой ресторан, бар, кафе — это театр. Человек приходит не к столам, стаканам и тарелкам, и даже не к еде и напиткам, а к совокупности факторов: когда есть атмосфера, когда в заведении вкусно, интересно и дружелюбно.

Владимир считает, что ресторанам сейчас очень не хватает душевности.

— Я почти перестал ходить по кафе, барам и ресторанам, потому что стало неинтересно в человеческом смысле, — говорит он. — Всё вкусно, не придраться ни к еде, ни к посуде, ни к дизайну — а души нет! Если ресторатор не поймёт, что к нему приходят не клиенты, а гости, то и клиенты перестанут приходить — им проще будет заказать доставку на дом.

Вперёд, в 2018‑ый!

Людмила Иванова назвала ещё ряд тенденций 2018 года:

• В следующем году продолжат быть в тренде авторские проекты «ручной работы» гастрономического формата.

• Рестораторы будут уделять завтракам больше креативности и внимания.

• Устойчивый в последние несколько лет спрос на интересные винные карты, скорее всего, обогатится более узкими нишевыми идеями и их качественным воплощением.

Людмила акцентирует, что импортозамещение и введение санкций позволило серьёзно поднять качественный уровень продуктов, и в следующем году рестораторы ждут стабильности этих продуктов и их поставок.

— Годы кризиса приучили гостей быть более разборчивыми и выбирать по-настоящему качественные, концептуальные места, — добавляет она. — С каждым годом становится всё меньше консервативности в выборе блюд, а готовность пробовать что-то новое возрастает. Кроме того, я вижу достаточно устойчивую тенденцию совмещения еды с развлечением и обучением: сейчас модно учиться разбираться в вине, ходить на кулинарные мастер-классы.

По данным, приводившимся на конференции РБК, в 2017 году ресторанный рынок начал выходить из кризиса. Упав за 2015–2016 годы почти на 8%, в первой половине 2017‑го его оборот вырос на 0,1%. Это совсем немного, но это рост! В конце года, как прогнозируют эксперты РБК, оборот вырастет ещё на 0,2% по сравнению с показателем прошлого года.

По итогам же 2018‑го года РБК ожидает рост рынка на 1,2%.

Гости начинают всё больше активизироваться, и главная задача рестораторов — успеть вписаться в новые тенденции — в новый 2018‑й год! И пусть нас всех ждёт удача!

Светлана Куликова

Другие статьи
Смотреть все

В Москве, в ресторане «Малиновка» состоялся бизнес-завтрак – встреча в неформальной обстановке пред...

"Вкусно - и точка", фактический преемник ушедшего из России "Макдоналдса", планирует построить со...

ФАС согласовала продажу франчайзинговых ресторанов KFC Федеральная антимонопольная служба России согласовала приобрет...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх