Завтрак в ресторане — явная тенденция современной жизни. Особенно это касается больших городов, где высокий жизненный ритм просто не оставляет возможности работающим с раннего утра руководителям и менеджерам всевозможных организаций готовить завтраки дома. И если еще недавно перекусить утром, выпив чашечку кофе, можно было фактически только в кафе, то сейчас предоставлять эту услугу начинает все больше ресторанов.
Сказать, что эта услуга совсем новая, конечно, было бы неправильно: как считает Сергей Бутаков, руководитель проектов и генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «РестАрт», предложение рестораном завтрака является его неотъемлемой функцией. Другое дело, что сегодня все чаще для завтраков придумываются специальные предложения, а те заведения, которые не задумывались над этой услугой, теперь склоняются в ее пользу. Впрочем, она далеко не всегда выгодна, и здесь ресторатор сам должен решать, нужна она ему или нет.
— Специализированные завтраки мы не предлагаем ни в одном нашем ресторане, — рассказывает Константин Белый, генеральный директор ресторанной группы «Тритон». — Даже в «Дастархане», который работает в круглосуточном режиме: утром там предлагаются те же блюда, что и вечером. Изначально мы действительно пробовали вводить специальные предложения на завтрак, но это не прижилось: окупаемости, в сравнении с затратами на персонал, нет. И больше попыток не делали. Завтраки, видимо, — это все же не наш формат, а, скорее, формат кофеен.
Константин Белый, генеральный директор ресторанной группы «Тритон»:
«Специализированные завтраки мы не предлагаем ни в одном нашем ресторане: окупаемости, в сравнении с затратами на персонал, нет. Завтраки, видимо, - это все же не наш формат, а, скорее, формат кофеен».
И все же этим летом завтраки в меню ввели сразу несколько петербургских заведений, среди которых рестораны terrassa, «Мари Vanna», «Царь».
— Мы планируем привлечь наших гостей, которые приезжают из Москвы: наши две столицы постоянно обмениваются опытом, и бизнесмены курсируют между ними, приезжая рано утром, — говорит Валентина Лавренко, управляющая ресторана «Царь».
Нужно отметить, что холдинг Ginza Project, куда входит ресторан «Царь», уже имеет успешный пример раскрученных утренних предложений: «завтраки у Tiffany» имели большую популярность в Петербурге, и когда кафе закрылось на ремонт, его постоянных посетителей принял расположенный по соседству «Царь». Для этого ресторану пришлось даже сдвинуть время открытия — завтраки здесь начинаются в 8 часов утра, когда раньше он открывался в 12.00. Но, как считает управляющая, утренняя услуга того стоит: ресторан, несомненно, стал более популярен.
Сергей Бутаков, руководитель проектов и генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «РестАрт»:
«Для одних заведений завтрак – дополнительный доход, когда идет поток ранних гостей (из бизнес-центров, торговых комплексов), другие, у которых основной поток формируется днем и вечером, могут рассматривать завтрак скорее как дополнительную услугу, а не как способ заработка».
— Помимо вкусного завтрака мы предлагаем своеобразную атмосферу: каждый наш гость может почувствовать себя в царских хоромах, — рассказывает она. — Завтрак сопровождает ненавязчивая легкая музыка, гость при желании может просмотреть последние новости. Кроме того, данную услугу предлагает пока очень небольшое количество ресторанов, а жизнь в столицах закипает рано. И мы начинаем перенимать европейский манер, когда люди не только обедают и ужинают, но и завтракают в заведениях.
Именно от того, кто же будет гостем утром, зависит успех данной услуги. Чаще всего гостями являются, конечно, деловые люди, уже нередко назначающие встречи не за чашечкой кофе, а именно за завтраком. И поэтому если ресторан располагается в деловой части города или поблизости от бизнес-центра, ему, несомненно, стоит вводить в меню утренние предложения.
— В этом вопросе главными аспектами являются, конечно, концепция и территориальное расположение, — объясняет Сергей Бутаков. — Для одних заведений завтрак — дополнительный доход, когда идет поток ранних гостей (из бизнес-центров, торговых комплексов), другие, у которых основной поток формируется днем и вечером, могут рассматривать завтрак скорее как дополнительную услугу, а не как способ заработка.
Но есть еще одна категория людей, которые просто не могут завтракать дома, — это туристы. И те рестораны, которые сумели привлечь этих гостей к себе на завтрак, могут не сомневаться в успехе — по крайней мере, в период туристического сезона. Именно это направление актуально для петербургского ресторана «Сфинкс», практикующего утренние предложения для своих гостей с момента открытия в 2004 году и уже имеющего возможность подводить итоги.
— Важнейшая категория наших гостей — туристы, — рассказывает Виктория Задорецкая, менеджер по корпоративному питанию ресторанного комплекса «Сфинкс». — Именно они нас выручают в немалой степени. Это происходит благодаря нашему удачному местоположению — напротив Московского вокзала. Для туристических групп, как российских, так и иностранных, мы разработали туристическое меню. Ассортимент завтраков в нем гораздо шире, чем в стандартном меню, а цены — ниже. Это специальное предложение, которое выгодно лишь в том случае, когда есть достаточно большой объем продаж. В нашем случае оно работает очень хорошо. У нас налажены контакты с большим количеством туроператоров и турагентов, и завтрак в «Сфинксе» — тот самый случай, когда удобно и выгодно всем: туроператорам, у которых появляется возможность вкусно и сытно накормить гостей; самим гостям, которые с удовольствием недорого завтракают в ресторане; и, наконец, ресторану, получающему достаточную прибыль, поскольку объем продаж, несмотря на их дешевизну, велик. Мы уже не говорим об официантах, которые не стоят без дела.
Валентина Лавренко, управляющая ресторана «Царь»:
«Данную услугу предлагает пока очень небольшое количество ресторанов, а жизнь в столицах закипает рано. И мы начинаем перенимать европейский манер, когда люди не только обедают и ужинают, но и завтракают в заведениях».
Нужно отметить, что в этом ресторане, помимо туристического предложения, рассчитанного на большой одновременный заказ, есть и специальное предложение для прочих гостей, которых в ресторане тоже немало: сюда приходят не только туристы, но и сотрудники близлежащих бизнес-центров, и даже жители окрестных домов. Как поясняет Виктория Задорецкая, доля спецпредложений в общем объеме выручки ресторанного комплекса очень существенна.
Он может быть очень разным! Ассортимент блюд зависит от концепции заведения. Европейские рестораны обычно включают в утреннее предложение круассаны, тосты, омлеты, заведения с русской кухней — конечно, каши. Впрочем, часто в меню встречается и то, и другое, и третье, поскольку утренние предпочтения гостей разные, а накормить нужно всех.
— У нас обычные традиционные русские завтраки, ориентированные на каши — сытные, томленые, очень вкусные, — рассказывает Валентина Лавренко. — Особенно гости любят пшенную с тыквой и кашу «Дворянская отрада» — рисовую на сливках. Она с изюмом, очень долго томится и буквально тает во рту. Наш повар Дмитрий Кремнев работает исключительно на кашах, и есть гости, которые ходят специально «на него».
Рестораны ориентируются на здоровую пищу, предлагая гостям как легкие салаты из яблок с морковью, так и каши, традиционные омлеты с различными наполнениями — вариаций много.
— Завтрак — это комплекс еды, состоящий из легкоусваиваемых продуктов, способствующих процессу пищеварения, тонизирующих и сочетающихся между собой, — комментирует Сергей Бутаков. — И правильным для каждого ресторана здесь будет формировать предложение способом, аналогичным дневному: если бизнес-ланч предлагают в виде комплексного предложения, то и завтрак должен быть комплексным.
Стоят завтраки дешевле, чем обеды и ужины. Как считают специалисты, их цена должна быть не более 50% стоимости дневного предложения. В целом так оно и есть: средняя стоимость завтрака в петербургском ресторане обойдется в 120-130 рублей. В «Сфинксе» комплексные утренние предложения обойдутся гостю от 95 до 130 рублей. «Царь» — заведение более дорогостоящее: яичница здесь стоит 150 рублей, а каши — порядка 230.
Завтрак, несомненно, является перспективным направлением. Более того, как это ни парадоксально, все идет к тому, что это предложение может стать не только утренним, но и дневным, и даже вечерним. У гостей нередко возникает желание заказать днем что-то из утреннего меню, и рестораны далеко не всегда могут его удовлетворить. Однако, если они хотят идти в ногу со временем, этот момент стоит продумать уже сейчас.
Виктория Задорецкая, менеджер по корпоративному питанию ресторанного комплекса «Сфинкс»:
«У нас налажены контакты с большим количеством туроператоров и турагентов, и завтрак в нашем ресторане - тот самый случай, когда удобно и выгодно всем: туроператорам, у которых появляется возможность вкусно и сытно накормить гостей; самим гостям, которые с удовольствием недорого завтракают в ресторане; и, наконец, ресторану, получающему достаточную прибыль, поскольку объем продаж, несмотря на их дешевизну, велик. Мы уже не говорим об официантах, которые не стоят без дела».
Наконец, в больших городах существует достаточно широкая категория людей, ведущих ночной образ жизни. Это и представители шоу-бизнеса, и любители ночных клубов, и просто глубокие «совы» — они днем спят, а ночью выходят на работу или на отдых. Соответственно, их завтрак начинается не раньше 18-19 часов вечера.
Таким образом, мы постепенно приближаемся к европейско-американскому стандарту, когда дома максимум пьют кофе и едят фрукты, и ресторанам рано или поздно придется ему соответствовать.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...