Ресторанный бизнес — понятие широкое, не ограничивающееся лишь развитием стационарных заведений. Сегодня стало весьма перспективным и другое его направление — организация ресторанов на морских и речных круизных и прогулочных судах. Оно актуально и для нашей страны в целом, и особенно для Санкт-Петербурга — города, являющегося важнейшим центром морских перевозок, находящегося на пересечении транспортных путей, соединяющих Скандинавию и Европу, центральные районы России и страны Балтии. На морских судах может располагаться до 20 ресторанов, а круизы, по утверждению туроператоров, стали одним из видов туризма, который, несмотря на кризис, в этом году фактически не утратил своей популярности. О развитии морских и речных круизов, их перспективе и возможностях для бизнеса, в том числе ресторанного, шла речь на I Международной конференции «Санкт-Петербург — морская столица России. Морской туризм».
— По нашим наблюдениям, круизный отдых в России в последние 2-3 года достиг пика популярности, — рассказывает Ксения Софина, начальник отдела рекламы и связей с общественностью компании «Водоходъ СПб». — Так, в 2007-2008 годах загрузка наших рейсов составляла около 97%. В этом году спад, причиной которого является кризис, составил около 20%. Лидер продаж — круиз на Валаам продолжительностью от 1 дня и маршрут из Петербурга в Москву, который очень любят иностранные туристы. В то же время большой популярностью стали пользоваться круизы, рассчитанные на большее количество дней. Например, одним из первых у нас в этом году был продан 17-дневный астраханский рейс (Петербург — Астрахань — Нижний Новгород). Также полностью выкуплен 2-недельный маршрут «Идем на Казань».
Компания «Водоходъ СПб» фрахтует семь 3— и 4-палубных теплоходов. Все они построены в 80-90-х годах прошлого века на судоверфях Германии и Чехословакии. Теплоходы различаются, в зависимости от проекта, длиной, шириной, проектами кают и особенностями инфраструктуры.
Зарубежные мини-круизы у многих россиян прочно ассоциируются с паромами, маршруты которых связывают балтийские столицы — Хельсинки, Стокгольм, Таллин и Ригу. Классическим представителем флота Tallink Silja, одного из ведущих паромных операторов на Балтике, является Baltic Princess — паром, рассчитанный на 2800 пассажиров.
Помимо 927 кают разных классов на его борту располагаются супермаркет, бутик и магазин одежды, 4 ресторана, кафе и 7 баров и клубов. Одной из целей организаторов круиза является предоставить гостю как можно больше всевозможных развлечений и удовольствий. На борту любого парома Tallink всегда есть ресторан «гурме», заведение, где предлагают шведский стол, недорогое кафе, несколько баров, сигарный клуб.
— Отличительную особенность проектов можно выделить у двух лайнеров — Silja Serenade и Silja Symphony, — говорит Анатолий Завгородний, директор по маркетингу компании «Таллинк-Ру», представительства Tallink Silja Oy в России. — Речь идет о специальной палубе, называемой «Променад». Она напоминает улицу большого торгового комплекса, вдоль которой располагаются рестораны, магазины и шоу-бары. Интересно, что в этой же зоне проходят шоу-выступления акробатов. По нашим наблюдениям, есть категория туристов, которые выбирают маршрут Хельсинки — Стокгольм, отдавая предпочтение отдыху на этих лайнерах.
Один из самых престижных видов туризма — круизы на фешенебельных лайнерах. Современные корабли ведущих круизных операторов напоминают не столько пятизвездочные отели, сколько целые плавучие города, оснащенные всем необходимым для увлекательного длительного путешествия. А кругосветные круизы длятся от 60-80 до 130 дней. Причем клиенты готовы выкладывать за такое удовольствие до 450 тысяч долларов. Именно в эту цену обошелся туристам 103-дневный кругосветный круиз на корабле Queen Elizabeth II в 2008 году. Интересно, что в настоящее время знаменитый лайнер больше круизы не совершает: его было решено переоборудовать в плавучую пятизвездочную гостиницу в Дубае.
Уникальность другого лайнера — Queen Mary 2 компании Cunard — в том, что корабль вытянут на 14 палуб: его длина 345 м, а высота — 74 м. Здесь 1310 кают по 18-25 кв. м, две большие каюты Grand Duplex по 209 кв. м, 5 бассейнов, СПА-салон, фитнес-центр, 20 ресторанов, несколько Интернет-кафе, бесплатные прачечные на каждом этаже. К услугам туристов также картинная галерея с полотнами Пикассо и Дали, театр на 1200 мест и иллюзион, библиотека Royal Court (8000 книг), 2 кинотеатра, торговый центр, казино и бальный зал. Своего рода фирменной особенностью лайнера является единственный планетарий на море на 150 человек.
Лучшие апартаменты еще одного лайнера — Norwegian Pearl — занимают площадь 530 кв. м, имеют 3 спальни и несколько ванных комнат, веранду с джакузи и зимний сад под открытым небом. Этот представитель флота Norwegian Cruise Line имеет 14 палуб и способен принять до 2500 пассажиров. Среди развлечений, предлагаемых участникам круиза, — посещение боулинг-центра на 4 дорожки, являющегося своего рода экзотикой для круизного бизнеса. В холле лайнера установлен огромный экран в два этажа высотой. Индивидуальность проекта также подчеркивает наличие скалодрома и собственного дельфинария.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...