Сергей Малаховский, ресторатор, развивающий сеть кафе «Диван» и имеющий многолетний опыт работы шеф-поваром многих петербургских заведений, а также шеф-поваром и управляющим крупной петербургской сети; в настоящее время – бренд-шеф петербургской сети «Токио-сити»
Исходник лучше покупать у хорошего производителя
Сегодня я вижу настоящий бум на самостоятельное приготовление соусов, кетчупов, майонезов. Шеф-повара с гордостью говорят своим гостям: «Мы все делаем на собственной кухне!» А я думаю: всегда ли на кухне нужно делать все?
Есть известные производители соусов. Они делают хорошие исходники, изготовления которых на производстве тяжело добиться самому. «Киккоман» делает прекрасный соевый соус, компания «Хайнц» - прекрасный кетчуп, компания «Голубой дракон» - шикарный устричный соус и так далее. И я абсолютно уверен: повару обязательно нужно покупать исходник, если он от хорошего производителя. Вариантов здесь никаких нет, потому что, отталкиваясь от хорошего исходника, шеф может сделать следующий шаг, не задумываясь о качестве и постоянстве своего соуса.
Возьмем, к примеру, энергичного шефа, прекрасно понимающего, что банка хорошего кетчупа стоит столько же, сколько банка томат-пасты. Но он берет томат-пасту, собирает своих поваров – их десять человек – и говорит: «Господа, рецепту грамм в грамм следовать! Разводим томат-пасту хорошей кипяченой водой в такой-то пропорции, кладем столько-то сахара, перца, уксуса, оттягиваем крахмалом. Видим результат?» «Да». «Делаем только так, и никак иначе!»
И мы все прекрасно понимаем, что на кухне бывает всякое. Но что на кухне – сама томат-паста, если взять иранскую, немецкую, израильскую и турецкую, - будет совершенно разной. Немцы пишут концентрацию 28-30, остальные – кто во что горазд: просто-напросто у них такие стандарты, они не специально! И получаются качели – результат все время «погуливающий». И когда шеф-повар уже от этого, «гуляющего» результата хочет шагнуть дальше – в соус Барбекю, в Розовый или сделать японский соус Ясай-Кинг, который пользуется спросом, – какой угодно, то получается «гуляющий» вкус.
Я, будучи молодым шефом, всегда кидался в омут с головой. Сначала я покупал кетчуп – пока не пригрозили выгнать с работы. Еврейский учредитель говорит: «Ты шеф-повар? Я тебе деньги плачу? Будь любезен, вари кетчуп сам!» Хорошо, сам так сам. И варил.
А когда стал постарше, стал больше понимать – и уразумел, что на одном стоит экономить, а на другом – себе дороже. Потому что качество и вкус будут о-очень «гуляющими». И я сегодня принимаю решение покупать кетчуп «Хайнц», соус «Киккоман». Потому что в ином случае я буду вынужден изыскивать эти продукты по более низкой цене, но те производители ведь тоже не просто так снижают цену. Они кто глюкозу добавляет, кто заменяет усилители вкуса жжеными бобами – и вроде натуральный продукт! То есть у всех мысли по этому поводу разные. А «Хайнц» и «Киккоман» говорят: «Давайте ничего не будем менять, будем по-прежнему пользоваться естественными усилителями вкуса и поддерживать постоянство этого вкуса».
Я считаю, что если у тебя хороший исходник, то на нем ты можешь сделать любой соус, и процент того, что он получится хорошо, очень высокий.
Почему соус для шавермы не сделать поточным методом, а майонез лучше не готовить на ресторанной кухне
Многие соусы, которые качественно производятся промышленным способом, на поварской кухне просто не сделать. Например, ореховый: я считаю, что как бы ты ни протирал его через сито, не пробивал блендером, ты производственной нежнейшей консистенции не добьешься. Зачем это надо – давать повод твоим гостям говорить: «Ой, соус ореховый не тот!» Он вкуснее будет в тысячу раз, ты туда и кунжутные семечки пожарил качественно, на яблочный сок посадил, и уксус хороший, и кунжутное масло ароматное – нет, «дайте мне, пожалуйста, вчерашний нежный соус!»
Есть золотая середина, и любой шеф делает для себя выбор сам: либо он делает сам соусы, но не добивается постоянства вкуса и качества, либо он принимает решение, что не нужно заострять внимание на самостоятельном приготовлении всех соусов, а лучше заострить его на подаче и на рентабельности блюда. Таким образом он убивает сразу двух зайцев: соус у него получается экономный и все время стабильный.
Обратите внимание: производители соуса не берутся за изготовление соуса для шавермы. Этот соус из ста человек любят 85. Это действительно вкусно! Потому что люди взбивают настоящие свежие яйца, присаживают к ним растительное масло, кладут одну из самых дорогих специй на Земле – кардамон, вызывающий слюноотделение просто при запахе, - а также свежий чеснок. И взбив эту массу добела, разбавляют ее с кефиром. Как производителю соусов соединить эти разные белки, заставить и не скиснуть и не умереть до подачи гостю на стол? Это невозможно. И все попытки сделать соус Шаверма поточным методом сводятся к тому, что в результате получается обычная чесночно-масляная смесь. К которой не будут стоять люди в очереди на тротуарах! Этот соус делается только вручную – и никаких вариантов. И я тоже делаю его только вручную, потому что он долго не живет, достаточно скоро портится, да и конкретно этой консистенции и этого вкуса можно добиться только на ресторанной кухне.
Но иногда шефы сами взбивают на производстве майонез. У меня к ним только одно пожелание: ребята, главное – никого не отравите! Приходит лето, и холодильник работает уже не плюс 4-6 градусов, а плюс 10-12. А майонез очень привлекателен для бактерий! И на его фактически моментально стекленеющей поверхности чего только нет! Ничего просто не видно. А как поступает среднестатистический повар? Достает ведерко майонеза и этот слой майонеза, чтобы он не стекленел дальше, просто-напросто перемешивает с чистым продуктом. А из-за того, что там есть кислота, понять, что он скис, очень тяжело… Поэтому майонез от производителей, несомненно, надежнее.
Это сегодня моя позиция. Потому что я был маленьким шефом и очень обижался, когда мне говорили о покупке майонеза. Я ведь сам его делаю прекрасно! Я его взбиваю – он белоснежным получается, я сколько хочешь туда горчицы положу, он нежный – пальчики оближешь! Любой поставщик мне казался просто недалеким человеком: зачем пришел? С годами приходит мудрость. Ты не можешь гарантировать постоянное качество этого майонеза, а чтобы гарантировать – приходится его взбивать ежечасно, выбрасывая предыдущие остатки. Какая там себестоимость…
Когда делать соус самостоятельно
Мне однажды сказали, что в одной крупной сети шеф делает песто сам. И вот, если у него пять ресторанов, то – да, он молодец, это круто! Но потом их становится 20. Думаю, уже нет смысла самостоятельно готовить песто – лучше найти производителя, который поставляет их ведрами. А уж потом, когда телега покатилась и ресторанов становится сто, то делается уже свой цех по заготовкам, где централизованно на всю сеть делаются заготовки, и тогда нужно возвращаться к вопросу производить этот соус самим. Это логичный и серьезный путь развития. Потому что когда компания развивается стремительно, приехать на точки и обучить всех делать абсолютно одинаково 20 вещей просто невозможно. Ведь люди проявляют самодеятельность. Они не желают плохого, они действуют из лучших побуждений! Бывает, что молодой повар, боясь, что соус вот-вот скиснет, начинает его кипятить.
Заканчивается все плачевно… И шеф должен очень серьезное внимание этому уделять.
В отдельно взятом ресторане можно действовать несколько иначе. Взять тот же соус Барбекю. Я считаю, что этот соус в компании «Хайнц» очень приличный. Но в свои рестораны я его не покупаю. Потому что считаю, что вкусный, протертый Барбекю является основой либо актуальной добавкой в соус для придания вкуса. Он очень концентрированный. Но Барбекю, в который человеку хочется макнуть стейк либо ребрышко или крыло, должен быть еще и визуально аппетинтый. И я кладу в Барбекю чернослив (резанный руками, чтобы вкрапления были видны!), горчицу (зернистую, не взбитую, чтобы видны были зернышки!), кусочки яблока – и эту вкусную основу я как бы облагораживаю. А основу делаю на кетчупе «Хайнц» - догоняю его жженой карамелью, хорошим бальзамическим уксусом, кладу чернослив, яблоко, горчицу, и в результате получается соус, который на вид такой, что в него хочется макнуть мясо!
Еще пример: соус для гамбургеров. Его можно купить готовым, он очень вкусный. Этот соус я видел в США – у шефа, который подает гамбургеры в своем ресторане. Но делает он его сам! Кажется – как можно в Америке, в заведении, где все поставлено на поток, возиться с этим самому? Он возится. Он режет кубиком сладкий перец, режет тем же кубиком красный лук, огурцы – корнишоны в их варианте, – свежие огурцы: запара! Потом все это смешивает, добавляет зерна горчицы, жгучий перец и присаживает на майонез и кетчуп вместе. При этом майонеза и кетчупа берет такое количество, что проглядывает каждый компонент. Получается такой красивый соус! Ты видишь и фиолетовый лук, и паприку, и зерна горчицы, и огурец торчит – у тебя слюни текут в буквальном смысле. Он это делает, потому что хочет подчеркнуть индивидуальность. Но если бы он при этом делал сам еще и майонез, и кетчуп, то ведь не факт, что результат получился бы замечательным! Потому что в действие вступил бы человеческий фактор.
Есть заведения несколько другого направления. Это ортодоксальные кухни. Там бабушка учила азербайджанца или грузина делать соус только так – и никак иначе. И у него рецепт этого соуса в сердце, и он делает его только так. И люди, которые ходят в такие заведения, это ценят – так же, как и тот, кто этот соус производит.
У них есть секретные соуса. Допустим, грузинский соус для мяса: сметану они смешивают пополам с мацони, кладут свежемолотый черный перец и большое количество кинзы. Такой соус – «домашнерецептурный», как и шавермовый, - как его сделаешь на большом производстве? Такие рецепты есть и у армян, и у таджиков, и у узбеков.
Они и томатный соус делают сами. Но исходник – томат-пасту – они берут только в одном месте и только одного и того же качества. И вариантов у них нет! Потому что они совершенно точно знают, что никакими путями, никакими заменами именно этого цвета, этого вкуса им уже не добиться. Они могут поменять какие-то пропорции в травах, что-то добавить, что-то убрать, несколько изменяя привкус, но вот цвета – того богатого томатного цвета, который есть именно в этом соусе, - и того богатого томатного вкуса они никогда не добьются, если исходник плохой.
Поэтому, я считаю, что исходники от основных производителей должны быть готовыми. А далее – все в руках мастера-шефа!
«2016 - удачный год. Но очень удачным был 2008 - год открытия ресторана «Рёбра House». Ресторатор п...
Сергей Малаховский, совладелец ресторана «Рёбра House» поделился своими взглядами относительно развития р...
Статья из дайджеста публикаций журнала «РесторановедЪ». Уже много лет готовлю банкеты, видывал всякое, справлялся со ...
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...