• Мы:

Номер 16 675, или «Я бы поваром пошёл, пусть меня научат»

26 Июня 2015
Номер 16 675, или «Я бы поваром пошёл, пусть меня научат»

«Я бы поваром пошёл, пусть меня научат», — именно такими словами высказывался в известном стихотворении наш выдающийся соотечественник Владимир Маяковский о выборе будущей профессии. Без малого через сто лет после этого мы наблюдаем резкое развитие сферы общественного питания и гостеприимства в стране. 16 675 — именно такой порядковый номер у кулинаров в российском реестре. И, несмотря на столь отдалённую цифру, статистика показывает, что уровень востребованности и оплаты труда у специалистов данного профиля стремительно набирают высоту. Но соответствуют ли выпускники наших учебных заведений столь высоко поднятой планке? Какие специалисты в наше время дают им образование и какого качества? Что за повара кормят нас в кафе и ресторанах? Кто несёт тяжкое гастрономическое бремя и является представителем нашей державы в данном ключе? Эти вопросы уже не первый год становятся всё острее и вскоре могут достичь своего апогея.

«Наши будущие гастрономы не видят полной картины своей профессии. А ведь в наши дни технологии совершенствуются семимильными шагами, и каждый кулинар должен быть немного и химиком, и физиком, и биологом».

Каждый кулинар сегодня должен быть немного и химиком, и физиком, и биологом


Если быть откровенным, то с высоты своего опыта могу сказать, что на кухнях нашей страны (а я их видел немало) далеко не везде трудятся квалифицированные представители кулинарного ремесла. Очень часто встречаются просто-напросто недоучки, при этом многие из них достигают больших высот и занимают руководящие должности. Откуда они берутся, кто им открывает двери в эту среду, даже не спросив диплома о получении профильного образования? Неужели у нас столь острая нехватка дипломированных технологов и поваров при таком количестве техникумов, колледжей и институтов? Я считаю, что корень всех этих вопросов зарыт именно в нашей образовательной системе и в подходе к передаче полезных знаний обучающимся.

Если, к примеру, сравнить преподавание в Европе и у нас, то можно (а возможно, и нужно) наблюдать кардинальные различия. Во-первых, у них интегрированная система образования, что означат следующее: студенты получают более обширные познания благодаря изучению крайне широкого круга предметов и грамотно поставленной между ними логической связи. У нас, к сожалению, всё это более узкой направленности — можно сказать, точечно, — и наши будущие гастрономы не видят полной картины своей профессии. А ведь хороший повар должен знать не только технологическую составляющую, но и владеть прекрасными познаниями в таких предметах как химия, физика, биология и прочие. Знания в этих науках очень важны, так как в наши дни технологии совершенствуются семимильными шагами и каждый кулинар должен быть немного и химиком, и физиком, и биологом.

Во-вторых, в странах Европы обучают не только студентов, но и самих преподавателей посредством регулярного повышения квалификации. Чего не скажешь о нашем подходе к такому варианту улучшения качества знаний специалистов. В стенах ИХ учебных заведений зачастую работают и действующие шеф-повара, что является действительно весомым показателем. Ведь сидя только в своем учительском кресле, вряд ли получится познать что-то новое и уж тем более передать опыт студенту. Уверен, что по этой причине наши выпускники только и умеют, как разве что сварить кашу, несложный суп, приготовить пюре с котлеткой и нарезать простой салатик. Впрочем, и то далеко не все делают это качественно!

Зачем вообще учиться в институте?


Конечно, впоследствии всему обучают непосредственно в рабочих условиях на кухнях ресторанов. Но тогда всплывает другой вопрос: зачем вообще учиться в институте, тратить на это время и деньги, получая образование сомнительного качества? Только ради диплома? Да и его далеко не везде спрашивают при поступлении на работу. А все проверки соответствующих инстанций, как правило, «почему-то» проходят гладко или с минимальными предписаниями.

Но, несмотря на всё это, в последние несколько лет я наблюдаю положительные тенденции. Сейчас становится всё больше частных гастрономических школ и академий, которые дают прекрасную возможность освоить эту замечательную профессию. Там преподают как представители отечественной кухни, так и иностранные мэтры. Вопрос только в цене этого удовольствия. Предложенный вариант далеко не каждому по карману и там, скорее, повышают свою квалификацию уже состоявшиеся специалисты, а не начинающие рядовые повара.

Безусловно, радует и количество проводимых теперь профессиональных кулинарных конкурсов и соревнований, которые априори вносят колоссальную лепту в популяризацию профессии и повышение количества, а самое главное — качества знаний наших поваров.

Говоря другими словами, искренне хочется верить и надеяться на то, что мы встаём таки на правильный путь и наше стремление к развитию данной отрасли будет только набирать обороты.

«Радует количество проводимых профессиональных кулинарных конкурсов, которые вносят колоссальную лепту в популяризацию профессии».
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Ни для кого не секрет, что кухня — это наше национальное достояние и квинтэссенция русского характера, здесь важно со...

Статья из дайджеста журнала «РесторановедЪ». Сегодня уже никого не удивляют такие названия блюд как суп том ям, сприн...

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Высшее, Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики, Менеджмент и Управление на предприятии. University of Dubai, Dubai Business School, Hotel management & Economics

темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх