Top.Mail.Ru

Украшение торта: звездный час любого кондитера

21 Марта 2013
Украшение торта: звездный час любого кондитера

Умение украсить торт является, пожалуй, одним из самых главных показателей профессионализма шеф-кондитера. Дело в том, что в нем, как в фокусе, сходится все, чему научился человек за свою профессиональную жизнь — работать с карамелью, шоколадом, марципаном и прочее, прочее, прочее. Украсить так, как просит гость, или даже превысить его ожидания — вот, наверное, звездный час любого кондитера. Владимир Дараган, шеф-кондитер петербургской кондитерской «Мастер Торт» и абсолютный победитель XI чемпионата России по кулинарии и сервису 2012 года (он завоевал бронзу, серебро и золото в номинациях по арт-классу — см. октябрьский номер журнала «РесторановедЪ» за прошлый год), поделился с нами своими знаниями в украшении тортов.

Владимир Дараган окончил Белгородский техникум общественного питания по специальности «повар-технолог». Еще учась в техникуме, начал работать поваром в одном из лучших ресторанов Белгорода — арт-клубе «Студия». «Я буквально напросился к ним на работу, — вспоминает Владимир. — Сказал: «Берите меня, я буду работать за любые деньги, потому что хочу у вас учиться». И я очень благодарен шеф-повару и поварской команде этого ресторана, потому что это была настоящая школа практики! Начал с шашлычника — научился хорошо готовить мясо, потом работал в холодном цехе, в горячем, в цехе японской кухни. А между делом заглядывал в кондитерский цех — мне очень интересно было, что же там происходит. И потихоньку учился: работе с карамелью, карвингу, чему-то еще…»
Позже Владимиру предложили работать кондитером в одном из самых крупных ресторанов города, где он в результате стал шеф-кондитером. Там увлекся новой технологией обтягивания тортов мастикой. Приехав в Петербург и поработав в нескольких кондитерских, открыл собственную мастерскую. В этом году оканчивает Белгородский государственный университет по специальности «инженер-технолог общественного питания».

Новая волна: «английская» техника обтягивания мастикой


— Владимир, для нас традиционно была важна начинка торта — а сегодня, получается, на первый план выходит украшение?

— Не соглашусь. Украшение всегда было в торте главным. Конечно, сегодня все зависит от того, на какой бюджет рассчитывает заказчик. Но европейские кондитеры в украшении тортов давно используют английскую технику обтягивания мастикой. К нам эта техника пришла недавно, и именно благодаря ей можно угодить любому заказчику. Дело в том, что при ее использовании цена готового изделия зависит уже не от стоимости затраченных на него материалов — муки, яиц, сахара и прочего, а только от труда мастера и времени, которое он потратил на этот торт. Поэтому начинка такого торта может быть совершенно любая — она все равно в процентном соотношении себестоимости займет от 5 до 15%, остальное будет составлять труд мастера.

Так что при использовании данной техники для кондитера безразлично, какой именно торт — бисквитный, песочный или какой-либо еще — закажет гость. Критерий один: чем больше времени уйдет на его украшение, тем дороже будет изделие. Но, с другой стороны, чем меньше потрачено времени, тем дешевле изделие — при абсолютной внешней привлекательности. Потому что даже очень простая обтяжка и маленький логотипчик на ней будут выглядеть законченным произведением.

— А что это за материал — мастика?

— В основе мастики лежит сахарная пудра с различными добавлениями крахмала, муки, сиропа глюкозы и прочего: разные производители готовят ее по-разному. Мастика продается разноцветной, и гамма цветов очень разная. Но большинство российских кондитеров, работающих в этой технике, не используют разноцветную мастику по одной причине: ее нельзя долго хранить. И если упаковка открыта, то продукт нужно использовать весь и быстро. В большинстве же случаев цветной мастики требуется немного, и открытая упаковка целиком не используется. Закрыть так, чтобы в нее не проникал воздух, можно только с помощью вакууматора, который не стоит у каждого кондитера на кухне, и значит — продукт начинает подсыхать, и его в результате приходится выкидывать. Поэтому наши кондитеры берут в основном белую мастику и подкрашивают ее в необходимые цвета пищевыми сухими красителями.

— Владимир, но ведь сейчас очень много аллергиков — и мастика, скорее всего, далеко не для всех будет идеальным продуктом…

— Для них можно использовать марципановую обтяжку. Мы делали торт для праздника, в котором предполагалось участие людей с аллергией на муку. Так вот, основной торт мы сделали обычным, а три пирожных рядом — с марципановой обтяжкой и начинкой без муки. Так что варианты есть!

— А почему Вы не работаете на марципане постоянно?

— В нем содержится большое количество ореха, поэтому цвет марципановой массы не получается идеально белым — он с легким ореховым оттенком. Именно поэтому такая обтяжка используется реже.
 

Сделать форму подарка очень тяжело


— Чтобы обтянуть торт хоть мастикой, хоть марципаном, наверное, требуется твердая основа?

— Не обязательно. За рубежом действительно обтягивают только твердые, плотные торты. У нас в России обтягивают все — и муссы, и тирамису, и все что хотите: любую начинку. Но там другая культура: люди больше любят твердые торты. А у нас потребитель другой — очень многие предпочитают как раз сочные влажные торты: бисквиты, муссы — творожный, йогуртовый — это фактически самые ходовые предпочтения. И обтянуть мастикой можно даже тирамису. Но именно поэтому у нас используется более сложная технология обтяжки.

— Итак, Владимир, можем ли мы представить примеры простых тортов?

— Чем более опытным является кондитер, тем быстрее он будет делать торты и тем более сложными у него будут «простые торты». Мы, например, относим к категории простых так называемые качающиеся торты в стиле new wave — с кривыми скошенными ярусами. Раньше много лет кондитеры делали классические ровные торты, и тут вдруг кто-то придумал совершенно безбашенное веселое изделие в яркой цветовой гамме — оно быстро стало в Европе и Америке очень популярным, а теперь эта мода пришла и к нам. Эти торты относятся к первой, самой низкой степени сложности. Украшаются они тоже простыми декорациями — шариками, ромбиками, полосками, звездочками, но выглядят при этом очень празднично.

— Если мастика быстро засыхает, то гость, получив такой торт на день рождения, разрезать-то его сможет?

— Засыхает не так быстро! Конечно, сверху торт немного подсохнет, но под этой тонкой суховатой корочкой сохранится мягкая мастика.

— Очень жалко есть зверей! Буквы — это все понятно, но как можно съесть мишку?.. Это, конечно, риторический вопрос.

— Знаете, в Интернете у кондитеров была очень популярна запись разрезания одного торта. Он выполнен в форме младенца, причем весьма и весьма реалистично, фактически в натуральную величину. И вот этого младенца разрезают — руки, ноги, голову… Жутковато, прямо скажем. Поэтому в каждом искусстве должна быть мера. Но есть люди, заказывающие торты в виде своих домашних животных — например, однажды нам заказали торт в виде черепашек, которых хозяин очень любил. Но это уже достаточно сложные торты, и мастер должен быть очень опытным.

— Простую форму сделать проще…

— Не скажите! Достаточно просто сделать качающийся торт — там действительно можно обтянуть, грубо говоря, как получится, и все будет хорошо. А вот сделать простую прямоугольную форму — это уже вторая степень сложности. А сделать форму квадратного подарка и вовсе очень тяжело — за счет того, что здесь все стороны должны быть одинаковые, а все углы — прямые, без всяких отклонений, ведь при взгляде они должны быть ровными. Кстати, торт в виде шара — например, в виде футбольного мяча, — сделать еще сложнее: у него очень маленькая площадь опоры, и чтобы он не потек, мы используем определенную технологию. И конечно, начинки таких тортов не могут быть мягкими: мусс его не удержит.
 

Кондитер: дизайнер, архитектор, модельер, парикмахер…


— Что еще относится к категории сложного?

— Например, цветы. Это очень долгий и трудоемкий процесс. Конечно, иногда можно его несколько упростить — как в свадебном торте с рябиной. И все равно этот торт будет уже второй, а не первой степени сложности.

— Владимир, и в этом торте с рябиной абсолютно все детали съедобные?

— Съедобно все, кроме тонких проволочек, при помощи которых прикреплены ягодки. Использование каких-то непищевых материалов также является одной из особенностей «английской» техники украшения тортов. Но проволока специальная, причем обернутая особой пищевой бумагой. Кроме того, она при сборе ягод в букет обматывается еще и специальной лентой, — словом, проволока никоим образом не контактирует с тортом.

— Сколько же занимает времени приготовление торта?

— Торт с цветами и фигурками — третьей или четвертой категории — может изготавливаться кондитером несколько рабочих дней. Сама обтяжка делается быстро — небольшой простой торт можно обтянуть часа за два. Основное время тратится на декор. Определенное количество времени займет создание фигурок — а если заказ еще и подразумевает, чтобы эти фигурки были похожи на реальных людей (что вполне может быть), то он будет исполняться еще дольше. Цветы: каждый лепесточек отдельно выкатывается, подсушивается, подкрашивается, потом собирается в букеты и мини-букеты. Поэтому торт с цветами очень трудоемок, зато его можно сделать абсолютно любым и вписать, например, в любую свадьбу, изготовив торт с точно такими же цветами, которые предполагаются для букета невесты или украшения помещения.

— Торт с мастичным покрытием можно изготовить в виде любого предмета?

— Абсолютно. Например, в виде автомобиля. Он просто выглядит, но в изготовлении на самом деле является одним из сложнейших — потому что он очень похож в деталях на тот автомобиль, который существует в реальности. В нем много мелких деталей, которые мы изготавливаем по эскизам. Нам заказывают модель, марку и цвет, потом мы находим чертежи этого автомобиля, переводим их в нужный размер, распечатываем, вырезаем, склеиваем, если это нужно, и только потом по этим эскизам начинаем вырезать детали торта. Так же выполнялся, например, торт для музыканта-именинника Вадима: мы делали музыкальные инструменты в реальных пропорциях. Это очень сложно: мы печатали эскизы, чтобы передать четкие формы, а под подставкой еще сделали подсветку, потому что торт должны были подавать в затемненном зале. Поэтому по низу торта пущены фонарики, сзади встроен переключатель, спрятана батарейка и прочее.

— Сколько всего Вам нужно знать!

— Это еще одна специфика «английской» техники: кондитеру надо очень много знать, он должен иметь обширный кругозор. Вот, к примеру, торт в виде рояля: он сделан четко по пропорциям настоящего инструмента, имеет ровно столько же клавиш, сколько «живой» рояль, передана его форма и прочее. Чтобы сделать тортик в виде здания, нужно понимать, как строится здание; для того чтобы сделать фигурку, нужно быть в какой-то степени стилистом, понимать, как шьется одежда.

— Словом, быть художником!

— И парикмахером, когда вы делаете прическу! (Смеется.) Здесь нужно везде по чуть-чуть иметь какие-то знания, потому что торт выглядит лучше, когда в нем есть много мелких деталей. А эти мелкие детали исходят из понимания парикмахерской работы, дизайнерской, труда архитектора и строителя и так далее.
 

Торт — это в первую очередь надежная конструкция


— Владимир, покажите, пожалуйста, торты высшей сложности…

— Это торт четвертой — высшей — категории сложности. Много мелкой работы с глазурью — разрисованные ярусы; брошки — также надо хорошо поработать с мастикой, королевской глазурью и золотым красителем; изготовить цветы, собрать их в виде сферы…

— Банты завязать…

— Здесь тоже есть свои тонкости. Мастику никоим образом не свяжешь в узел. Поэтому мы делаем разобранный бант: ленточка, отдельно подклеиваем одну половинку банта, отдельно — вторую и серединку, закрываем стыки — получается брошка. Поэтому — четвертая категория. Есть и еще более сложные торты — например, со множеством цветов.

— Сколько их может быть?

— Сколько угодно! Это, например, невероятной сложности торт. Он очень большой, около полутора метров высотой, в нем пять ярусов, и сложность его в том, что каждый ярус как бы висит в воздухе: пространство между ними заполняется цветами. И только на изготовление цветов у меня ушло более двух недель.

— Как же он держится?..

— У него сложная конструкция. Вообще, все торты — это в первую очередь конструкция, которая должна быть надежной. Это свадебный торт, он транспортировался в разобранном виде и уже на месте собирался — в ресторане. Здесь через все ярусы проходит центральный стержень, который все и держит. У нас есть пример еще одного, не менее сложного в изготовлении торта: он также очень большой, более метра высотой, тяжелый и плюс ко всему как бы висит в воздухе.

— У него есть лапки из… чего?

— Лапки из мастики, и это деталь украшения.

— Но он же не может стоять на лапках из мастики…

— Нет, не может: он весит около 20 килограммов. Он стоит на четырех ножках, которые задекорированы лапками. В таких изделиях обязательно присутствует поддер-живающая конструкция, без которой торт просто «поедет».

— Пригодилось ли Вам умение работать с карамелью?

— Очень. Во многих тортах, точнее сказать, в декоративных элементах мы используем карамельные основы (каркасы). Сочетание карамели и мастики дает невероятные возможности кондитеру. Твердая карамель делает изделия прочными, не давая мягкой мастике деформироваться. Очень удобно использовать карамель в изготовлении деталей фигурок, крыльев самолетов и так далее.

— Владимир, неудивительно, что в данном случае говорить о «сухой» себестоимости изделия нельзя: такие торты — это уже не просто десерт, это настоящие произведения искусства.

— На изготовление которых требуется огромное терпение. И конечно, знания мелких деталей. (Улыбается.). Напоследок расскажу о торте, выполненном в географическом стиле: торт с Эйфелевой башней. Сначала заказчик просил, чтобы сам торт был сделан в форме этой башни, но я отговорил: красота этого торта в том, что сама башня сделана из королевской глазури и видна на просвет. Она очень легкая и хрупкая. Но самое интересное, что на этом мастичном торте мы видим реальный пейзаж, окружающий Эйфелеву башню, с высоты птичьего полета. Удачи всем!

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Шеф-кондитер петербургской кондитерской «Мастер Торт» Владимир Дараган, ставший победителем XI Чемпионата...

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх