Top.Mail.Ru

Рынок общепита развивается несмотря на имеющийся дефицит основных локаций

26 Сентября 2013
Рынок общепита развивается несмотря на имеющийся дефицит основных локаций

Северо-Западный округ находится на третьем месте в России по обеспеченности населения посадочными местами, а Санкт-Петербург является российским лидером по посещаемости заведений общественного питания. Это дает основу развитию рынка коммерческой недвижимости, и наиболее активными арендаторами коммерческих помещений становятся как раз операторы ресторанного бизнеса.

- операторы ресторанного бизнеса - наиболее активные арендаторы коммерческих помещений;
- повышенный уровень насыщенности петербургского рынка общественного питания;
- дефицит качественных помещений;
- новый подход к встроенным помещениям в рамках новых жилых комплексов;
- ограничение розничной продажи пива дало стимул для развития баров и пивных заведений в Санкт-Петербурге;
- преобладание долгосрочных договоров аренды.

Кафе, семейные рестораны и бары имеют явную перспективу


По данным аналитиков ASTERA, сегмент общественного питания является сегодня одним из лидеров рынка: четверть всех заявок, поступающих в нашу компанию принадлежит операторам данного профиля.

С начала 2013 года только в Петербурге нами было закрыто порядка 25 сделок с операторами общественного питания, что еще раз подтверждает высокие темпы развития данного направления.

Высокая конкуренция наряду с дефицитом качественных площадей стимулируют операторов к созданию новых форматов на рынке общественного питания. Так, компания «Global Point Family» запустила первую кухню-бар «Funky Kitchen» – микс бара и недорого ресторана, «CoffeeShop» и «Буквоед» открыли совместный проект в набирающем популярность формате «книжный магазин +кафе», компания «Food Retail Group» приступила к освоению нового формата, сочетающего в себе культурный досуг и ресторан Biblioteka. Недостаток предложения в ликвидных локациях влечет за собой смещение интереса операторов общепита в сторону спальных районов, новых жилых массивов и пригородов.

Еще одна тенденция - новый подход к встроенным помещениям в рамках новых жилых комплексов. На сегодняшний день многие строительные компании при проектировании жилого комплекса с целью повышения его привлекательности изначально планируют встроенные помещения, учитывая направление деятельности будущего арендатора. Это способствует формированию комфортной жилой среды в новых микрорайонах.

Ни для кого не секрет, что законодательные меры, которые ограничивают сегодня розничную продажу пива, повлекли за собой развитие баров и прочих пивных заведений.

В первом полугодии 2013 года на этот рынок вышли новые бренды, полагаю, сегмент продолжит развитие.

Еще одна явная тенденция - преобладание долгосрочных договоров аренды. До 80 процентов договоров, которые были заключены в 2013 году, являются долгосрочными, что, соответственно, влечет за собой снижение объема предложения встроенных помещений в ликвидных локациях. Долгосрочные договоры преобладают и в торговых комплексах.

Тем не менее, несмотря на дефицит предложения, на рынок регулярно выходят новые проекты и форматы.
 

Сложности открытия


Дефицит коммерческих площадей возникает еще и потому, что для операторов общепита подходит далеко не каждое помещение: существует ряд определенных требований - к локации, к техническим характеристикам объекта, и т.д. Конечно, для разных концепций общепита эти требования различны, однако в любом случае без их удовлетворения открытие заведения общественного питания сильно усложняется.

Например, в этом году, как и в прошлом, существуют сложности с увеличением мощностей на объекте. Эту проблему можно решить с помощью газа, если он на объекте имеется и если технологический процесс приготовления пищи данного оператора в принципе приемлет использование газового оборудования. В связи с этим сегодня развивается рынок посреднических услуг по присоединению дополнительных мощностей.

Средние арендные ставки по-прежнему наиболее высоки в центре: на Невском проспекте они варьируются от 4800 до 12000 рублей за кв. метр; на площади Восстания - от 1800 до 10000; в районе метро \"Садовая-Сенная\" - от 4 до 8 тысяч. Для операторов общественного питания по-прежнему интересными являются такие станции метро как \"Московская\", \"Василеостровская\", \"Технологический институт\", \"Петроградская\".

В связи с высоким спросом вблизи данных станций существует дефицит площадей, а арендные ставки остаются на высоком уровне. Что касается закрытой на ремонт станции метро \"Петроградская\", то те договоры, которые были заключены с начала года, предполагают договоренность между арендатором и арендодателем о льготной арендной ставке до момента открытия станции метро и, соответственно, увеличения трафика пешеходного потока.
 

Оправдают ли надежды торговые комплексы?


За шесть первых месяцев 2013 года в Санкт-Петерурге было введено в эксплуатацию 140 тысяч кв. метров качественных торговых площадей в составе ТК. За этот период были открыты 6 торговых центров.

Объем арендопригодных площадей в петербургских ТК, составляет сегодня 2 млн. 937 тысяч кв. метров.

По территориальному расположению наибольший прирост пришелся на Московский и Выборгский районы. Соответственно, предложение в этих районах выросло на 22,7 и 9,7%. Большая часть торговых центров, открытие которых состоялось в конце 2012 - начале 2013 года, к концу второго квартала этого года были заполнены на 30-70%. В наиболее успешных ТЦ обновление пула арендаторов продолжается, хотя предложений для заведений общественного питания очень мало - фактически предложение стремится к нулю. В большинстве случаев операторы общепита могут рассматривать для себя открытие только во вновь открывающихся комплексах.

Ресторанная составляющая открывающихся торговых комплексов формируется, как правило, задолго до их открытия.

В скором времени Петербург ожидает открытие еще семи торговых комплексов с суммарной арендопригодной площадью 212,7 тысяч кв. метров. К числу наиболее крупных ТК, которые планируются к в вводу эксплуатацию до конца 2013 года, относятся \"Лондон молл\" после реконструкции и \"Жемчужная плаза\" - по данным комплексам на сегодняшний день идет активное заключение договоров, их заполненность составляет уже около 70%. Открытие «Жемчужной плазы» состоялось в конце августа.

Спрос на помещения, пригодные для аренды заведениями общественного питания, уже давно растет опережающими темпами, и если открывающиеся ТК позволяют с ним справляться, то в стрит ритейле наблюдается сокращение объема площадей, которые предлагаются в ключевых торговых коридорах. В связи с этим многие операторы общепита рассматривают вариант дальнейшего развитие в пригородах Петербурга, а иногда и в регионах России.

Однако, несмотря на высокую насыщенность, на рынке общественного питания, безусловно, всегда есть место для размещения качественных проектов.

- электрические мощности 40-60 (в некоторых случаях - до 100) кВт;
- размещение в отдельно стоящем здании;
- при размещении в жилых домах обязательное наличие технического этажа над помещением ресторана;
- открытые планировки типа open space (без перегородок);
- наличие 1-2 входов с улицы, лучше - угловое помещение;
- наличие витрин;
- наличие пожарной сигнализации;
- и прочее.
- увеличение доли долгосрочных договоров аренды явится причиной крайне низкого уровня вакансий в ликвидных локациях;
- активное введение жилья усилит тенденцию смещения спроса операторов общепита в сторону современных спальных районов;
- региональное развитие - фактически единственный перспективный путь развития для крупных сетевых операторов;
- новые правила регистрации долгосрочных договоров аренды могут привести к снижению спроса на помещения в торговых центрах.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Операторы общественного питания сохраняют лидерство в рейтинге наиболее активных арендаторов коммерческой недвижимост...

Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх