Из-за пандемии восстановление трафика в заведениях общепита затянется.
Российский рынок фудсервиса не вернется к доковидным показателям в 2021 гг, свидетельствуют данные исследования агентства NPD Group. За время ограничений и карантина привычки россиян настолько изменились, что уже влекут за собой корректировку структуры рынка и усиление роли доставки в фудсервисе. Кроме того, к еде в зале ресторанов люди относятся настороженно: согласно опросу, проведенному агентством в октябре 2020 г., 59% респондентов считали, что рестораны являются местом с высоким риском заражения коронавирусом. В целом NPD Group прогнозирует падение рынка в трафике на 5% в 2021 году по сравнению с 2019 годом.
«Изменение потребительского поведения необратимо, оно уже случилось, и для индустрии теперь не столь важно когда именно будут вакцинированы все россияне, — объясняет эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. — За время карантина многие переосмыслили свой стиль жизни и те, у кого есть возможность, в будущем лишь часть времени намерены проводить в офисе, а в остальные дни собираются работать из дома». Кроме того, люди адаптировались к новой рутине, освоили заказы продуктов онлайн с доставкой, научились планировать хозяйство в ситауции, когда вся семья работает и учится дистанционно.
В 2020 году ситуации потребления в фудсервисе стали другими. Если раньше двумя ключевыми причинами посещения заведений фудсервиса были бизнес-ланчи/ перерывы на кофе на работе (в 2019 г. их доля составляла 31%) и поход в рестораны с семьей или друзьями (40%), то сейчас потребление блюд, приготовленных на ресторанных кухнях, часто происходит дома. В 2019 году на потребление дома приходилось 10% случаев посещения, а за 9 месяцев 2020 г. потребление ресторанной еды дома выросло в полтора раза.
«Ситуации потребления, связанные с работой, были очень важны для рынка фудсервиса, — комментирует Марина Лапенкова. — Сейчас рынок несет большие потери именно из-за того, что меньше людей по дороге на работу пользуются стритфудом, покупают утренний кофе или еду на заправках, обедают вне дома и реже ездят в коммандировки. Возможно, в будущем бизнес-рутина изменится, офисы станут мобильными и сократиться количество дней, которое люди проводят в офисах. То есть ситуации потребления фудсервиса, связанные с работой, изменятся».
Развитие сервисов доставки также меняют ландшафт фудсервиса. Пандемия дала мощный толчок доставке, в которой теперь выделились отдельные каналы: классическая ресторанная доставка, доставка из ритейла, а также доставка рационов и конструкторов еды. В целом, с января по октябрь 2020 г. доставка выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Лидеры доставки — агрегаторы, на них с января по октябрь 2020 г. приходилось более 40% визитов.
Во время пандемии конкурировать с ресторанами начали современная розница и продуктовые сервисы. С введением карантина розница стала больше доставлять продуктов на дом, предлагая также готовые блюда ресторанного уровня.
«Людям удобно сразу в одном месте заказать, например, молоко, стиральный порошок и корм для животных, и потом добавить в корзину приготовленные блинчики или сырники, нежели покупать продукты и готовые блюда у разных операторов», — комментирует Марина Лапенкова. Причем больше всего от экспансии ритейла страдают рестораны домашней кухни, нежели заведения, где готовят аутентичную и авторскую еду.
В том числе, ограничения на работу в ночное время приведут к падению доходов общепита отрасли в размере до 20%.
С сегодняшнего дня в России начали действовать рекомендации, которые опубликовал Роспотребнадзор в связи с недопущени...
В ходе первых двух волн пандемии в Северной столице уже закрылись 25–30% заведений общепита.