Top.Mail.Ru

Если сотрудники отказываются носить маски

05 Ноября 2020
Если сотрудники отказываются носить маски

Ирина Благовещенская – основатель консалтинговой компании Escape Consult Group и советник президента ФРиО по финансовым вопросам ответила на один из часто задаваемых рестораторами вопросов – что делать с сотрудниками, отказывающимися носить маски?

Вторая волна Covid-19 сейчас в самом разгаре, и ограничительные меры, введенные властями еще весной, все еще сохраняются. С момента введения «масочно-перчаточного режима» перед работодателями все чаще встает вопрос о том, что делать с сотрудниками, отказывающимися носить маски и перчатки на рабочем месте. Разберем этот вопрос на примере ресторанов и иных организаций общественного питания.

Документы, регламентирующие порядок соблюдения «масочно-перчаточного режима»

Требования, направленные на недопущение распространения коронавирусной инфекции на предприятиях общественного питания, разработаны в соответствии с указами Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. «О введении режима повышенной готовности» и от 8 июня 2020 г. «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности», предписанием Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 9 июня 2020 г. и регламентируются Распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 10 июня 2020 г. N 129 «Об утверждении требований, направленных на недопущение заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) на предприятиях общественного питания».

Согласно вышеуказанному документу, а также Рекомендациям Роспотребнадзора по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения Covid-19 и с учетом эпидемиологической ситуации необходимо обеспечить работников запасом масок для использования их при работе. 

Также «упоминание о масках и перчатках» встречается в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 №20, в котором прописаны рекомендации для работодателей по профилактике гриппа и ОРВИ среди сотрудников в 2020-2021 года и в Указе Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», в которых сказано о необходимости обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц, а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) в случаях посещения мест общего пользования.

Обязанность или рекомендация?

Какие-то документы носят обязательный характер исполнения, какие-то рекомендательный.  Выполнение рестораторами всех норм, правил и рекомендаций объясняется как формальной стороной вопроса, а именно нежеланием нарваться на штрафы со стороны проверяющих органов за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также желанием избежать закрытий предприятий общественного питания, так и неформальной стороной вопроса – проявлением сознательности и ответственности, направленных на недопущение ухудшения эпидемической обстановки.

Как «заставить» сотрудника соблюдать требования?

Итак, представим ситуацию, ресторатор самостоятельно и за свой счет обеспечил своих сотрудников необходимыми СИЗ (масками и перчатками), то есть выполнил все рекомендации контролирующих органов. Но как «заставить» сотрудника добросовестно выполнять все эти требования, ведь в случае их несоблюдения оштрафуют сам ресторан.

За невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, а также за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по КоАП РФ штраф может составить до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Перед работодателями встает вопрос, что делать с сотрудниками, которые категорически отказываются носить маски и перчатки во время своей работы. Уволить таких сотрудников сразу, конечно, нельзя, так как ТК РФ не предусматривает подобного основания для увольнения. Наказанием сотрудника, не соблюдающего масочный режим, может выступить дисциплинарное взыскание. Согласно трудовому законодательству за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Но если в вашей организации масочный режим никак не регламентирован, то даже наложение дисциплинарных санкций на сотрудника будет неправомерным.

Также стоит отметить, что, в соответствии с ТК РФ, применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине не допускается.

В нашей ситуации ресторатор для того, чтобы иметь возможность, при несоблюдении требований и рекомендаций законодательства сотрудником, действовать в рамках трудового законодательства и предпринимать в отношении сотрудника вышеуказанные действия должен:

  1. Издать локальный нормативный акт, в котором будут прописаны правила поведения сотрудников в период повышенной угрозы эпидемии: носить маски, соблюдать дистанцию, а также соблюдать иные требования, установленные местным законодательством.
  2. Ознакомить всех сотрудников под роспись с локальным актом.

Теперь в случае отказа сотрудника носить маску и перчатки, работодатель сможет правомерно наложить на нарушителя санкции. Для этого необходимо составить на сотрудника, который отказывается следовать требованиям, акт и запросить его объяснения. После этого можно смело наложить дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ - замечание или выговор. При повторном нарушении у работодателя есть два варианта: отстранить сотрудника или уволить его.

Можно ли уволить сотрудника за нарушение норм безопасности?

При отстранении от работы, необходимо учесть следующее: трудовое законодательство РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отстранения сотрудников от работы, и отказ от соблюдения противоэпидемических мер таковым основанием не является. Поэтому при выборе данного варианта взыскания для работника вам необходимо оценить все возможные негативные последствия, которые могут возникнуть в том случае, если отстраненный работник обратится в суд с требованием допустить его к работе и возместить убытки.

Что касается увольнения, то оно при систематических нарушениях сотрудником правил будет правомерным, так как в соответствии с ТК РФ, работодатель может уволить работника в связи с неоднократным невыполнением им своих обязанностей. Однако судебная практика по данному вопросу иногда складывается совсем не в пользу работодателя. Так, в сентябре 2020 г. Костомукшский городской суд Республики Карелия восстановил на работе сотрудника, который был уволен в июле за отказ носить маску. Работник завода уже дважды был привлечен к дисциплинарной ответственности, так как отказывался надевать маску во время работы и после очередного нарушения требований, установленных руководством завода, был уволен, после чего обратился в суд. В своем решении суд полностью иск удовлетворил, исходя из того, что действия истца не несли в себе опасности для общества. По нашему мнению, в условиях сложившейся эпидемической ситуации, суд с большой вероятностью может встать на сторону работодателя, так как отказ от ношения маски в том месте, где риск заразиться крайне велик, ведет к увеличению темпов распространения и росту зараженных Covid-19 и, следовательно, ухудшению эпидемической обстановки в стране.

Вывод

Итак, подведем итог. Если ваш сотрудник отказывается носить маску и тем самым нарушает требования, установленные в организации, вам необходимо составить акт, взять с работника объяснения и по результатам этого привлечь его к дисциплинарной ответственности. Если нарушение повторится, то вы можете уволить нарушителя.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

В связи с последними громкими делами по уходу от уплаты налогов и введением новых правил и законов для бизнеса, в том...

Ирина Благовещенская, советник Президента Федерации Рестораторов и Отельеров по финансовым вопросам, основатель конса...

Кризисный 2020 год стал настоящим испытанием для сферы гостеприимства. Организации ресторанной отрасли вынуждены были...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх