В январе, по традиции, мы подвели итоги года. В целом в прошедший год наблюдалась отрицательная динамика фактически всех показателей, характеризующих ресторанный рынок Петербурга. С одной стороны, понятно: всеобщий экономический спад. Однако только ли в спаде дело? В этом попытались разобраться эксперты рынка на ежегодном деловом завтраке BestBreakfast в ресторане «Набережная» петербургского бизнес-центра «Авеню». Завтрак так и назывался: «Итоги года в ресторанном бизнесе: победители и проигравшие». Провела завтрак группа компаний «БестЪ» и Duvernoix Legal при поддержке Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада.
— По нашим данным, на сегодняшний день в городе функционирует порядка 5 150 заведений на 502 тысячи посадочных мест, — сказал в своём выступлении Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости ГК «БестЪ». — На одну тысячу жителей Санкт-Петербурга приходится 98 посадочных мест — это почти на 2% меньше, чем в 2014 году.
Ступников отмечает, что среди городов-миллионников Санкт-Петербург по этому показателю занимает только шестое место. «И среди всех крупных городов в прошлом году только мы с Нижним Новгородом имели по этому показателю отрицательную динамику, несмотря на весь потенциал Петербурга— туризм и прочее», — подчёркивает Станислав.
За прошедший год почти 10% заведений города было закрыто. Баланс открытий и закрытий наблюдается отрицательный: 465 закрытых против 313 новых.
— Исходя из статистики по обороту предприятий общественного питания, в целомсужение рынка за прошедший год составило около 18%, — говорит Станислав Ступников. — Надо отметить, что участники мероприятия в конце прошлого года прогнозировали 25–30%.Прогнозируемый нами оборот предприятий общественного питания (завтрак BestBreakfast проходил в декабре — ред.) по итогам 2015 года составит 51 млрд рублей (см. график «Оборот предприятий общественного питания» — ред.).
В географии рынка за прошедший год фактически ничего не изменилось: центр города по-прежнему доминирует. Смещение в сторону спальных районов есть, но несущественное — менее 1%.
Что касается развития форматов (типов) заведений, то за прошедший год наблюдалось две основные тенденции — резкое увеличение числа демократичных (или низкобюджетных) столовых и рост числа питейных заведений — баров, рюмочных и им подобных. В целом, самым популярным форматом остались кафе/рестораны, на втором месте оказались бары, пабы и другие питейные заведения, третье примерно поровну разделили столовые (закусочные) и кофейни — см. диаграмму «Популярные форматы».
— Наиболее интенсивно в последнее время открываются столовые и бары, но доля кафе и ресторанов все равно превалирует и составляет 55% от всех вновь открытых заведений, — подтверждает Станислав Ступников. — Достаточно интенсивно в последнее время стали открываться заведения с вегетарианским ассортиментом.
Если говорить о самой популярной кухне, то таковой остаётся европейская (44% заведений). Славянская занимает 22% рынка, кавказская/восточная — 12%, японская — 9%, итальянская — 8%, азиатская — 4%, авторская — 1%, вегетарианская — 0,6%.
— По нашим данным, в городе за прошедший год изнемногим более 300 новых (открытых) заведений 50% ориентированы на бюджетных гостей со средним чеком до 1000 рублей, — отмечает Ступников (см. график «Открытия заведений по уровню среднего чека на одного гостя»).
В 2016 году прогнозируется продолжение тенденций 2015-го: рост доли демократичных форматов, а также дальнейшая поляризация спроса и предложения в направлении «кухни для всех» (столовые, бары и прочее) и так называемой «кухни для избранных» — авторской, вегетарианской, кошерной, здоровой, экзотической и так далее.
Эксперты считают, что в 2016 году ресторанный рынок покажет рост на 8–10% с увеличением оборота общественного питания на 5–7%.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...