Весна и начало лета всегда радуют нас множеством событий на ресторанном рынке. В Москве прошла международная премия «Пальмовая ветвь», где были представлены лучшие ресторанный концепции 2017 года; вовсю идёт подготовка к сочинскому форуму GASTREET; следом за ним — форум для поваров «Завтрак шефа». И обо всём этом мы ведём речь в новом номере нашего журнала.
13‑й раз прошло в Москве вручение премии Palme d, Or — международной награды, присуждаемой лучшей концепции года. На первом этапе эксперты отобрали 80 новых ресторанных концепций, которые появились в России в 2017 году, разделив их на восемь неравных по численности номинаций: Smart Casual, «Новый взгляд на традицию», «Наше море», «Дым с огнём», «Только вино», «Закусочная 2.0», «Мультиформат» и «Глобально локальные». «Пальмовую ветвь» получало лишь одно заведение в каждой номинации. А в финал премии прошло 10 ресторанов, среди которых и выбирали бронзового, серебряного и золотого призёров. Фактически каждый из этих ресторанов представлял отечественные продукты, от крабов и мяса до грибов и самогона. При этом средний чек ресторанов явно пошёл вверх — у большинства из них он составляет более 1500–2000 тысяч рублей.
Шеф-повара собираются вместе! Как успеть впитать всё самое полезное за три дня, набравшись нужного опыта? Для ответа на этот вопрос мы подготовили специальный гид по самым интересным и впечатляющим площадкам форума.
Сегодня мы видим, что дальнейшее развитие индустрии гостеприимства будет очень сильно зависеть от шеф-повара, от его вовлеченности в проект, в команду, его знаний и творческих способностей. Шеф-повар многолик: он и придумывает, и внедряет, и контролирует стабильность качества, и работает с персоналом и многое-многое другое. Для плодотворной работы в ресторане шеф-повару важно понимать бизнес-процессы ресторана, быть хорошим руководителем и разговаривать на одном языке с управляющим и владельцем, ведь важно уметь грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию. О роли шефа и II Международного обучающего форума для поваров «Завтрак Шефа» мы разговариваем с Еленой Меркуловой, генеральным директором ПИР Экспо.
Бургерные являются сегодня одним из самых быстрорастущих концептов фаст-фуда и стрит-фуда. Но когда молодые петербургские повара Денис Иванов и Валентин Григорьев, работавшие в сети ирландских пабов Mollie,s Group, решили начать совместный бизнес, они обдумали множество вариантов. На бургерной остановились, прежде всего, потому, что оба умеют и любят готовить мясо, а во вторую очередь — потому что когда, как они объясняют, деньги заработаны своими руками и нет инвестора, то бургерная — это то место, в которое можно вложить минимальное количество средств, начав свой бизнес. Первое заведение, на улице Пестеля, ребята открыли 2,5 года назад на 1,5 миллиона рублей. «Наша цель была, прежде всего, обеспечить себя работой, чтобы ходить на неё с удовольствием», — улыбаются они сейчас. Потому что обеспечили в двойном размере!
«Супные» концепции в Петербурге пробовались не раз. Фуд-трак с супом от одной из петербургских ресторанных групп стоял у метро «Адмиралтейская», супы пробовали запускать несколько более крупных компаний, заходя «с полки» и предлагая людям купить этот продукт домой. Суп считается у нас здоровым питанием, и каждому в любом случае иногда хочется «чего-то горячего». Но полноценно раскрутить эту концепцию уличной еды, доведя дело не до закрытия, а до развития, получилось пока лишь у City Soup.
Мы представляли Валерию Силину, одного из топ-менеджеров холдинга «Росинтер Ресторантс», в журнале «Ресторановед» в 2013 году: номер был тогда посвящён организации бизнеса пиццерии, и Валерия рассказывала об одной из концепций холдинга — «IL Патио», фактически сформировавшей для россиян новую нишу — сегмент семейных итальянских ресторанов. Тогда Силина занимала должность вице-президента по маркетингу и связям с общественностью. Сейчас она старший вице-президент по стратегическому развитию, и мы говорим не только об «IL Патио», где было проведено обновление бренда, но о пути холдинга в целом: о причинах достаточно частой смены его президентов, о сложностях переживания кризиса крупными сетями и о конкуренции, неожиданно возникшей для этих сетей там, откуда не ждали, — со стороны отдельных небольших заведений. Малый бизнес сегодня требует, чтобы на него обратили внимание, снизили давление, а есть ли покой и стабильность «за каменной стеной» огромной компании?