Top.Mail.Ru

«Курить бамбук» не получится, или Сложности франчайзи

28 Октября 2011

Тема номера журнала \"РесторановедЪ\" - Подводные камни бизнеса по франчайзингу

Гарантия успеха — собственная личность
Неопытные франчайзи считают, что стоит им открыть заведение с известным брендом — и «дело в шляпе».
— Однако все преимущества франчайзинга — известный бренд, поддержка франчайзера, данные франчайзи-технологии — вовсе не гарантируют успех: очень многое зависит от личных качеств самого франчайзи, — отмечает Ирина Леонова, директор управляющей компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства». — Есть вопросы, ответы на которые он должен дать себе сам до того, как заняться франшизным бизнесом, причем к бизнесу-то как таковому некоторые из них отношения вовсе не имеют. Это, например, вопрос: «Буду ли я получать удовольствие от этой работы?» Казалось бы: какое удовольствие, работа она и есть работа. А вот нет успеха, если эта работа в тягость! Еще один важный вопрос: «Готов ли я следовать всем стандартам?» Ведь когда развивается бизнес по франшизе, то владелец бренда задает требования не только к кухне и интерьеру заведения, но и, например, к музыке. А тому, кто купил право на использование этого бренда, очень хочется ее поменять — «это же мелочь», как он считает. Но в данном случае менять фактически ничего нельзя, и музыка не исключение. Готов ли он принять существующие правила?
Еще вопросы: хватит ли денег? Стоит франшиза по-разному. Но стоимость франшизы — это лишь часть инвестиций, которые должны быть вложены в бизнес. В целом любая открываемая точка требует в несколько раз больше вложений.
Есть ли необходимые знания? Насколько успешны другие франчайзи? Если компания развивает франчайзинговый бизнес, нужно ли обязательно иметь контактные данные уже существующих франчайзи, чтобы с ними пообщаться. Для принятия решения о покупке франшизы необходимо получить расширенную информацию о франчайзере.
Естественно, прежде всего следует смотреть, что именно предлагает франчайзер, какие технологии и какую поддержку. Ведь франшиза в правильном понимании — это вовсе не только покупка бренда. Это целый комплекс услуг: бренд, технологии, продукты, оборудование и его расстановка, обучение персонала, поддержка партнера на всех этапах бизнеса.
Вставка
При покупке франшизы франчайзи должен получить:
— бренд;
— руководство по бренду, фирменный стиль;
— технологические карты, помощь в их адаптации;
— список и план расстановки оборудования;
— систему тренингов для персонала;
— команду франчайзера (иностранную или российскую) после запуска заведения в течение оговоренного периода времени для отладки работы заведения.
Конец вставки
Работать надо самому
Сразу же следует обговорить, есть ли у франчайзера скидки на оборудование. Такие скидки есть у каждой крупной сетевой компании, с ее помощью в этом случае можно купить оборудование в Европе и привезти его в Россию, это зачастую стоит дешевле, чем покупать все здесь.
Кроме того, нужно уточнить, сколько будет стоить дополнительное обучение. В Европе с определенной периодичностью появляются новые технологии. Будет ли ваш персонал обучаться им бесплатно или придется вкладывать в это собственные средства?
Все эти важные вопросы зачастую просто забывают задавать.
— Наши инвесторы, не будучи рестораторами, хотели открыть именно кофейню, — рассказывает Олеся Грищенко, управляющая петербургским кафе Traveler,s Coffee, чей партнер-франчайзер располагается в Новосибирске. — Решили развиваться по франшизе, потому что так понятнее: есть успешный бренд, почему бы им не воспользоваться? Это проще, чем делать все ошибки самому. Нам предоставили право использовать торговый знак, интерьерные решения — мы делали интерьер строго по предоставленному проекту. Помещение, конечно, искали самостоятельно, но нам предоставили спецификацию оборудования, список необходимых продуктов, список технологий и готовое меню, провели обучение
На вопрос, почему выбрали российского партнера-франчайзера, Олеся отвечает, что со своими проще согласовывать какие-то изменения: они понимают специфику рынка. Петербургская кофейня работает уже полгода, об окупаемости речи пока не идет, но на самоокупаемость заведение фактически уже перешло. Сейчас инвесторы планируют открывать новые точки — находятся в поиске помещений.
— Однако большинство партнеров, приобретающих франшизу, путают понятия «франчайзинг» и «проект под ключ», — обращает внимание Екатерина Скареднова, генеральный директор ООО «Бренд Девелопмент Групп». — Франчайзи в данном случае приобретает инструмент, использование которого позволит ему получать прибыль. При этом «старшая» компания отнюдь не работает на предприятии партнера, предприниматель самостоятельно управляет бизнесом. Это как приобретение буровой установки: покупая ее, работать надо будет самому, и не следует ожидать, что она побежит вам за кофе.
— Любая крупная компания будет оказывать достаточно большую помощь, но, как говорится, «курить бамбук» все равно не получится: делать за франчайзи абсолютно все, чтобы он только деньги получал, ни один франчайзер не будет, — подтверждает Ирина Леонова.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх