• Мы:

Современное образование в индустрии гостеприимства

16 Марта 2020
Современное образование в индустрии гостеприимства

В 1994 году был создан факультет туризма и гостиничного бизнеса на базе Инженерно-экономического университета. В 2019 году факультет отпраздновал 25 лет. Настоящее становление факультета продолжается на основе объединения трех университетов: ФИНЭК, СПбГУСЭ и ИНЖЭКОН, только сейчас мы называем его «Факультет сервиса, туризма и гостеприимства».

Степанова Светлана Александровна – доктор экономических наук, профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства экономического университета, рассказала о направлении, предоставляемых сегодня стажировках и других возможностях для студентов.

Рост по карьерной лестнице подразумевает наличие магистратуры

Светлана Александровна, кого вы готовите на данном направлении?

- Бакалавров и магистров по специальностям «гостиничное дело» и «менеджмент в индустрии питания».

Кто является вашими студентами?

- В основном, выпускники школ. В магистратуре контингент разный.

Важно ли сегодняшнему работодателю наличие у сотрудника высшего образования?

- Все зависит от подхода работодателя. Если сотрудник заинтересован в движении по карьере, то стандарты предусматривают наличие магистратуры.

На Ваш взгляд, существует ли запрос общества на таких специалистов?

- Спрос специалистов в области гостиничного дела достаточно большой. В прошлом году мы начали процесс организации стажировок студентов. В отличие от практик, которые мы имеем по ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), стажировка является предстадией практики, которую студенты должны пройти. Она предлагается студенту на вольных началах и проходит параллельно с образовательной программой. Если студент уже готов начать осваивать какие-то профессиональные компетенции, то ему подбирается режим для совмещения с учебой. Как правило, он становится стажером на управленческих должностях, благодаря чему приобретает не только сервисные, операционные и технологические навыки, но и определяется уже с точки зрения компетенций управленческих должностей.

Рынок нуждается в специалистах сферы гостеприимства

В каких отелях и гостиницах стажируются студенты?

- Такие стажировки на сегодняшний день проводятся с гостиницей «Амбассадор», «Мойка 22 Кемпински». Также мы ведем переговоры с отелем «Рэдиссон Соня» и «Сокос». Ребята выходят на стажировку 1-2 раза в неделю в течение осеннего или весеннего семестра. Это связано и с нехваткой в этот период кадров в гостиницах, и с нехваткой практики в образовательной программе университета. Мы ищем пути, чтобы к высокому сезону гостиницы были обеспечены дополнительным персоналом, которого, как правило, не хватает. На наш взгляд, рынок нуждается в специалистах, которых мы готовим.

Кто первыми предложил сотрудничество: университет или отели?

- Это произошло как-то взаимно. Сейчас наши студенты даже имеют возможность получать стипендию от работодателя.

Контролируете ли вы трудоустройство студентов?

- Такая задача стоит, но пока что мы не смогли посчитать сколько выпускников за последние два года пошли работать в нашу отрасль. Предварительно могу сказать, что это около 55 процентов. Остальные уходят из гостиничного бизнеса. Это не означает, что работа им не нравится, что она неинтересная, а отражает невысокий уровень зарплат. Ведь кроме карьеры ребята ищут и финансовую стабильность.

Технологи-управленцы

Имеются ли аналогичные стажировки на специальности «менеджмент в индустрии питания»?

- C 18 февраля началась стажировка в сетевом ресторане Romeo`s Bar and Kitchen. Пока что в инструкции рассмотрены только сервисные технологии – то есть должность официанта. На самом деле, в направлении гостиничное дело у нас есть профиль, который называется «организация управления в гостиничном и ресторанном бизнесе». Открывая такой профиль, мы расширяем возможности трудоустройства студентов, потому что они в результате знают не только гостиничное дело «от а до я», но также могут работать на предприятиях индустрии питания. Данное направление мы только запускаем, но по факту это трансформация прежнего направления под названием «технологии продукции и организация общественного питания», в рамках которого мы готовили технологов. Опыт показывает, что технологи больше требуются на крупных пищевых предприятиях. Поэтому, понимая, что направление не очень актуально для рынка общественного питания, а также не совсем профильное для нашего экономического университета, мы решили открыть профиль «менеджмент в индустрии питания». Менеджеры данного профиля выпускаются со знанием и технологий, и управления. Если проанализировать учебные заведения Петербурга, ни в одном ВУЗе нет такого профиля.

Вы надеетесь, что направление будет востребованным?

- Да, предприятия сферы питания распространена во всех регионах. В условиях импортозамещения и развития индустрии питания, мы считаем, что две стороны могут найти друг друга.

Экскурсии, мастер-классы, программы обмена

Как вы разрабатывали методики обучения для нового профиля?

- В системе формирования учебных планов по различным направлениям существуют определенные рамки, в которых мы работаем. Например, ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. Соответственно, учитывая существующие стандарты, а также требования работодателя,  мы составляем учебную программу. Мы используем классические методы – лекционные, а также интерактивные – мастер-классы, приглашаем многих практиков бизнеса. К нам достаточно активно приходят работодатели.  Они преследуют и цели собственной рекламы, и поиска профессионального персонала. Также мы проводим профессиональные экскурсии и мастер-классы. Например, «развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге». Это автобусная экскурсия, где рассказывается как город развивается с точки зрения истории гостиничного бизнеса. Организуется поездка «модели развития гостиничного бизнеса в Эстонии». Ребята знакомятся с различными типами предприятий размещения. То есть экскурсия и культурно-познавательная, и профессиональная. Конечно, мы отправляем студентов и в другие страны. У нашего международного отдела много предложений с точки зрения академической мобильности. Ребята имеют возможность поехать учиться на семестр в ВУЗ другой страны. В Саймонском университете прикладных наук есть даже возможность получить два европейских диплома.

Является ли стажировка бесплатной для студентов?

- Все зависит от того, за счет чего существует программа обмена. Чаще всего это бесплатное обучение и оплата студентом проживания. В каких-то случаях выделяются места за счет «Эразмуса» (некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами). Некоторые университеты выделяют стипендии.

Каково соотношение практики и теории в европейский ВУЗах?

- В европейских университетах практика может длиться семестр, студент может работать в ресторане, а ресторан может быть и вовсе учебным.

В стенах вашего университета этого не позволяет осуществить федеральный стандарт?

- Да, есть ограничения. К сожалению, у нас получается ввести только один месяц практики в год. За счет стажировок мы улучшаем систему. Но могу сказать, что не все студенты хотят дополнительной нагрузки и соглашаются идти на стажировку. Сейчас на втором курсе мы активно предлагали студентам стажировки, и только процентов 30% записались. 19 февраля у нас стартовал интересный проект, инициатором которого выступила компания «Интерконтиненталь», предложив ребятам на базе гостиничного предприятия посещать лекции и мастер-классы. У них достаточно большой коллектив практиков. Получается, что студенты имеют возможность совмещать эту стажировку с учебой в течение двух с половиной лет. Пока что записались двое студентов.

Другие статьи
Смотреть все

Школа ресторанного менеджмента и сервиса Novikov School запускает новое направление образовательных программ для проф...

В 2021 году кулинарная школа Novikov School расширяет направление коротких тематических курсов повышения квалификации...

Светлана Преутеско – директор департамента образовательных технологий ФРиО, представила кадровую стратегию в фо...

Компания Ecolab предоставляет профессиональные продукты и программы уборки для обеспечения чистоты, безопасности ...
Компания «КЛЕН» на протяжении 20 лет работает на российском рынке HoReCa, специализируясь на комплекс...
Молочная продукция под ТМ «Чудское озеро» идеально подходит для приготовления различных блюд и кондит...

Образование: Высшая школа гостиничного бизнеса (Белград), Университет Сингидум (Белград), Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург).
 

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх