Пивная культура сегодня развивается стремительно, и не секрет, что она приближается к винной истории. Алексей Буров считает, что владельцам всех ресторанных заведений, имеющих в барной карте пиво, следует интересоваться тенденциями и быть в курсе изменений, происходящих в пивной жизни.
Прежде чем обозначить тенденции на следующий год, отметим, что происходит на рынке сейчас, почему это происходит, и на их основании послушаем выводы от эксперта.
Алексей Буров заключил состояние современного пивного рынка в пять позиций:
1. Пиво сегодня - это не маргинальный напиток.
«Когда мы начинали работать в 2007 году, у нас была внутренняя цель - сделать в России, в Москве, Петербурге и других регионах так, чтобы пиво перестало восприниматься как напиток, который пьют у метро группы сомнительных товарищей. Тогда все располагало к тому, чтобы поставить перед собой данную цель. Сейчас понимаю, что усилиями людей из разных регионов мы пришли к такой цели. Сейчас пиво является напитком, который в гастрономии играет важную роль»,- справедливо отмечает совладелец «Пивной карты», -«Пиво завоевало свое место на рынке, имеет полное право на существование, и это полностью меняет картину мира для обычных рестораторов и для баров, которые в принципе специализируются на напитках. Третий момент - даже если заведение не является пивным, даже если пиво - это лишь часть, все равно нельзя не уделять ему должного внимания. Сегодня ситуация на рынке и потребители сильно поменялись, и поэтому пиву уделять внимания стоит обязательно. Мне кажется, что в половине ресторанных заведений Петербурга, которым мы составляли пивную карту, пиво никакого принципиального значения не имеет».
2. Потребитель готов платить за пиво высокую цену (если соотносить с 2010 годом).
3. Пивное меню приличного заведения формируется с вниманием к вопросу.
4. Российский продукт де-факто воспринимается в одном ряду с лучшими мировыми образцами.
5. Российский продукт - в массовом понимании потребителей, является элементом качественного сегмента.
«Это не значит, что все местное хорошо, это значит, что когда появляется хороший образец локального продукта, то у людей возникает колоссальное удивление - и это нормально», - объясняет Алексей, - «Три года назад продать за цену импортного местный продукт было невозможно. Это была постоянная конфликтная ситуация с гостем, когда мы начинали продавать местные локальные сорта. Люди не понимали, почему местный продукт может столько стоить. Сейчас ситуация поменялась - тому виной в том числе «крафтовые журналисты», как я их называю. Это крафтовые пивоварни, которые продают напитки по цене импортных сортов или выше, имеют стабильно высокое качество. Пивоварня Jaws на уровне импортных, к примеру. Московская пивоварня Zagovor Brewery - люди воспринимают нормально местное пиво, единственное, что пока смущает - это цена».
Гости ресторанов, кафе и баров сегодня хотят знать информацию о товаре, видеть «товар лицом», с этим утверждением соглашается Алексей Буров: «Потребитель хочет понимать, почему именно этот сорт и пиво есть в баре, почему представлена именно такая линейка. Вопрос «почему» из вопроса «что» превратился в самый главный. То есть, людям необходимо объяснять. Зачем я должен это покупать и тратить на это деньги, объясните популярно!»
Зная эти основы, можно судить об общей ситуации на пивном рынке. Алексей описал тезисно, что в данный момент происходит. Без понимания предыстории сложно наметить пути развития и тенденция. История - это фундамент, мы понимаем ситуацию, и смело можем ставить свои прогнозы.
- Легкий, доступный и «питкий» продукт. Крепкие напитки, коктейли не могут потребляться в таких объемах и количествах, как пиво.
- Пиво - это легкий по градусу напиток, распространенный продукт, пиво есть везде, это базовая предпосылка. Это подтверждение тому, как простой продукт стал развиваться. Сегмент кофе, к примеру, развивается также очень быстро - он представлен везде.
«Очень важный момент - разливное пиво, это уникальный бонус или опция пива как продукта возможность дать человеку ощущение. Бутылочные истории воспринимаются человеком хорошо, но ощущение свежего бокала пива из бочки ни с чем не сравнимо», - отмечает Алексей, - «Есть такой важный аспект - пиво хранить гораздо проще. К примеру, вино сложнее хранить большим партиями, здесь также имеет место быть момент проходимости конкретного заведения, как часто у вас покупают единицу товара. Пиво и вино примерно в одной категории».
- Пивное оборудование также предоставляется многими поставщиками. Любое заведение может обеспечить для своих гостей широкий выбор разливного пива.
- Пиво сильно подвержено европейским и американским тенденциям. «Многие ездят в Америку и привозят тренды, которые у нас приживаются», - объясняет Алексей, - «Большой» ресторатор у себя сделал, показал, и тенденция стала востребованной у многих. Какие-то вещи у нас проходят параллельно с Америкой, а какие-то - у них уже развились два года назад, а у нас только начинают вводиться».
- Конкуренция на рынке растет и будет расти. «Заведения начинают искать новые опции. К примеру, это кофе свежей обжарки, гаражные вины, фермерские продукты - та же история с крафтовым пивом. Рынок требует всегда чего-то нового, новые легенды и истории, это заставляет нас с вами двигаться и предлагать то, чего раньше не было. К примеру, ресторан, открывающийся в центре Петербурга, должен думать, что к нему приходят люди, ценящие хорошее кофе и пиво - и ему, итальянскому ресторану, тоже в этом стоит разбираться!»
Развитие форматов, уход от стереотипов - еще один важный аспект, на котором формируются тенденции:
«Несколько лет назад пить качественное пиво можно было в пабе в определенном формате, там было разрешено курение - это сегмент, который охватывал узкий круг людей. Сейчас многие форматы поменялись, люди стали чувствовать свободу и выбор. Когда мы открывали в центре Петербурга в 2013 году «Траппист», бельгийское пивное кафе, мы сделали светлое помещение, барную стойку в один уровень. Другие люди изменили концепцию пивного бара: если пабы были в похожем формате, с узким перечнем мужских закусок, с деревянной суровой мебелью, то появились сейчас бары, где можно пить пиво, получать удовольствие от еды, интерьера, общения и прочих составляющих».
Пивные тренды
- Потребители меняются (через два года к нам придут гости 2000 года рождения), и меняются их вкусы;
- Лагер (светлое классическое пиво) обновится как категория и снова будет главным напитком.
«Традиционное светлое пиво в какой-то момент (последние два года) оказалось менее популярным. модные блогеры начали клеймить лагеры и стали сквернить данную категорию, что странно», - делится размышлениями Алексей, - «На самом деле, тенденция проста: лагер переживет свое второе рождение, простой вкус, это всегда генератор продаж, основной продукт для увеличения оборотов. Классическое пиво - основа меню. К примеру, по моей статистике, люди, пьющие лагер, заказывают на 1,5 стакана больше, чем любое другое пиво. Если говорить о нашей компании (4 заведение), то данный момент исчисляется в несколько тысяч литров плюсом. Если бы не было лагеров, то существенный процент продаж потерялся бы».
- «Очень горькое пиво станет нишевым явлением - это как раз модное крафтовое пиво, очень горькое и плотное, данное явление рассчитано на узкий круг людей. Многим оно не нравится, но пьют, потому что модно. Скоро, по моему мнению, эта история уйдет на второй план».
- Винные стили пива (ламбион, «чуд брюны») будут набирать популярность и теснить вина. Это в основном бельгийские и современные американские форматы. Они станут формировать спрос.
- На рынок выйдут новые локальные пивоварни, которые немного потеснят существующие.
«Многие пивоварни сейчас строятся - примерно 10-15. Локальные пивоварни сейчас в цене, в 2017-2018 годах мы точно получим гораздо больше. Мы сможем учитывать это при формировании интереса потребителей, что местное пиво качественное.
«Сейчас огромный ассортимент по сортам пива: 800 сортов бутылочных и 200 сортов различных - это все доступно, далеко не все дешево, чтобы это выбирать, надо изучать вопрос. Некомпетенция в пивном вопросе может лишить клиентов. Пиво массового концерна не может быть базовым продуктом. К примеру, ставим «Сибирскую корону» на условиях контракта и формируем интересную линейку. Если базовая линейка плохая, а дополнительная хорошая, то это ситуацию не спасает», - высказывает свое мнение Алексей.
Ресторатор Алексей Буров (команда Dreamteam: Рестораны Бурова и Коккова) в своем Телеграм-канале BUROV by dreamt...
Новый ресторан индийской кухни Bombay Cafe в «Голицын-лофте» на Фонтанке был открыт в начале лета. Алексе...