Тема проверок заведений общественного питания - баров, кафе, ресторанов - продолжает оставаться актуальной. Ассоциация предприятий общественного питания собрала юристов, бизнес-тренеров и опытных рестораторов, которые - каждый со своей точки зрения, ориентируясь на собственный опыт, - рассказали о том, как лучше всего вести себя во время проверок и подписывать или не подписывать акты, составленные по результатам таких мероприятий.
Мы уже писали о проверках, проводимых представителями Роспотребнадзора и органов внутренних дел, и о том, что они имеют право проверять, а на что им не дано полномочий. Однако помимо них, в ресторан могут прийти с проверкой представители следующих государственных уполномоченных органов:
- налоговой инспекции;
- Управления Государственной противопожарной службы МЧС России;
- отдела потребительского рынка и услуг районной администрации;
- КГА - Комитета по архитектуре и градостроению;
- Комитета по рекламе и печати;
- ГАТИ - Государственной административно-технической инспекции города или АТИ района;
- КГТОП - Комитета государственного контроля, использования и охраны памятников;
- ГУЭП - Госуправления по экономическим преступлениям;
- Лицензионной палаты;
- жилкомсервиса;
- ГУЖА - государственного учреждения \"Жилищное агентство\";
- жилищной инспекции;
- иммиграционной службы;
- налоговой инспекции, отдела ККМ.
Сотрудник, к которому обращаются с информацией о проверке, в первую очередь обязан сообщить об этом директору, а директор должен знать, что все распоряжения относительно проверок должны быть подписаны начальником или заместителем начальника той организации, от которой к нему пришли проверяющие. Кроме того, с проверкой может прийти лишь тот человек, в ведении которого находится данный район. К примеру, уполномоченный из Всеволожска не может начать проверку ресторана, расположенного в Кировском районе, он обязан лишь вмешаться, если видит явное нарушение порядка.
Крайне важно знать - и руководитель заведения обязан довести это до сведения всех сотрудников, - что при проведении проверки обязательно должно присутствовать должностное лицо, а именно - управляющий ресторана или представитель отдела, по направлению которого проходит проверка. Никакой другой сотрудник ресторана не должен отвечать на какие-либо относящиеся к проведению проверки вопросы, а лишь позвать управляющего! В этом заключается изменение по сравнению с предыдущей редакцией процедуры.
Следовательно, если кто-либо обращается к официанту или бармену с информацией о проверке заведения, тот может лишь направить потенциального проверяющего к управляющему. На семинаре уточнялось, что если управляющий отсутствует, то проверяющие не имеют права начать проверку и обязаны дать время (1 час) для возможности прибытия в ресторан должностного лица.
Если же должностного лица нет, а проверяющие все равно пытаются начать проверку, некоторые из рестораторов отмечали маленькие хитрости, к которым учили в свое время прибегать персонал: вообще ничего не отвечать, кроме слов: \"Присядьте, пожалуйста, подождите директора\". А дальше просто молчать, что бы проверяющие ни говорили и о чем бы ни спрашивали. Когда человек молчит, его нельзя ни в чем обвинить.
Юристы советуют в процессе общения стараться быть немногословными и избегать конфликта, то есть отнестись к проверке как к работе других людей и проявлять внешне именно такое отношение, чтобы не вызвать личной неприязни. Как констатируют специалисты, труднее всего исправлять ошибки, которые допускаются в первые минуты общения с представителями проверяющих органов, и нередко именно эти ошибки, а не нарушения, влекут за собой серьезные последствия.
Кроме всего прочего, проверка - это общение проверяющего и проверяемого. И сам проверяющий способен допускать ошибки, причем такие, которые могут свести на нет результаты проверки. Например, были случаи, когда в предписании на проведение проверки был указан не тот номер дома, в котором находится ресторан, или не тот корпус: это является достаточным основанием, чтобы потом в суде полностью ликвидировать любые результаты проверки.
Словом, лучше всего всегда встречать проверяющего с улыбкой. Это психологически важно, так как он уже заранее настроен негативно к объекту проверки и своим резким поведением руководитель кафе или ресторана может спровоцировать усиление негативной реакции к себе лично со стороны проверяющего.
При проверке руководитель заведения или другое должностное лицо имеет право на ознакомление с распоряжением (приказом) или нормативно-правовым актом, являющимся основанием для проведения проверки, с целями, сроками и данными о должностном лице, уполномоченном для ее проведения, или руководителе, возглавляющем группу проверяющих, удостоверением личности проверяющего, названием его учреждения, телефоном.
Результаты проведения проверки оформляются актом установленной формы в двух экземплярах. При выявлении административных правонарушений даются предписания об устранении выявленных нарушений и составляется протокол.
В случае, если руководителю предлагают дать объяснение, но он не готов это сделать, юристы советуют вежливо отказаться, пояснив, что все объяснения будут даны позже: за отказ от дачи объяснения ответственность не предусмотрена.
Если руководитель заведения считает, что действия проверяющего неправомерны, то лучше всего отразить эти обстоятельства в письменной форме с указанием даты и времени и поставить свою подпись. При подписании акта и/или протокола следует указать, что к названному документу руководитель прилагает свои объяснения (в случае, если они написаны на отдельном листе), при этом копия заявления должна остаться у него.
Помните: если дело по результатам проверки рассматривается в суде по инициативе ресторатора или руководителя заведения, то данные письменные объяснения в акте и/или протоколе проверки принимаются во внимание судом.
Бывает, что рестораторы или руководители заведений отказываются подписать акт или протокол о проверке. Юристы говорят, что лучше все-таки не отказываться от подписания документа, но подпись обязательно сопровождать словами: \"С актом категорически не согласен\" (в случае, если есть для этого основания) или просто \"С актом ознакомлен\". Можно (и лучше это сделать) указать свидетелей.
Важно: эту фразу - \"С актом категорически не согласен\" - руководителю заведения лучше внушить каждому своему сотруднику. Она может пригодиться именно тогда, когда проверяющие пришли в отсутствие руководителя и, составив без него протокол или акт, заставляют кого-то из сотрудников его подписать. Юристы говорят, что ни спорить, ни \"бодаться\" с ними не стоит. Нужно просто написать свою коронную фразу: \"Бармен (официант, уборщица) Иванов (Петров, Сидоров) с актом категорически не согласен, все объяснения будут даны позже\". И, конечно, потребовать себе копию этого документа.
Некоторые рестораторы именно для таких случаев держат в запасе видеокамеру. Когда появляются проверяющие, специально обученный сотрудник достает аппарат и начинает демонстративно снимать все происходящее. И, между прочим, говорят, что иногда проверка на этом тут же и заканчивается.
1. Для работников всех контролирующих органов их права определены действующим законодательством, и выходить за рамки закона никто не имеет права.
2. В соответствии со ст.ст.28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, составляется протокол об административном правонарушении. Это означает, что протокол, составленный неуполномоченным лицом, не имеет юридической силы.
В следующем номере мы расскажем, что обязаны предъявлять представители проверяющих органов при проведении проверки, а также ознакомим наших читателей с тем, что должно указываться в акте по итогам проверки или, в случае выявления правонарушения, - в протоколе.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...