• Мы:

Индустрия клининга: новые векторы развития

15 Июля 2020
Индустрия клининга: новые векторы развития

С каждым днем вопросов к развитию отрасли профессиональной уборки, санитарии и гигиены становится все больше, поэтому организационный комитет выставки CleanExpo Moscow | PULIRE поговорил c представителями главных ассоциаций индустрии, чтобы найти ответы и выяснить, как эффективно осуществлять деятельность в нынешних рыночных условиях.

Текущая ситуация в мире вывела вопросы чистоты и гигиены на первый план. Спрос на дезинфицирующие средства и оборудование растет, также растет и количество предлагаемых услуг по дезинфекции объектов от клининговых компаний, но для того чтобы эффективно выполнять такую работу, нужны знания процессов и специальная подготовка сотрудников. Готовы ли клининговые компании принять этот вызов? Если говорить о добросовестных и профессиональных клининговых компаниях, то они давно приняли вызов новой реальности и делают все, чтобы уровень чистоты и гигиены в условиях опасности распространения новой коронавирусной инфекции был максимальным. А вот готовы ли к такой комплексной работе все компании на рынке – это большой вопрос.

Об эффективности деятельности в новых рыночных реалиях и повышенных требованиях к чистоте и гигиене мы поговорили с председателем Правления СРО АКФО Юрием Рябичевым, еще до того, как специалисты клининговой отрасли смогут провести личные встречи на выставке с представителями АКФО и напрямую задать все интересующие вопросы лично.

По словам господина Рябичева, никаких новых требований к клинингу нет: «Есть более частая периодичность уборки точек соприкосновения с человеком. И добавилось обязательное применение либо готовых дезинфицирующих средств, либо приготовленных растворов. В то же время наполнение комплекса услуг всегда обсуждается с каждым клиентом с учетом всех факторов. На онлайн-конференции с участием представителей Роспотребнадзора, организованной 26.05.2020 ОПОРой РОССИИ по инициативе СРО АКФО, директор НИИДезинфектологии Н.В. Шестопалов заявил, что самая эффективная технология при запуске объектов после режима самоизоляции включает в себя три этапа: предварительная уборка, потом дезинфекция методом протирки поверхностей и уборка нейтральными средствами после экспозиции дезинфектанта».

Дезинфекция сама по себе занимает отдельное место в индустрии чистоты, и не каждый клинер способен с ней справиться без специальных знаний, однако в наше время получение этих знаний довольно быстрый процесс с учетом дистанционного обучения и повышенного спроса. Обучать сотрудников можно в любом сертифицированном учебном центре, у которого есть лицензия на обучение программы дезинфектора с выдачей удостоверений гос. образца. Вопросы, посвященные дезинфекции, также будут рассмотрены на мероприятиях деловой программы выставки в рамках бесплатного образовательного проекта Академия CleanExpo, где своим опытом делятся представители бизнеса и ведущие эксперты отрасли.

С другой стороны, обучением сотрудников дело не заканчивается,  и тут встает вопрос о правовом аспекте. Возможен ли вариант, что целиком осуществлять деятельность по дезинфекции смогут компании только с определенным разрешением/отметкой в ЕГРЮЛ/ЕГРИП?

Юрий Рябичев: «Дезинфекция бывает медицинской и немедицинской. Для работ по медицинской дезинфекции требуется соответствующая лицензия. На немедицинскую таковой не требуется и ее выполнять может любая компания, в уставе которой в перечне видов деятельности указана дезинфекция. Однако, я считаю, что вполне достаточно вида деятельности по профессиональной уборке при наличии аттестованных сотрудников-дезинфекторов».

Тем не менее без клининговых и дезинфекционных работ невозможна стабильная работа предприятий, защита сотрудников и выполнение требований Роспотребнадзора по созданию санитарной среды. Поэтому вполне логичным является предположение, что на этапах выхода из ограничительных мер и по мере восстановления работы общественных мест от конечных заказчиков ожидается повышенный спрос к клининговым услугам.

 «На этапе выхода из режима самоизоляции с запуском объектов, конечно, спрос на наши услуги будет показывать рост. Но все относительно: например, если сравнивать нынешний май-июнь с апрелем этого года, то рост будет взрывным за счет эффекта низкой базы, а вот уровня марта 2020 среднемесячные показатели выручки клининговых компаний до конца года, скорее всего, не достигнут даже с учетом дополнительных работ. Однако, «выручка» не равно «прибыль». Затраты на получение специальных знаний по способам нанесения, режимам использования, концентрации и времени экспозиции дез.средств, а также на сертификацию сотрудников, организацию закупок СИЗ, обучение и контроль персонала будут большие. Так что даже с ростом доходной части рентабельность клининговых услуг будет все так же колебаться в районе 3-7%. То есть компенсировать выпадающие доходы за месяцы простоя объектов будет весьма непросто» - отмечает Юрий Рябичев.

Багманян Олеся, президент Ассоциации «Объединение административно-хозяйственных профессионалов» комментирует: «У отрасли клининга появился новый потенциал – услуги по дезинфекции помещений и это очень масштабная тема, которую мы также обсудим на выставке CleanExpo Moscow | PULIRE 2020. Сейчас несмотря на всеобщие трудности, для нас этот период складывается весьма продуктивно. Для поддержки административно-хозяйственных специалистов мы проводим вебинары и публикуем вакансии. Ранее закончили работу над профстандартом «Специалист по управлению коммерческой недвижимостью» и начали работу над образовательной программой».

Многим конечным заказчикам теперь будут нужны специальные знания о способах нанесения, режимам использования, концентрации и времени экспозиции дезинфицирующих средств, чтобы осуществлять профессиональную уборку. Что все-таки станет более выгодным: нанимать своих сотрудников в штат и обучать их или обратиться на аутсорс?

Юрий Рябичев: «Те, кто мог раньше обходиться собственными силами, те и дальше смогут. Коронавирус в этом плане мало что может изменить. На больших объектах выгоднее аутсорсинг, так как собственнику БЦ или ТРЦ, особенно в нынешних условиях постоянно меняющегося законодательства и требований Роспотребнадзора, нет лишних сил, времени и средств на подбор и обеспечение всем необходимым клинингового персонала – нужно акцентировать все внимание на возвращении объекта в рабочий режим. В противном случае появляется огромное множество дополнительных задач у менеджеров:

  1. Подбор персонала на потоке, так как текучка кадров в клининговой сфере отнимает колоссальное время с постоянно стоящими вопросами обучения, замены персонала на время болезни или отпуска, вывода дополнительных сотрудников на дополнительные площади или на уборку арендаторов.
  2. Аттестация большого количества рабочих мест, организация мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечение персонала СИЗами, контроль качества клининговых и дезинфекционных работ в условиях постоянной угрозы проверок Роспотребнадзора, трудинспекции и других ведомств.
  3. Специализация на закупках оборудования и ТМЦ для клининга – ценовые колебания могут составлять 10-18%, а товара часто нет в наличии по причине нарушения производственных и логистических цепочек. 

Серьезная внешняя клининговая компания, выбранная не по единственному критерию «ЦЕНА», всегда быстрее и надежнее закроет все вопросы по персоналу по причине большого количества объектов. При этом уровень обучения линейного персонала у такой компании выше, чем у внутренней службы, т.к. процесс подготовки клинеров структурирован и поставлен на поток и работает система менеджмента, включающая кадровиков, технологов, тренеров, контроль качества, инженеров по ОТиТБ и др. Кроме того, за неоднократное нарушение условий труда аутсорсинговую компанию можно оштрафовать, а для подобного наказания своего персонала по закону нужна программа премирования/депремирования с Положением о премиях и критериями оценки персонала. Опять же, у нормальной клининговой компании есть страховка гражданской ответственности, ведь в клининге всегда есть страховые случаи, связанные с людьми или оборудованием».

24-26 ноября в Крокус Экспо в Москве состоится выставка CleanExpo Moscow | PULIRE,  и сейчас команда активно готовится к проведению выставки, чтобы главное событие индустрии чистоты прошло на высоком уровне. На данный момент идет активное формирование экспозиции выставки. Участники выставки отмечают, что на фоне ослабленной конкуренции у многих компаний появились возможности занять более прочные позиции на рынке.  Так, например, в представительстве АО "Вяземского машиностроительного завода" комментируют: «Несмотря на то, что из-за снижения деловой активности у клиентов стало меньше денежных средств, которые они могут вложить в покупку нового прачечного оборудования, в целом, завод обеспечен заказами и работает в полную силу, предлагая не только товары, пользующиеся стабильным спросом, но и совсем новые, впервые представленные на выставке CleanExpo в 2019 году. На предприятии объявлена акция на гладильные каландры по ценам прошлого года. Мы верим, что выставка состоится в оговоренные сроки, а мы, как и раньше,  представим на ней свои новинки».

Подводя итоги, хочется отметить, что для эффективного проведения выставки организационный комитет выставки выполнит все необходимые требования к чистоте и гигиене, а вот какой CleanExpo Moscow | PULIRE 2020 видят наши коллеги, комментирует Юрий Рябичев: «В идеале – санитайзеры по всей территории выставки. На входе магистральная дезстанция. Отсутствие бумажных визиток и буклетов у участников – информация высылается при сканировании QR-кода на бейдже посетителя сразу на его почту. Максимум автоматизации и бесконтактного взаимодействия. Думаю, что сектор по дезинфекции будет преобладать у всех производителей. И должно быть уже больше обучающих семинаров, конференций с привлечением государственных экспертов».

Другие статьи
Смотреть все

Выставка пройдет по плану 24-26 ноября в Москве, МВЦ "Крокус Экспо"

С 29 по 31 октября состоялась главная выставка индустрии чистоты в России и СНГ CleanExpo Moscow | PULIRE. Выставка в...

Вчера в МВЦ «Крокус Экспо» начала работу 21-я Международная выставка оборудования и материалов для профес...

КЦ «ПетроКонгресс» включает в себя 14 конференц-залов и 430 кв.м выставочного пространства. На 1 этаж...
Фильтр-системы Brita Professional: оригинальный вкус приготовляемого продукта, предохранение оборудования от обра...
Производство и продажа столовой посуды для профессионального и домашнего использования
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Новости и публикации компаний
Вверх