Иван Яшков, коммерческий директор Очерского завода напитков (ОЗН), рассказал журналу PROКУХНЯ, почему это производство, расположенное в Пермском крае, экологично; какой вкус у воды, добываемой из природных скважин, и чем она интересна ресторанам и отелям.
Иван, ваше предприятие работает более 20 лет – в чем его уникальность?
– Прежде всего, в его истории: мы являемся крупнейшим производителем на территории Пермского края, выпускаем более 50 позиций различных напитков. Но главное – у нас разработаны две собственные скважины, и вся вода, которую мы выпускаем, – абсолютно природный продукт. Одна наша скважина дает природную столовую минеральную воду, вторая – воду с высоким индексом pH – 9,2. Соответственно, мы выпускаем несколько продуктовых линеек, ведь у нас есть как высокощелочная вода, так и питьевая минеральная.
На Кавказе – понятно, а откуда минеральная вода вПермском крае?
– Развеять стереотип, что качественная минеральная вода может быть только на Кавказе, как раз и является одной из задач нашего предприятия. Наше основное производство находится в городе Очёр в 100 километрах от Перми, и действительно, Уральские горы находятся от нас достаточно далеко. Но ведь минерализации воды способствует не только горная местность. Если уйти в древнюю историю, то когда-то там, где сейчас располагается Очёр, бушевало Пермское море, и именно оттуда, по-видимому, и берет истоки эта минерализация. Очёр – город, в какой-то степени тоже уникальный. Он образован вокруг реки, а в самом его сердце располагается большой рукотворный пруд. Это экозона, через которую проходят различные туристические маршруты Пермского края. Там нет глобального промышленного производства. Даже наш завод расположен в окружении столетнего соснового бора – культурного и природного памятника. И наша вода – это природный продукт, который добывается из скважины в экологически чистом районе.
В чем ее главные особенности?
– Вообще, вода бывает очень разной: столовая минеральная, лечебно-столовая минеральная, лечебная минеральная. В нашем источнике столовая минеральная вода, и, с одной стороны, ее можно применять для ежедневного потребления, а с другой – получать с ее помощью необходимое количество кальция, магния и прочих минералов, то есть пользу для здоровья. При этом она имеет яркий сбалансированный вкус.
Вода имеет вкус?
– На самом деле да, имеет: каждый источник дает воду со своими индивидуальными вкусовыми нотками, индивидуальными оттенкам. И два вида получаемой нами воды принципиально разные по вкусу.
А насколько сегодня такая вода популярна, насколько она интересна людям?
– Наша статистика отражает общую тенденцию: продажи воды растут достаточно большими темпами, а внимание, которое уделяется сегодня воде в целом, только увеличивается. На это влияет и пропаганда здорового образа жизни, и то, что люди становятся более образованными – учатся потреблять правильные напитки. Соответственно, потребление воды растет и, на мой взгляд, будет продолжать расти. Сегодня мы выпускаем порядка 20 млн единиц продукции (бутылок) в год.
Каков ваш ассортимент?
– Ассортимент нашей продукции – от бутылки объемом 0,33 л до 5-литровой. У нас есть питьевая вода, есть минеральная столовая – она сертифицирована как «Боровая», но мы выпускаем ее под различными торговыми марками – «Медвежий ключ», «Карат» (это премиальная ТМ). Вода с высоким индексом pH пока называется «Алкалайн», но это новинка, и я думаю, что в будущем ей тоже будет присвоен определенный бренд.
Это лечебная вода?
– Нет, вода с высоким индексом pH помогает восстановить кислотно-щелочной баланс организма. Медики, нутрициологи этому сейчас уделяют очень много внимания, есть даже лечебные программы, которые предполагают потребление щелочной воды. Один из примеров – наш популярный курортно-санаторный центр Демидково, куда приезжают отдыхать и подлечиться со всех концов России. Это центр высокого класса, и в некоторых лечебных программах используется именно наша вода с высоким содержанием pH.
При этом вода может быть еще и газированной, я правильно понимаю?
– Да, она газируется непосредственно на производственных линиях, газация воды на ее составе и качестве никак не отражается. Идем от потребителя. Достаточно много людей любят газированную воду. В нашем ассортименте также есть большое количество сладких газированных напитков, которые в данный момент лидируют в продажах.
Выимеете в виду лимонады?
– Да, лимонады – как на основе сахара, так и на основе подсластителей. У них разный формат бутылки, объемом от 0,5 до 2 л. Сейчас набирают популярность лимонады под брендом «Медвежий ключ». Мы относим их к категории крафтовых. У них природные вкусы – таежный, березовый. А есть и с классическим вкусом. Они подходят не только для ретейла, но и для ресторанного и гостиничного сектора. И все эти напитки – на основе воды исключительно из природных источников.
Лимонады на основе подсластителей – это лимонады без сахара? Они пользуются спросом?
– Да и – да (Улыбается.) У нас они выпускаются как экономпродукт, экономвариант. Дело в том, что лимонады на основе подсластителей более просты и дешевы в производстве, ведь сама основа подсластителей дешевле. Но мы идем дальше в этом направлении, оно перспективно: все видят тенденцию здорового потребления. У нас ожидается выпуск и других напитков без содержания сахара. Такие напитки тоже набирают популярность, так как сегодня многие за здоровый образ жизни.
Параллельно выразрабатываете линейку энергетиков: что это такое?
– Она у нас уже разработана, и в начале сентября мы выпускаем два вида энергетических напитков в пластиковой бутылке черного цвета с очень качественным внутренним содержанием.
Об энергетиках много пишется. Насколько все же они безопасны?
– Есть энергетические напитки, а есть тонизирующие: все зависит от состава. Качественные энергетические напитки, в том числе известные мировые бренды, выпускаются только с содержанием сахара и с определенной долей кофеина. А вот если нет сахара или если он заменен какой-то фруктозно-сахарной смесью, то это уже тонизирующий напиток. Сейчас сахар облагается акцизом, и многие энергетические напитки в своем классическом понимании перешли в категорию тонизирующих, где используются подсластители и прочие смеси.
У вас этого нет?
– Мы осознанно остались на акцизе, используя классические составляющие энергетических напитков. Это приводит к некоторому удорожанию продукта, но он становится конкурентоспособным и перспективным, потому что на рынке осталось не так много качественных классических энергетических напитков.
Законодательные поправки, запрещающие продажу энергетиков молодежи, повлияют на спрос?
– Насколько я знаю, они начнут действовать с марта 2025 года: именно с этого времени торговые точки обязаны продавать такие напитки только по паспорту. Конечно, это повлияет на рынок потребления, потому что их покупает достаточно много старшеклассников и студентов. Но на сегодняшний день, по статистике федеральных сетей и различных исследований, продажа категории энергетических напитков растет.
Выговорите, что выпускаете воду в пластиковой упаковке. В чем ее преимущества?
– Основными особенностями пластиковой бутылки является простота в использовании и возможность придания ей фактически любой формы. А если производственное предприятие реализует у себя самостоятельный выдув этих бутылок, то фантазировать с формой совсем просто .
Сейчас везде говорят, что пластик вреден для планеты – выоб этом не задумывались ?
– Наша пластиковая тара подвергается полной переработке, и вообще – все наши бутылки делаются из уже переработанного сырья, мы платим экологический сбор и являемся полноценным участником экологического процесса. Более того, мы осознанно пошли на удешевление самой бутылки и ее производства путем снижения плотности, так называемой граммности преформы, из которой уже делается сама бутылка. А чем ниже плотность бутылки, тем проще ее дальнейшая переработка. Так что низкая граммность напрямую влияет и на экологичность, и на скорость переработки.
Стекло вообще не используете ?
– Используем в сладких лимонадах. Как раз в таких лимонадах в стеклянных бутылках заинтересованы гостиницы и рестораны.
То есть выработаете не только с ретейлом, но и на рынке HoReCa?
– Мы прежде всего производственное предприятие. И если говорить об аудитории наших потребителей, то чаще всего мы имеем дело с дистрибьюторами, а не с конечным потребителем. Конечно, мы работаем с известными федеральными сетями, предлагаем свою продукцию на маркетплейсах. Однако с расширением ассортимента воды у нас начинает расти в том числе и категория таких клиентов, как гостиницы, кафе и рестораны. Ресторанному сегменту мы уже можем предложить премиальную воду «Карат» в стеклянной бутылке объемом 0,5 л, которую можно поставить на стол. Сейчас мы разрабатываем дополнительные форматы воды в стекле.
А гостиницы, как я понимаю, уже используют в своей работе вашу воду, правильно?
– Что касается гостиничного сектора, то да, мы поставляем воду в номерной фонд во множество крупных гостиниц нашего региона. Но клиенты приобретают не только воду: например, те же наши лимонады на сахаре подают в отелях в семейных номерах как комплимент.
Воду компаниям поставляете под своим брендом или работаете с СТМ – собственными торговыми марками?
– Работаем в том числе и с СТМ, но в этом отношении есть важный нюанс. Я бы разделил собственные торговые марки на две категории. Первая – СТМ для федеральных сетей, которые требуют серьезный объем продукции. Запросы таких сетей, в общем-то, понятны, и мы их готовы удовлетворять. А вторая категория – собственные торговые марки для клиентов, которым требуется меньший объем поставок воды. Два года назад мы запустили пилотный проект реализации СТМ для местных заказчиков – пермских автосалонов известных автомобильных брендов, представителей федеральной сети фитнес-клубов и других. Сейчас мы производим для них уже порядка 20 торговых марок. И хотя запросов поступает все больше, для производства воды собственной торговой марки для таких клиентов есть количественные ограничения.
Какие именно?
– Производственные линии имеют некую кратность и минимальный объем. И для тех, кто способен взять объем, который мы обозначаем, мы с радостью идем в формат СТМ. То есть объем должен быть достаточно большим? – Не сказать что прямо-таки огромным (Улыбается.): где-то от 30 тысяч единиц продукции, причем заказчик в рамках договора должен ее выбрать не разово. То есть это небольшие объемы. Но все прорабатывается с конкретным заказчиком.
В чем видите перспективу – в работе с отелями, ресторанами, собственными торговыми марками, ретейлом? Что дальше?
– Наши стратегические цели и задачи – наращивать продажу ассортимента воды, выпускать новые премиальные бренды. Конечно, мы будем продолжать работать с ретейлом. Сейчас растет такое направление ретейла, как маркетплейсы, – соответственно, мы создаем линейки продуктов, актуальные в том числе для этого направления. И несомненно, мы хотим работать в нише ресторанного и отельного бизнеса не только на местном рынке. Наша вода качественная, производится в экологически чистом месте; наши скважины дают прекрасные по составу продукты, с замечательными вкусовыми показателями и всеми необходимыми параметрами для здорового питания и здорового образа жизни. Мы считаем, что наша вода понравится не только потребителям местного региона, но и людям, живущим в других регионах нашей страны.
Будете выходить на федеральный уровень?
– Мы уже осуществляем поставки нашей продукции во многие регионы России – как оптовым покупателям, так и в федеральные сети. В любом случае на всю нашу стратегию мы смотрим через призму воды: планируем наращивать наши мощности, возможности и расширять представленность на рынке России.
Подготовила Светлана Куликова
+7 (342) 206-31-93
info@oznwater.com
https://www.oznwater.com
Юлиана Шунина – основатель агентства PR Integral и PR Integral Media, автор гастроблога «PR со вкусом&raq...
В Санкт-Петербурге завершился восьмой гастрономический фестиваль MEGUSTRO, который проходил с 25 по 27 сентября. Меро...
О ключевых особенностях работы шеф-повара ресторана при отеле, необходимости делиться своим опытом с молодым поколени...