Top.Mail.Ru

Анастасия Татулова: «Наши кафе — это заколдованные пространства: сколько ни расширяй, все равно мало!»

18 Марта 2013
Анастасия Татулова: «Наши кафе — это заколдованные пространства: сколько ни расширяй, все равно мало!»

История Анастасии — это история предсказуемого, но при этом парадоксальным образом неожиданного успеха. Открыв три с лишним года назад свое первое кафе для всей семьи «АндерСон» (Москва), Анастасия ни в коем случае не ожидала столь ошеломляющего взлета: народ буквально требует новых открытий! Дело в концепции: есть заведения для детей и заведения для взрослых, но интересы и тех и других в одном кафе стали объединять совсем недавно. Так, может быть, вот она — золотая жила рестораторов?..

Цель — достичь комфорта для взрослых и детей в одном заведении


— Анастасия, у Вас самой есть дети?

— Два мальчика.

— Взрослые?

— 12 и 15 лет — умеренно «маленькие». И очень часто, когда я ухожу на работу, они только встают, а когда прихожу — хорошо если только ложатся. И нехватка времени на общение с детьми — это ведь не только моя проблема: весь город так живет! Поэтому выходные — это фактически единственные дни, которые мы можем полностью провести вместе.

— И три года назад, когда открыли свое первое заведение, Вы сделали это в том числе и для своих детей, правильно?..

— Можно и так сказать, конечно, но я открывала прежде всего такое заведение, которого, как мне казалось, не хватает людям. Дело в том, что я тоже не раз сталкивалась с проблемой, что там, где интересно детям, совершенно невозможно находиться взрослым. Я много путешествую и стараюсь делать это с детьми. Однажды мы поехали в Данию, в отель «Леголенд»: тогда старший сын был фанатом конструктора лего. Сделано все очень интересно, просто замечательно, но через пару дней ты понимаешь, что детям здесь здорово, а для тебя — просто ад. Ты заходишь в ресторан в гостинице: стены измазаны кетчупом, дети кидаются картошкой, там очень невкусно, потому что дети не любят полезную еду, и родители, везя их сюда в качестве поощрения, заказывают им картошку фри и жареную курицу, — словом, находиться там было невыносимо. Два дня мы это еще пережили, но на третий я уже готова была не выходить из своего номера. И так чаще всего повсюду: в заведениях, где готовы дневать и ночевать дети, родителям некомфортно.

— А там, где любят посидеть взрослые, — некомфортно детям…

— Да, там некомфортно детям: они мешают, их заставляют сидеть тихо, не капризничать, им скучно и тяжко. Так родилась идея…

Хочется открыть что-то для подростков



— У Вас уже было какое-то видение, какое-то понимание этого бизнеса?

— Честно? Не было. Идея, которая была изначально, ежедневно претерпевала — и продолжает претерпевать! — какие-то изменения, дополнения и прочее. Это растущий, развивающийся организм. Я всю жизнь работала в маркетинге, и меня мои бывшие коллеги критиковали, говоря: «Ты неправильно строишь сеть, потому что сеть — это жесткие стандарты и все одинаковое». Я это тоже совершенно четко понимаю, но мне кажется, что для нашей концепции сеть — это нечто другое. Да, в нашей сети есть вещи, которые ее объединяют: у нас одни банкетные правила, единая анимационная команда, один рекламный департамент, у нас, наконец, один бренд-шеф и один шеф-кондитер. Словом, основополагающие вещи. Но все кафе абсолютно разные и в дальнейшем они будут такими же, пока хватит фантазии, потому что неинтересно, когда все одинаковое!

— Разные в чем?

— В одном больше интересно маленьким детям, в другом — детям постарше. И сейчас мы вновь столкнулись с проблемой. Вот, моему ребенку 15 лет, и ему, как и всем его ровесникам, у нас уже неинтересно. А ведь это тоже дети! И с ними тоже куда-то надо ходить! Они, может быть, с тобой уже не особенно и ходить-то хотят, потому что у них должно быть все «по-взрослому», но ведь хочется, чтобы и у детей постарше что-то было. Понятно, что в одном месте всех свести невозможно. Когда пытаются объединить детей разных возрастов, то получается либо опасно, либо скучно – ведь то, что можно старшим, опасно для младших, а то, чем интересуются младшие, скучно старшим.

— И что, Анастасия, сейчас думаете о кафе для подростков?

— Думаю. Хочется открыть что-то и для них.

Изначально не планировали ни приготовление еды, ни проведение банкетов


— А Вы шли по возрастающей — от младших к более старшим? Каким было самое первое кафе?

— Первое — самое любименькое! (Улыбается.) Я его построила, еще вообще ничего не понимая в общепите. Мы открыли кондитерскую совершенно без кухни, считая, что наших пирожных и «тортов всевозможных» вполне достаточно для счастья гостей: кондитерская ведь, дети — и все прекрасно! Но потом с ребятней стали приходить папы и спрашивать: «А поесть можно?» И мы из наших помещений начали выкраивать кухню, чтобы можно было поесть. Позже столкнулись с тем, что необходимо задуматься о проведении дней рождения. Изначально мы не проводили банкетов, но людей это не останавливало. Они все равно бронировали столы и отмечали дни рождения. Через какое-то время в кафе стало невозможно сесть в выходной день. И даже невозможно встать. Потому что невозможно было зайти. Ездили дети в тележках на колесиках, врезались в официантов, которым было очень весело работать, и так далее. Тем не менее это самое мое любимое место. Помню, мы очень переживали, что к нам никто не придет, и полгода висело объявление об открытии. А когда наконец-то открылись, к нам выстроилась очередь и все время шли и шли люди. Это кафе было очень успешным, и параллельно с первым мы почти сразу начали строить второе — деньги на его строитель-ство брали от выручки первого.

— Во втором, наверное, уже учитывали опыт первого?..

— Второе кафе я стала делать, конечно, с учетом того, чего не учла в первом. Поэтому каждое следующее заведение — оно, может быть, не лучше, но во всяком случае обдуманнее, чем предыдущее.

Пчела с дырочками на крыльях не может прилететь к ребенку на праздник



— Анастасия, в чем сложность выбранного формата — семейное заведение для детей и взрослых?

— Сложностей очень много. В первую очередь это более затратная концепция, чем многие другие. Причем более затратная не только в разовых, но и в ежегодных вложениях. Например, мы обновляем игрушки раз в месяц, потому что их, во-первых, ломают, а во-вторых, уносят. Ведь невозможно отобрать у ребенка игрушку, которую он уже полюбил! Он идет, плачет, просит маму забрать Мишу, Машу, Тепу домой — и как можно ему не разрешить?

— Плачут часто?

— На выходе у нас, как правило, плачут, потому что «побудем еще», «я не хочу никуда идти», «я не пойду», родители начинают нас ненавидеть, так как уже пора, а ребенок капризничает, машинку не отдает — и в конце концов уносит свою игрушку. Мою игрушку. (Улыбается.)

— То есть из кафе спокойно можно унести игрушку?

— Ну как спокойно: у нас нет установки «Раздайте детям все игрушки!», но если он ее взял и не хочет отдавать, мы не деремся с ребенком. Пусть уж уходит, что поделаешь… Иногда взамен приносят свою — такое тоже бывает. Кроме того, игрушки ломаются, это обходится дорого — впрочем, как и дети вообще.

— Но можно ведь купить более простые игрушки, которые не ломаются…

— Можно, но мы покупаем достаточно дорогие, чтобы ребенку было интересно. Мы не покупаем вредные игрушки, с вредным покрытием — мы на это обязательно обращаем внимание. Стали использовать специальное ковровое покрытие — только то, которое сертифицировано для детей. Это тоже дорого! С дороговизной связаны многие вещи, плюс у нас быстрее процент износа всего: просто потому, что это дети, они много чего умеют и могут. И делают.

— Ремонт часто приходится делать?

— Мы ремонтируемся раз в год. Не все, конечно, связано с детьми непосредственно. Например, костюмы для аниматоров — они рвутся. Их надо ремонтировать. Мы же не можем представить себе, что к ребенку «прилетит» на ужин пчела с дырками на крылышках? Не можем. Это невозможно — дырки на крылышках!

Места, чтобы зарабатывать деньги, не хватает


— Анастасия, но ведь Вам важно организовать не только детей, но и взрослых?

— К счастью, взрослые обычно организуются сами. Все-таки к нам приходят все же в основном с детьми, и задача взрослого — привести ребенка и заказать ему и себе какую-то еду. А дальше — только выдерживать то, что здесь скачут на лошадке, едут на машинке, периодически из-за лошадок и машинок возникают споры, потому что детей больше, чем средств передвижения, и так далее. Покупаем, покупаем машинки и лошадки, но их все равно меньше, чем детей! (Улыбается.) Поэтому у нас очень шумно.

— Вам, наверное, надо пытаться расширять игровое пространство…

— Вы знаете, это непостижимо, но факт: сколько ни расширяй, все равно мало. Первое заведение, которое мы открыли, насчитывало 150 кв. метров. Последнее — больше тысячи. Места не хватает нигде, причем не хватает одинаково! Наши кафе — это какие-то заколдованные сказочные пространства!

— А что располагается на этих заколдованных пространствах?

— Как правило, сейчас мы делим кафе на три сектора. Первый — это кондитер-ская: самое спокойное место во всех наших форматах. Чаще всего детей там нет, поскольку они приходят туда только для того, чтобы посмотреть на витрину и что-нибудь выбрать. Там ты можешь купить пирожные с собой, сесть за столик, спокойно посидеть и выпить чашечку кофе. Дальше спокойствия уже меньше — это второй зал, где сидят взрослые, а дети приходят к ним обедать или ужинать. Третий сектор — зал, где дети играют: там спокойствия нет вообще. В некоторых наших заведениях есть отдельные банкетные залы, где проводятся детские дни рождения и другие праздники компанией.

— Самый большой по площади — это игровой зал?

— Нет, самый большой — второй, основной зал для родителей с детьми, он занимает примерно половину гостевого пространства. Игровой зал — третью часть. Конечно, помимо этих залов у нас есть кухня, складские помещения, анимационная кладовая, офис и прочее.

— А для чего не хватает места?

— Для того чтобы зарабатывать деньги. У нас очень большая проходимость в выходные. Сейчас мы по просьбе директоров приняли решение не бронировать столы, потому что регулярно сталкиваемся с конфликтами: гости заходят, видят пустые забронированные столы, просят посадить их туда с условием ухода, когда придет время, официант не успевает их обслужить, приходят те, кто бронировал, и начинается карусель. Поэтому мы решили, что бронировать пока не будем. В выходные у нас все забито. И если к нам в это время зайти, то можно подумать: «Ну надо же, как у людей бизнес круто идет!» Да, в выходные люди не помещаются, в эти дни у нас 120-процентная загрузка. Но в будни… По четвергам и пятницам еще выручают банкеты, а по понедельникам, вторникам и средам нам очень тяжело.

— Но можно как-то подстроить под это работу — давать, например, с понедельник по среду выходные персоналу?

— Да, мы так строим работу, у нас есть режим работы персонала, который это учитывает, есть официанты выходного дня, но помещение-то стоит пустое! А расходы на его содержание и аренду не снижаются. В этом проблема, которую надо решать.

Отличия бизнес-плана от реальности


— Вы видите решение этой проблемы?

— Нужно увеличить оборачиваемость места: в выходные дни она очень низкая. Людей очень долго кормят, плюс они не хотят уходить, потому что пришли с детьми. И пока ребенок не наиграется и не упадет, они не уйдут. Поэтому оборачиваемость стола очень низкая, и если бы она была выше, я бы зарабатывала больше.

— Вы знаете, как ее увеличить?

— Я вижу выход, понимая, что 50 процентов решения проблемы лежит в плоскости питания: перестроения фабрики-кухни, перехода на другой уровень заготовки и прочее. Блюда должны готовиться быстрее.

— А то, что люди не хотят уходить?

— С этим, конечно, вряд ли что-то можно сделать, поскольку это особенность концепции, которую надо учитывать и просчитывать изначально. Могу сказать, что я просчитывала, но мой бизнес-план очень отличается от того, что сейчас есть по факту. Причем в чеке он отличается в большую сторону — я рассчитывала на меньший средний чек, а в проходимости — в меньшую.

— И в среднем Вы должны были получить то, чего ожидали…

— Примерно получила, да. Примерно. У меня ведь не было упора на семейный формат. Первый ресторан я строила исключительно таким, каким его видела, и сейчас не отвела бы такую большую часть площади под детскую, а увеличила бы количество посадочных мест, которые мне приносили бы деньги. Но этот первый опыт мне начал что-то показывать.

Если бы я с самого начала знала про этот бизнес столько, сколько знаю сейчас, я бы с ним не связалась!

— Тем не менее, Анастасия, Вы можете назвать свой проект успешным?

— Да. (Немного грустно.)

— Почему так печально? Слишком тяжело?

— Нет, не печально. Тяжело — да. Может быть, было бы легче, если бы я не была новичком в этом бизнесе, но откровенно скажу, я вряд ли тогда за это бы взялась. И если бы я с самого начала знала про этот бизнес столько, сколько знаю сейчас, я бы точно с ним не связалась! (Улыбается.) В этот бизнес часто приходят люди, заработав где-то деньги, чтобы открыть ресторан для себя, для своих друзей и так далее. Я изначально подходила к этому как к бизнес-проекту, для меня это не было игрушкой или развлечением. Это экономически просчитанный проект — он в общем-то не мог быть неуспешным.

Кроме того, я начала этот бизнес не потому, что у меня в предыдущем ничего не получилось: у меня там все получилось — и теперь я хочу, чтобы получилось и здесь! У нас много сложностей, да. У нас очень хорошая кондитерская — мы вывели ее на тот уровень, к которому я стремилась. Но еда пока не такая, какой мне хотелось бы ее видеть, потому что она не была приоритетом. А теперь это приоритет, поскольку многие люди к нам приходят поесть, и мне надо с этим считаться. Не все получается так быстро, как хотелось бы, но мне интересно в этом бизнесе. Мне интересно им заниматься и видеть, что получается в результате!

— Анастасия, три года назад у Вас было одно заведение, и Вы наверняка в нем дневали и ночевали. Как дела обстоят сейчас?

— Сейчас у меня их восемь. И я в них днюю и ночую.

— Вы чувствуете себя более уверенно, более прочно стоящей на ногах? Ведь теперь их у Вас не одно и не два, а восемь…

— Более уверенно, но гораздо менее спокойно. Моя ответственность тоже выросла в восемь раз. Легче не становится!

Раз в месяц: обновляются игрушки, ремонтируются костюмы для аниматоров.
Раз в год: проводится ремонт, меняются ковровые покрытия.


\"Арендодатели сами предлагают мне занять их помещения»
\"Один из показателей успеха — то, что я не занимаюсь поиском помещений. Мне поступает множество предложений от арендодателей, люди звонят и предлагают мне занять помещение, потому что хотят видеть в своем районе именно такой формат заведения. Значит, он успешен!\"
В ресторанный бизнес Анастасия Татулова пришла из другого бизнеса: до этого она работала маркетологом в крупных компаниях, и последней стала должность вице-президента по маркетингу компании «Объединенные кондитеры», куда входило 16 кондитерских предприятий. Маркетолог плюс кондитерская: она решила открыть кондитерское производство — «кондитерку» — и точки продаж своей продукции. Но не просто небольшие магазинчики, а магазинчики с маленьким пространством со столиками и игровым залом. Задумка была проста: в большом городе родителям некогда отдыхать с детьми, а когда такое время есть — им некуда пойти. А в таком кафе родители будут пить кофе, дети — играть и все вместе замечательно проводить время, лакомясь пирожными. Проект подразумевал открытие нескольких таких магазинчиков. Так что сначала Анастасия организовала кондитерское производство, а позже открыла первый магазинчик с «добавкой». Который сразу же поломал все представления о будущем (уже настоящем!) бизнесе, заставив его владелицу взглянуть на него по-новому. В результате за три года одна торговая точка превратилась в восемь семейных кафе разных форматов, одно другого больше: для семей с маленькими детьми, для семей с детьми постарше, кафе для мам с детьми и кафе для пап с ними же… Теперь Анастасия говорит, что, знай она тогда побольше о ресторанном бизнесе, ни за что бы не связала с ним дальнейшую жизнь. С другой стороны — не будь она новичком, у нее, может быть, ничего бы и не получилось?..
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Анастасия Татулова предложила Сергею Собянину ограничить экспорт ряда продовольственных продуктов на уровне 30% от их...

Федеральная налоговая служба (ФНС) России не будет привлекать пользователей контрольно-кассовой техники (ККТ) к ответ...

Основатель сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова 26 июля подала заявку в Роспатент на регистрацию собст...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх