Top.Mail.Ru

Вячеслав Газукин: «Победа — это еще не все. А поражение — вообще ничто!»

29 Ноября 2012
Вячеслав Газукин: «Победа — это еще не все. А поражение — вообще ничто!»

С петербуржцем Вячеславом Газукиным читатели нашего журнала уже знакомы: он не раз выступал экспертом барной тематики, не раз рассказывал о мастерстве флейринга. Недавно Вячеслав вернулся с чемпионата мира среди барменов WCC (World Coctail Competititon), проводившегося в этом году в Пекине, где вошел в десятку лучших барменов мира в номинации «Флейринг».
Вячеслав — один из немногих в стране опытных флейр-бартендеров: победы на российских и международных конкурсах тому доказательство. Вячеслав — преподаватель Петербургской ассоциации барменов, чемпион Украины, России, Европы, серебряный призер чемпионата мира по версии WCC, создатель собственной техники флейринга.

1-е место — Juan Pablo Santiago (Uruguay);
2-е место — Marek Posluszny (Poland);
3-е место — Vaclav Abraham (Chech Republic).
........................................................................
8-e место — Вячеслав Газукин (Россия)

Правила начали менять прямо на конкурсе


— Вячеслав, итак — 8‑е место!

— Да! На самом деле произошел какой-то сдвиг во времени. Из-за того, что у нас конкуренция «на мир» очень сильная и пройти в чемпионы России достаточно сложно, я был на чемпионате мира в 2008 году (тогда занял второе место), и вот — сейчас. То есть четыре года туда не ездил. А это очень специфический конкурс, со своими правилами, которые год от года корректируются, становясь все более непонятными со стороны. И эту коррекцию надо понимать. Но чтобы ее понимать, надо быть внутри, быть там ежегодно — а этого не получается. Вот такой замкнутый круг.

— Что, например, изменилось?

— Если раньше, допустим, был упор на шоу — и за шоу, и за костюм, и за работу с публикой давали баллы, — то в этот раз баллы, в основном, давали за технику. И если раньше падение было однозначным минусом, то сейчас за него снижали гораздо меньше баллов — то есть можно было ронять бутылки. Я готовил более чистую работу с шоу, с костюмом, с определенной тематикой, с креативом — у меня есть какие-то собственные наработки, и я их показывал. И в правилах было прописано, что именно это и будет оцениваться.

— А на самом деле?

— На самом деле я сразу понял, что все идет не так: правила начали менять фактически уже во время брифинга. То есть, например, изначально было указано, что можно использовать только спонсорские бутылки — а их, удобных для кидания, не так уж и много. Но правила есть правила, и в подготовке я использовал то, что было прописано в них. А на брифинге начали появляться люди с совершенно другими бутылками — и это было нормально принято, как будто так и надо — все в порядке. Далее, по правилам, нельзя было эти бутылки кидать без этикеток — то есть спонсорская бутылка должна была быть с этикеткой этого конкретного спонсора, которую снимать или переклеивать на другую запрещалось. Я, соответственно, отталкивался именно от этого и за два-три месяца до конкурса перешел на другие бутылки. А «прыгать» с бутылок на бутылки, поверьте мне, очень сложно, потому что форма у них разная и движения тоже становятся другими. И тут я вижу, что они мало того что без этикеток — они еще и обмотаны полностью изолентой, хотя в правилах четко написано, что нельзя использовать изоленту даже на гейзерах. И тут участники чемпионата достают бутылку, полностью обмотанную изолентой, и ей дают добро!
 

Я выступал под номером 1


— А что судьи?

— Это тоже интересно. Судей никто не знал и, соответственно, никто не представлял, как они будут судить. На брифинге не обсуждались такие понятия, как креатив, разнообразие, — что они под этим понимают? Сам брифинг проходил накануне конкурса в 10 вечера, это длилось часа полтора. А потом до двух ночи я стоял в длинной очереди — сдавал свои бутылки.

— Зачем?

— По правилам конкурса, его участники сами не наполняют свои бутылки ингредиентами для коктейля — организаторы накануне вечером по указанию конкурсантов наполняют бутылки всем необходимым и забирают их, закрывая на складе. На следующий день за 15 минут до выступления каждому участнику отдается его ящик с тем, что он заготовил вчера. Это делается для того, чтобы обезопасить конкурс от какого-то возможного обмана.

— В общем-то это, наверное, правильно…

— Да, но я вытащил первый номер.

— Вот с этим особенно «повезло»! Судьям просто не с кем сравнивать первого конкурсанта…

— Да. И именно поэтому ему, по любой логике, нельзя поставить высокий балл — они ведь еще никого не видели.

— Кроме того, после активного вечера Вам нужно было рано встать…

— Разница между Петербургом и Пекином составляет четыре часа, и по нашему времени я встал в 4 утра. В 4:30 позавтракал и в 5 уже был на площадке, так как мое выступление было назначено на 6 утра (10:00 по пекинскому). Соответственно, людей в зале фактически не было, хотя наши подошли — группа поддержки человек в 10–12. Я выполнил всю программу, приготовил коктейль, все вроде в порядке…

— Но утро, наверное, сказалось.
— Да, утро сказалось очень сильно — в движениях недоставало некоторой гладкости, плавности. Я ведь в общей сложности поспал всего часа четыре. Понятно, что все это не должно влиять на результат, но… Это не протренируешь! Да, ты можешь готовиться в зале, можешь оттачивать все до автоматизма, но ты не протренируешь четырехчасовой сон и выступление первым — автоматизм доходит до абсурда… Я выступил с двумя падениями — это очень хороший результат. Но его не хватило для того, чтобы войти в первую шестерку — стать финалистом.
 

Первое место стало маленькой трагедией



— Вячеслав, а как остальные-то участники выступали?

— Вы знаете, глядя на остальных, честно говоря, я думал, что пройду. У людей было столько падений — на этом конкурсе это просто непонятно. У нас есть спортивные конкурсы, где мы показываем сложные вещи, и там количество падений может быть большим: 10–12 считается нормальным. Здесь же я не думал, что люди, которые в результате заняли очень высокие места, пройдут вообще. Потому что у них было огромное количество падений. И были другие участники, которые, наоборот, в плане шоу выступили очень хорошо — чисто! — и им дали 20‑е места.

— Почему?

— А говорят, например: это не конкурс танцев! Просто там был молодой парень из Тайваня, работавший с веером, под свою тематическую музыку, очень чисто, красиво откидал — и даже в десятку не вошел. Но вообще на этом конкурсе есть такое правило, что ничего не обсуждается. То есть почему победили, как оценивали, что у тебя было не так — никто не скажет. А победили — уругваец, поляк и чех.

— То есть первым стал бартендер из Уругвая?

— Да, но первое место тоже стало маленькой трагедией. Поляк — прошлогодний чемпион мира — выступил очень хорошо. А уругваец — ну выступил и выступил… Но победил именно он, потому что поляк забыл в свой коктейль налить два компонента. А правильно приготовленный коктейль — это 30 процентов успеха! Оригинальность там ценится: каждый участник за два месяца отсылает рецептуру своего коктейля, их там заранее пробуют — так что судьи знают, что должно быть у каждого выступающего.

— Но тогда то, что он забыл два компонента, действительно важно…

— Понимаете, я пробовал все финальные коктейли и… Там не один он забыл. Просто его коктейль без тех двух ингредиентов получился прозрачным — по сути, вообще не коктейлем. Словом, ему не повезло. И таких моментов было множество. Болгарин, получивший четвертое место, психологически «рассыпался» — это было видно, - но занял четвертое место. А замечательно выступивший парень-француз, претендовавший вообще на победу, стал шестым.
 

Нельзя себя судить по итогам конкурса


— Вячеслав, и тем не менее, думаю, Вы не жалеете о поездке.

— Конечно, нет! Вы знаете, ведь на таких конкурсах никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Так получилось, что во время проведения чемпионата Пекин посещал премьер-министр Тайваня. Он ездил по утвержденной программе и посетил наш чемпионат — пришел как раз на мое выступление. И поэтому именно меня показывали по китайскому телевидению! После чего ко мне подошел президент Гонконгской ассоциации барменов и пригласил принять участие в качестве судьи на китайском отборочном конкурсе WCC в апреле следующего года.

— Да, это конкретный результат, который невозможно предвидеть.

— В том-то и дело — непонятно, что в этих конкурсах поражение, а что — победа. К примеру, уругвайцу, мне кажется, она ничего не даст. Потому что самая большая его проблема в том, что он из Уругвая и второй раз становится чемпионом мира. А сейчас все основные конкурсы проходят в Европе! И желающих обучаться больше в Европе, чем в Америке. И, соответственно, если его куда-то будут приглашать (он ведь чемпион мира!), эти перелеты для приглашающей стороны будут очень дорогими. Плюс — он работает с техникой, взятой у его преподавателя Данилы Орибэ, тоже многократного чемпиона мира, и не прибавил к ней ничего собственного: обычная стандартная работа. Хотя — да, она сделана на хорошем уровне, красиво, зрелищно.

— Словом, победа в конкурсе — это еще не все.

— По итогам конкурса нельзя себя судить — это надо очень четко понимать. Если вы занимаетесь делом, то занимайтесь и дальше — вот и все. Можете ездить на конкурсы — ездите. Но здесь есть финансовая сторона — это дорого, и без каких-то результатов многих барменов такие поездки просто выбивают психологически.

— Тут, наверное, надо быть очень уверенным в своей программе, в ее отработке…

— Знаете, я с какими-то программами выхожу вверх, а потом начинаю придумывать какие-то вещи — свои — и они меня тянут на конкурсах вниз, потому что они новые, к ним никто не привык.

— Не знают, как оценивать?

— Не знают — это первое, а второе — не видят в них сложности. По идее, их надо усложнять — либо за счет скорости, либо разбавляя какими-то элементами, но, знаете, подстраиваться под кого-то тоже не хочется.
Понимаете, когда ты начинаешь работать только на конкурсы — на то, чтобы сделать то же самое, что и все, только лучше, — ты упускаешь момент творчества. Потому что можно залезть в большую сложность, долбить ее и долбить, выиграть — а потом-то что? В другую сложность ты уже не залезешь, потому что среднее время тренировок — 5 часов в день. На то, чтобы показать на сцене определенный сложный элемент или какой-то трюк, уходит по 3–4 года. И все понимают, что от этой приобретенной сложности вам уже никуда не деться. Ну да, какие-то навыки приобретаются, и вы, возможно, похожий сложный элемент сможете сделать уже быстрее — за два года.
Но обычно даже на это времени уже нет — ты стал заложником собственной сложности и… так и продолжаешь ее долбить дальше. А это уже конец.
 

Как не дойти до тупика


— А ведь это реальная проблема!

— Прежде всего психологическая. Он ездит по миру и делает одно и то же. И хочу сказать, что смотрят с большим интересом выступления не тех, кто занимает первые места и уже предсказуем, а середнячков, которые только идут к призам: у них может быть что-то интересное. Потому что если ты занял первое место — это значит, что выступил хорошо. Если выступил хорошо — значит, показал отработанную программу. Если показал отработанную программу — значит, при ее сложности (большой!) ей лет пять. А это уже видели.

— И что — замкнутый круг?..

— Нет, просто, как и в любом, наверное, деле, здесь надо продумывать все на пять шагов вперед. Вы знаете, я тоже побеждал и делал сложные вещи. Но в какой-то момент, когда начал делать что-то свое, стал слетать с конкурсов — проигрывать. Причем проигрывать молодым ребятам. И психологически это тяжело. Но я вовремя понял: то, что я делаю сейчас, — свое! — мне даст возможность дольше быть в развитии: я не дойду до тупика. Но, с другой стороны, не смогу стать чемпионом!

— Никогда?

— Во всяком случае очень долгое время. Потому что на свой стиль уходит очень много времени: его надо придумать, сделать, откатать, усложнить, добавить интерес, — словом, это длинная работа. Но потом вас будут везде узнавать по почерку.

— Для этого в любом случае нужно знать базу.

— Конечно! Обязательно нужно, чтобы хотя бы не изобретать то, что уже есть. А для этого надо владеть информацией: ездить на соревнования, смотреть видео и прочее. Но здесь возникает вторая опасность. Когда вы уже полностью в теме, уже много чего знаете и видели и начинаете придумывать, считая, что делаете что-то свое, на самом деле  вы придумываете то, что когда-то «записала» ваша память: то, что лежит где-то в подсознании. А вы принимаете это за новое! И есть еще третий момент — когда вы начинаете переделывать то, что у вас где-то в памяти. И вот это уже хорошо — это уже близко к творчеству! Но только тогда, когда вы, узнав, увидев и перепробовав многое, уйдете от всего, что есть на данный момент, сумеете посмотреть на все со стороны, а не изнутри, — вот тогда появится надежда на то, что начнется-таки настоящее творчество. Но чтобы оно началось, вы должны суметь видеть то, что вы делаете, снаружи, а делать — изнутри! В этом и заключается основная сложность. Кроме того, и людям — зрителям (мы же говорим о флейринге!) — вы должны уметь показывать то, что делаете, именно так, как хотите, чтобы они увидели. Словом — сложно все очень! И труд на самом деле здесь постоянный: нельзя что-то по-быстрому придумать — и все. У меня был очень долгий болезненный переход со старых движений на новые, это длилось несколько лет — и до сих пор я учусь.
 

Техника ценится. А дальше-то что?


— У Вас получается?..

— Я пробую. Делаю то, что не делают все, — вернее, отказываюсь от того, что все делают.

— Например?

— Например, все делают набивы — на руке, на локте и так далее. Я умею — но не делаю. Это трудно! Потому что это как руки связать. Да, с этим легко заработать много баллов, это зрелищно. Ты можешь на выступлении делать что угодно, а потом взять — и сделать красиво набивы: все, публика и судьи твои! А вот ты попробуй без этого «взять» зал. Попробуй без этого заработать баллы. И это только одна из систем — мизер, по сути.

— А так делают все?

— Делали все! Много лет 40 человек выходили и делали набивы, и много лет я им твердил: «Вам не надоело? Вы из всех стран приезжаете, и все делаете одно и то же!» Прошло три года. Я приезжаю в Москву, мне говорят: «Да, набивы себя изжили. Надо что-то менять…» Супер! Да что вы говорите? Но попробуй-ка поменять то, чем занимался всю жизнь! И сейчас очень многие держатся только на хорошо отработанной технике — и все. И ничего не меняют.

— А не менять проще. Ты будешь бить, бить в одну точку — что-нибудь да пробьешь.

— Да! Но проблема в том, что время во флейринге летит очень быстро. Вы на одном конкурсе это показали, на другом, на третьем — год прошел. Все: вас посмотрели, вас оценили — вы молодцы. И на следующий год вы начинаете показывать это же. И на следующий год. И на следующий.

— Это грустно.

— Да! Потому что в конце концов любой здравомыслящий человек задает себе вопрос: «А что я делаю-то?» И начинается слом: ответа-то нет. Поэтому каждый, наверное, изначально должен решить для себя, что он будет делать — развиваться или тупо кидать.

— Оттачивать технику?

— А он ее отточит очень быстро. Да, техника ценится. Вот это как раз то, что очень хорошо делают уругвайцы. У них все гладко, все хорошо, чисто. Возвращаемся к вопросу: дальше-то что?

— И что же?

— У них — не знаю. А я сейчас делаю две программы. Одну — ту, которую я уже года три показываю, а другую — новую. Я ее для себя делаю: чтобы я в этом находился. Чтобы было не только технически сложно и красиво, но и мне было интересно. Не «дуц, дуц, дуц — подкинул, собрал», повернулся — «дуц, дуц, дуц — подкинул, собрал», а чтобы логика в этом была. Чтобы я в этом участвовал и люди понимали, что я делаю.

— Уже показывали ее где-нибудь?

— Постепенно, элементы какие-то показываю, но до конца она еще не отработана, обкатать надо — думаю, следующим летом на нее будем смотреть. И тогда можно ехать с двумя программами, чтобы подстраиваться можно было. Потому что не очень хочется ехать на конкурсы и оставаться на каких-то маленьких местах — тогда ее просто никто не увидит: в Интернет, как правило, выкладываются только финалисты. А сегодня ставка только на Интернет. Поэтому надо работать!

Я становился победителем, но мне это не доставляло морального удовлетворения. Я не знаю, нравится ли остальным то, как они выигрывают, но меня выигрыш с помощью того, что делает любой другой бартендер, не устраивает. Если я выиграю с помощью своей программы, которую я придумал, — вот это да: это — Выигрыш! Потому что так, как сейчас кидают, — кидают все. А так, как я кидаю, никто кидать не будет!
И это, наверное, уже жадность: хочется быть первым, единственным и создать новый стиль — третий в мире: русский (сейчас их пока два, американский и английский).
На WCC‑2012 в Пекине помимо петербуржца Вячеслава Газукина (номинация «Флейринг») Россию представляла победительница национального отборочного тура в номинации «Классика» Елизавета Новинская (г. Пермь). Лиза в своей категории коктейлей (Sparkling Cocktail) заняла 6‑е место.
Победители по категориям номинации «Классика»: «Лучший коктейль года», Before Dinner — Walter Rolando Davalos Cardenas (Peru); Longdrink — Vasil Kolev (Bulgaria); Sparkling Сocktail — Danijel Furcic (Croatia); After Dinner Cocktail — Fumiyasu Mimitsuka (Japan); Fancy Сocktail — Ettore Diana (Italy); Flairtending — Juan Pablo Santiago (Uruguay).
Лучшей команде по традиции вручался кубок. Счастливым обладателем переходящего трофея стала Болгария.
Следующий чемпионат мира пройдет в Праге с 16 по 22 августа 2013 года.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Флейринг – бармен-шоу – в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Да, есть бармены, которые хотят ...

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх