• Мы:

Расширение бизнеса в ресторанной сфере – как приговор?

26 Марта 2021
Расширение бизнеса в ресторанной сфере – как приговор?

Кризисный 2020 год стал настоящим испытанием для сферы гостеприимства. Организации ресторанной отрасли вынуждены были приостановить свою работу, при этом сохранив заработную плату сотрудникам. Помимо этого, имели место проблемы с арендой площадей неработающих заведений, коммунальными услугами, поставщиками товаров. Ресторанный бизнес имеет свою специфику и не может просто закрыть помещение как предприятия иных отраслей, не неся дополнительные убытки, связанные с запасом продуктов, которые есть у любого ресторана в достатке.

Очень многие до сих пор находятся в кризисном состоянии. Сфера гостеприимства еще далека от полного восстановления. Даже, несмотря на то, что ограничительные меры уже не такие жесткие, они все равно остаются. Помимо этого, из-за пандемии рестораторы остались без иностранной рабочей силы, которую крайне сложно заменить. Сотрудников просто не хватает. Изменились также и привычки россиян, посещающих общественные места, в том числе и предприятия ресторанного бизнеса. Негативных последствий от вируса COVID‑19 достаточно. Тем не менее, отрасль постепенно восстанавливается, рестораны отходят от пандемии, многие даже возвращаются к своим прежним показателям. Также на рынке появляются места для тех, кто хочет начать что-то новое. И есть те, кто готов к расширению бизнеса, к развитию и открытию новых ресторанов.

Ирина Благовещенская – советник президента Федерации Рестораторов и Отельеров по финансовым вопросам, основатель консалтинговой компании Escape Consult Group, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный профессиональный бухгалтер, член Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.  

2009 г. – с отличием окончила МГУГиК по специальности «Финансы и Кредит»
2009 - 2010 гг. – Руководитель группы учета ФГУП «Комбинат питания «Кремлевский» Управления делами Президента РФ
2010 - 2011 гг. – заместитель главного бухгалтера ФГУП «Комбинат питания «Кремлевский» Управления делами Президента РФ.
2012 - 2013 гг. – главный бухгалтер предприятий общественного питания в спорткомплексе «Лужники».
С 2014 года – основатель консалтинговой компании Escape Consult Group.
 

Инвесторы не хотят вкладываться в сомнительные проекты 

Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается ресторатор при абсолютно нормальном желании РАЗВИВАТЬ свой бизнес. У успешного ресторатора рентабельный ресторан. Он хочет расширить свой бизнес. Есть варианты самостоятельного открытия второго и последующих предприятий ресторанного бизнеса путем вложения заработанных денег от первого ресторана или иных собственных денежных сбережений, есть вариант привлечения инвесторов. Но на данный момент для инвесторов ресторанный бизнес – сомнительный проект: это и проблемы с налогообложением, сложности с лицензиями, проблемы с юридическими адресами, которые приходится «покупать». Инвесторы не хотят вкладываться в сомнительные проекты – отрасль не привлекательна для инвестиций.

Тем не менее, предположим, что ресторатор принял решение и нашел способ вложиться в запуск нового ресторана и постепенно готов открывать все новые и новые предприятия, но только до определенного момента – пока его расширение не станет приговором. Давайте разбираться, что имеется в виду.

Развивающийся предприниматель – «недобросовестный» налогоплательщик 

Главная и наиболее актуальная проблема состоит в том, что сейчас в сфере гостеприимства налоговые органы расширение бизнеса приравнивают к уклонению от налогов, а развивающихся предпринимателей к «недобросовестным» налогоплательщикам!

В сфере питания вне дома имеет место проблема неравных конкурентных условий. Предприниматели сталкиваются с проблемой налогового дисбаланса в бизнесе при его развитии, и налоговая политика, действующая на данный момент в России, приводит к вынужденным нарушениям налогового законодательства.

Предприятие сферы гостеприимства, при соблюдении определенных лимитов, имеет право работать на специальном налоговом режиме «упрощенка» – УСН (упрощенная система налогообложения), – при котором нет такого налога, как НДС. На данном спецрежиме предприятие рентабельно, и готово развиваться и расширяться. Если у предпринимателя один-два ресторана – есть возможность работать на «упрощенке».

Но как только бизнес развивается и включает в себя, например, уже пять разных точек с выручкой или количеством сотрудников, превышающими допустимые для работы на «упрощенке» лимиты, то предприниматель вынужден перейти на общую систему налогообложения (ОСНО). При переходе на ОСНО для бизнеса появляется НДС, вследствие чего добросовестный предприниматель просто не может конкурировать с остальными игроками рынка из-за огромной налоговой нагрузки, которая уводит его в убыток.

У бизнеса возникает дилемма – развиваться и работать себе в убыток на НДС и становиться неконкурентоспособным, или работать и далее на УСН, занимаясь дроблением бизнеса для его рентабельности? Ведь расширение бизнеса не является уклонением от налогов. Или не развиваться вообще.

Таким образом, налицо проблема в неравных конкурентных условиях в ресторанном бизнесе между компаниями, применяющими спецрежим «упрощенка», и плательщиками НДС. Как следствие, отсутствуют стимулы к развитию бизнеса, т. к. при росте выручки за счет открытия новых ресторанов происходит автоматический переход на НДС-ную систему налогообложения, что делает нецелесообразными дальнейшие инвестиции в развитие и приводит к ограничению в росте налогооблагаемой базы.

Как показывает практика, субъекты МСП в сфере гостеприимства зачастую являются частями одного большого бизнеса. Но стоит обратить особое внимание на специфику отрасли: модель инвестирования в ресторанном бизнесе иная, чем в других сферах. Открывается один ресторан, у которого один владелец. При развитии предприятия ресторатор готов инвестировать во второй ресторан и находит дополнительных инвесторов, которые готовы начать новый бизнес в соучредительстве. Это уже другой бизнес и другое юридическое лицо – но это не «дробление» и не уклонение от налогов!

Дамоклов меч огромных штрафов 

Зачастую, в развитии бизнеса налоговый орган видит только формальное дробление с целью экономии на налогах и не хочет слышать о наличии здравой предпринимательской цели.

Федеральная налоговая служба (ФНС) уделяет особое внимание борьбе с таким способом оптимизации расходов как «дробление» бизнеса (один ресторан – одно юридическое лицо) и доказывает, что он является незаконным и квалифицируется как уклонение от уплаты налогов.

Что ждет организации, практикующие подобные схемы оптимизации налоговых расходов и почему предложения ФРиО (Федерация Рестораторов и Отельеров России) к ФНС актуальны не только для крупных предприятий, но и для малого бизнеса?

При выявлении «дробления» налоговая инспекция объединит предприятия в единый бизнес и доначислит налог на прибыль и НДС.

Последствия выявления незаконного «дробления», помимо доначислений – штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Учредитель, генеральный директор, главный бухгалтер, а также иные должностные лица несут субсидиарную ответственность, если компания не в состоянии оплатить доначисления.

За умышленную неуплату или неполную уплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ).

Зачастую, в развитии бизнеса налоговый орган видит толь- ко формальное дробление с целью экономии на налогах и не хочет слышать о наличии здравой предпринимательской цели.

Повышение прозрачности бизнеса – неизбежная реальность нового времени 

Все активнее ФНС России стремится к прозрачности бизнеса и, как показывает практика, немало собственников уже пересмотрели свой подход к ведению дел. Они тали учитывать серьезность негативных последствий незаконных налоговых схем для своих компаний и себя лично.

В настоящее время ФРиО проводит большое количество мероприятий, где всегда выходит на диалог с предпринимателями. Все чаще звучат вопросы: «Как законно оптимизировать налоги?», «Что делать, если хочешь «обелиться»?», «Как уйти от незаконного дробления?», «Какие варианты работы есть, если мы хотим расширяться, но «не потянем» общую систему налогообложения?» 

Абсолютно на каждом мероприятии Федерация рассказывает о том, что актуально на данный момент для отрасли и, в том числе, уделяет время такой важной, на сегодняшний день, теме как отраслевой проект «Общественное питание». Что это такое?

Отраслевой проект ФНС – чего ожидать?

Целью проекта ФНС «Общественное питание» является обеление отрасли посредством комплекса мероприятий, направленных на определение причин, способствующих сокрытию выручки.

Проект призван выработать механизмы и предложения, которые позволят вывести ресторанный бизнес из теневого сектора. Мероприятия также направлены на побуждение к повсеместному применению, в установленных законом случаях, контрольно-кассовой техники (ККТ), увеличению налоговых поступлений, проведению контрольных мероприятий в отношении недобросовестных налогоплательщиков. В конечном итоге реализация проекта будет способствовать созданию благоприятной конкурентной среды ведения бизнеса для добросовестных участников рынка.

В настоящее время ФНС России проводит мероприятия по выявлению нарушителей требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ для последующего включения в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий.

ФРиО раскрывает проблематику данного вопроса: выявляет причины, способствующие неполному оприходованию выручки в сфере гостеприимства и заставляющие предпринимателей становиться «недобросовестными» налогоплательщиками. ФРиО предлагает планы мероприятий, которые в рамках реализации отраслевого проекта ФНС «Общественное питание» будут являться мерами поддержки предприятий сферы гостеприимства при «обелении» отрасли.

Несмотря на штрафные санкции за нарушения законодательства о применении ККТ, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ, в сфере гостеприимства наиболее часто встречаются такие нарушения законодательства, как:

• неприменение контрольно-кассовой техники (критериями «черных» предприятий является прежде всего: неприменение банковского терминала, просьба, адресованная покупателю (клиенту), совершить перевод денежных средств за проданный товар или оказанную услугу по телефону, на банковскую карту);

• выдача чека с некорректными реквизитами (в чеке не указаны или неверно указаны дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя; применяемая при расчете система налогообложения; наименование товара; сумма расчета; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке); QR-код; в поле «Кассир» отсутствуют или не верно указаны ФИО продавца);

• невыдача чека.

Большинство поставщиков ресторанов применяют ставку НДС 10%, либо работают на УСН (без НДС). При этом услуги ресторанов оказываются под 20% НДС, что приводит к убытку.

Уклонение от налогов или вынужденная необходимость?

Причинами, прямо или косвенно, способствующими сокрытию выручки в сфере оказания услуг питания вне дома, является текущий уровень налоговой нагрузки, который делает невозможным ведение предпринимательской деятельности: это прежде всего ставка НДС 20% для предприятий ресторанного бизнеса, ограничения по выручке при применении УСН – 150 млн, по численности – 100 человек, критерии МСП по численности в 250 человек.

Ну и главная и наиболее актуальная проблема, как уже было сказано выше: на сегодняшний день в сфере гостеприимства налоговые органы развитие и расширение бизнеса приравнивают к уклонению от налогов!

Ставка НДС 20% для предприятий ресторанного бизнеса: большое количество ресторанных сетей работают по модели дробления бизнеса для сохранения возможности применять ставки налогов при упрощенной системе налогообложения. При УСН компании не платят НДС. При переходе лимита по доходам применение УСН становится невозможным. Компании обязаны будут перейти на ОСНО, в связи с чем увеличится налоговая нагрузка.

Рестораны прибегают к дроблению бизнеса, предпочитая одной компании на ОСНО (плательщик НДС) несколько компаний на УСН (неплательщик НДС) по причине диспропорции налоговой нагрузки ввиду отсутствия входящего НДС к зачету.

Большинство поставщиков ресторанов применяют ставку НДС 10%, либо работают на УСН (без НДС). При этом услуги ресторанов оказываются под 20% НДС, что приводит к убытку. Ввиду невозможности существования на 20% НДС предприятия быстрого обслуживания пытаются работать с пониженной ставкой до 10%, оформляя свою продукцию как хлебобулочные изделия, продажу населению молочных коктейлей, мороженого, пирогов с начинками, йогуртов и иной продовольственной продукции. К примеру, так работают БургерКинг, блинные, Макдональдс и КФС. Они же являются основными плательщиками НДС в сфере питания вне дома.

Остальные предприятия вынуждены прибегать к дроблению бизнеса, используя модель: один самостоятельный ресторан – одно отдельное юридическое лицо. Именно поэтому ресторанов, кафе, баров, столовых, использующих ОСНО, так мало. Большинство предприятий применяют УСН, являясь по факту единым бизнесом.

Конечно, оптимальным решением данной проблемы будет полная отмена или снижение ставки НДС для предприятий сферы гостеприимства до 10%. Частично уберутся вынужденные причины дробления бизнеса, что станет шагом для «обеления» отрасли.

В январе 2021 года власти столицы анонсировали предложение снизить или полностью отменить налог на добавленную стоимость (НДС) для ресторанов. Об этом рассказывал заместитель мэра Москвы Владимир Ефимов.

В предприятиях, работающих на упрощенной системе налогообложения, неполное оприходование выручки (неприменение ККТ) обусловлено необходимостью соответствия критериям УСН по доходам в 150 млн в год. Сотрудники не оформляются в штат в полном объеме, так как это обусловлено необходимостью соответствия критериям УСН по численности персонала (не более 100 человек).

Введение с 2021 года переходного периода, в котором доход налогоплательщика может составлять от 150 до 200 млн руб., не является решением проблемы.

Оптимальным решением будет являться пересмотр критериев УСН для сферы гостеприимства по доходам до 2 млрд руб. (приравнять к критериям малого и среднего бизнеса). Пересмотр критериев УСН для сферы гостеприимства по численности сотрудников – от 1000 человек. Частично уберутся вынужденные меры по дроблению бизнеса, что станет шагом для «обеления» отрасли.

Критерии МСП по численности в 250 человек приводит к тому, что сотрудники не оформляются в штат в полном объеме, чтобы соответствовать заданным критериям. При переходе границы в 250 человек ресторан лишается льготы и будет вынуждено платить страховые взносы по полной ставке.

Соответствие критериям МСП дает возможность распространить понижающие ставки по страховым взносам (все компании и ИП, входящие в реестр МСП, могут начислять страховые взносы по сниженной ставке 15% вместо 30%.).

Оптимальным решением будет являться пересмотр критериев реестра МСП для сферы гостеприимства от 1000 сотрудников.

Идеальные варианты изменения в законодательстве для сферы гостеприимства – что получает предприниматель и ФНС?

Ну и конечно, наиболее оптимальным изменением в налоговом законодательстве было бы закрепление возможности для ресторанов работать на УСН без привязки к товарообороту. Также определить градацию налоговой ставки для УСН в зависимости от численности и выручки предприятия. Законодательно разрешить создание одного юридического лица или нескольких, на усмотрение предпринимателя, при расширении бизнеса и определить, что развитие бизнеса не равно уклонению от налогов!

Были бы решены следующие проблемы:

· легализация применения УСН;

· отсутствие понятия дробления бизнеса и его последствий;

· стимулирование бизнесменов реинвестировать прибыль в развитие компании;

· решение вопроса с алкогольной лицензией (если в компании единая алкогольная лицензия и в каком-то конкретном ресторане ее отозвали, то она отзывается на весь холдинг);

· решение вопроса с блокировкой счета в банке (если налогоплательщик вовремя не направил квитанцию о получении электронных документов из ИФНС, то блокируется расчетный счет у всей организации и парализуется деятельность всех ресторанов);

· выведение из «серой зоны» многих ресторанов – обеление отрасли!

ФРиО выявляет причины, способствующие неполному оприходованию выручки в сфере гостеприимства и заставляющие предпринимателей становиться «недобросовестными налогоплательщиками. ФРиО предлагает планы мероприятий, которые в рамках реализации отраслевого проекта ФНС «Общественное питание» будут являть- ся мерами поддержки предприятий сферы гостеприимства при «обелении» отрасли.

Для Федеральной налоговой службы данные изменения также помогли бы достигнуть следующих результатов:

· отсутствие у предприятий отрасли необходимости неполного отражения выручки для того, чтобы оставаться на УСН;

· отсутствие необходимости ухода от налогов за счет адекватной налоговой нагрузки, как следствие полностью декларируемая выручка – «обеление» отрасли;

· борьба с компаниями-однодневками: отпадет необходимость покупки «бумажного» НДС для урегулирования диспропорции между исходящим и входящим НДС, отпадет необходимость закупки «левых» товаров у поставщиков;

· отсутствие необходимости наличия неучтенных денежных средств для применяемой в отрасли выплаты заработной платы «в конвертах», как следствие, оформление сотрудников в штат компании и полностью белые заработные платы с автоматическим увеличением налоговых поступлений в части НДФЛ и страховых взносов;

· привлечение инвесторов без боязни признания дополнительного бизнеса «дроблением», как следствие развитие отрасли из-за привлекательной конкурентной среды с увеличением поступлений в бюджет;

· борьба с бедностью в регионах – регионы будут заинтересованы в выведении из тени и обелении заработных плат, что приведет к увеличению пенсионных отчислений и улучшению материального состояния будущих пенсионеров в регионах.

Президент ФРиО Игорь Бухаров, вице-президенты ФРиО, а также заинтересованные и небезразличные в решении проблем отрасли предприниматели постоянно находятся в диалоге с властью, объясняя все проблемы сферы гостеприимства. Сейчас во многом все зависит именно от самих предпринимателей отрасли! Их объединение в Федерации Рестораторов и Отельеров необходимо для того, чтобы укрепить позицию ФРиО в диалоге с представителями власти, в том числе, для решения того самого вопроса: постановки знака неравенства между понятием «расширение бизнеса» и приговором!

Другие статьи
Смотреть все

Роман Захаров – член юридического совета Федерации Рестораторов и Отельеров России, адвокат Адвокатской палаты ...

Законодательная база и контрольно-надзорная практика, регулирующие правовые основы бизнеса, постоянно меняются: прини...

Центральный банк РФ с 1 апреля 2021 года отменяет ряд послаблений для бизнеса, которые были введены в связи с коронав...

Производство и продажа столовой посуды для профессионального и домашнего использования
«Пэйтор» – российский дистрибутор с сфере POS-периферии и автоматической идентификации.
Профессиональный фарфор для ресторанов
Шеф-повар, Ресторатор
Предприниматель, первый вице-президент группы компаний Crocus Group
Ресторатор, владелец и создатель объединенной компании «Рестораны Раппопорта».
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх