Top.Mail.Ru

Корпоративное питание на страже бизнеса

Рынок корпоративного питания в России относительно молод, и работающие на нем игроки организуют в основном питание в офисах, бизнес-центрах, на заводах и фабриках, а также на транспорте. В целом, доля расходов на кейтеринг в России составляет 1,7 процента от ВВП, что существенно меньше, чем в развитых странах. Однако реальная емкость рынка кейтеринга в России оценивается в 1,3 млрд. евро. Для сравнения: в Германии, например, — 15,4 млрд. евро. Так что расти еще есть, куда! Другое дело, что немало сегментов российскими кейтеринг-операторами сегодня фактически не охвачены: питание в школьных и дошкольных заведениях, медицинских и социальных учреждениях (например, домах престарелых), питание в армии. Впрочем, и офисы – очень распространенный сегмент корпоративного питания – до сих пор не охвачены стопроцентно.

Между тем, западные эксперты считают, что на работоспособность сотрудников влияют два важнейших фактора: уровень освещенности и… возможность пообедать. Таким образом, правильная организация питания сотрудников выгодна каждому руководителю. Дотации на ежедневное питание в рабочие дни является практикой многих западных компаний. У нас тоже начинают осознавать важность «фактора сытости» в работе и искать варианты удобной организации питания сотрудников.

Столовая по соседству – оптимальная возможность пообедать спокойно и быстро


Правда, при условии, что организация питания сотрудников близлежащих офисов в ней продумана до мелочей. Конечно, на самом деле выбор сотрудника, желающего отведать днем полноценный обед, несколько богаче. Как минимум, он может рассмотреть три возможных варианта питания: обед на рабочем месте, соседняя столовая или кафе при предприятии. Правда, прелесть первого из них относительна: да, человеку не приходится никуда уходить со своего рабочего места, но следствием такого обеда может стать выход из строя техники в результате неаккуратности работника при приеме пищи, непрезентабельный вид самого рабочего места, а также затруднение работы сотрудников, находящихся рядом. Если люди уходят на обед в кафе или столовую, расположенную за пределами их предприятия, то они тратят время на дорогу, стоят в очереди в кассу, едят наспех и торопятся на работу. Такой обед ни удовольствия, ни пользы не принесет.

Поэтому руководители кафе или ресторана, рядом с которым расположены производства, могут продумать организацию корпоративного питания, чтобы избежать всех перечисленных минусов и не потерять клиентов. По-настоящему удобно сотрудникам лишь в одном случае: когда пообедать можно недалеко от рабочего места, спокойно и без очереди.

Как работодателю можно организовать питание сотрудников


Надо отметить, что, как правило, организация корпоративного питания является либо необходимостью, вызванной расположением предприятия, специфическим графиком работы сотрудников, требованиями законодательства, либо желанием повысить лояльность персонала и показать компанию, как социально ответственную организацию. В последнее время специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, сталкиваются с тем, что решение о введении корпоративного питания обусловлено сразу несколькими причинами, и этому вопросу на предприятиях уделяется существенное внимание.

Существуют различные варианты организации питания сотрудников. Это может быть заключение договора с ближайшим к организации кафе или бистро, найм кейтеринговой компании, создание собственных столовых и т.д. Выбор варианта в основном зависит от количества сотрудников, которых необходимо обеспечить питанием, а также от наличия у предприятий помещений, которые можно выделить под эти цели. К сожалению, наше законодательство не дает никаких льгот работодателям, организовывающим питание на предприятиях (за исключением случаев, когда необходимо обеспечить питание сотрудников, работающих в тяжелых условиях), однако эффект от организации питания работников настолько высок, что многие предприятия включают затраты на их питание в свою расходную часть.

Конечно, создать точку общепита при собственном предприятии может только очень крупная компания. Поэтому чаще основной задачей, которую ставят перед собой владельцы заведения, является организация питания сотрудников офисов, расположенных в бизнес-центре.

В действительности, корпоративное питание может организовать у себя любое кафе или ресторан, в окрестностях которых есть потенциальные клиенты (офисы, производства и прочее). Для этого достаточно заключить договор с предприятием об организации питания его сотрудников. Но вести взаиморасчеты тем сложнее, чем больше сотрудников и компаний посещают данное заведение. Сложность состоит как в организации обслуживания (оно должно быть быстрым как минимум), так и в контроле расходования средств заказчика. Здесь логично напрашивается автоматизация данных процессов.

Почему автоматизация?


Прежде всего, она увеличивает скорость обслуживания. Но кроме того – дает возможность компании дотировать своих сотрудников на ежедневное питание. А такие дотации не должны быть дополнительной суммой денег, доплачиваемой к зарплате: важна безналичная система расчета. Можно, конечно, идти двумя путями: выдавать сотрудникам талоны на питание, по которым кафе будет вести подсчет проданных блюд, или ввести в обращение пластиковые карты.

Организация дотационного питания с применением талонов не является на сегодняшний день эффективной: поскольку вести учет расходования товара при такой схеме работы приходится вручную, появляются многочисленные возможности для махинаций персонала. Современные автоматизированные системы позволяют применять персональные идентификационные карты для сотрудников, что значительно упрощает работу. На сегодняшний день для этих целей активно используются магнитные карты, proximity, touch memory и прочее. Система автоматизации позволяет организовывать списания и начисления денег на карту (определенная сумма на день, лимит на месяц, ограничение по блюдам, ежедневное начисление с обнулением остатка и т.п.), производить автоматическую калькуляцию и складской учет продуктов и блюд, анализировать продажи, получать информацию о пиковых нагрузках, эффективности и прибыльности предоставляемых услуг и так далее.

Если руководитель предприятия заказчика заинтересован в том, чтобы сотрудник питался ежедневно, то персональные карты для каждого сотрудника - лучшее решение в этой ситуации, - с этим согласны все специалисты, занимающиеся автоматизацией. С их помощью можно решать и такие задачи, как ограничение ежедневной суммы, контроль баланса в режиме реального времени. Удобнее, конечно, иметь модуль, связанный с программой учета товародвижения, – в этом случае ведется не просто денежный баланс, а происходит автоматическое списание блюд, есть возможность выбора разных меню для различных категорий посетителей.

В этом случае в кафе или ресторане для сотрудников предприятий, с которыми достигнута договоренность о корпоративном обслуживании, предусмотрен расчет с заведениями при помощи персональных карт. Работникам других предприятий и гостям предлагается производить оплату наличными деньгами. Вариант такого совмещенного формата работы для предприятий является выгодным для самого заведения и удобным для его клиентов.

В зависимости от сферы деятельности компании дотационное питание сотрудников может быть организовано по-разному. Рестораны и другие предприятия общепита решают вопрос питания собственных сотрудников, используя возможности комплекса автоматизации, установленного в заведении. Для этого формируется перечень блюд в меню не на продажу, а предназначенных только для своих работников, и вносится в систему. В свою очередь сотрудники, воспользовавшись своей идентификационной картой, заносят в систему информацию о получении выделенных для них блюд. Помимо этого в заведениях, работающих круглосуточно, для персонала, как правило, предусматриваются горячие напитки. Учет этих напитков также осуществляется при помощи системы автоматизации.

Для организации процесса получения дотационного питания сотрудниками компании следует применять современный комплекс автоматизации, созданный специально для предприятий общепита. Это связано с тем, что такая система автоматизации в наибольшей степени приспособлена к условиям работы в ресторанном бизнесе. При выборе комплекса автоматизации необходимо убедиться, что он достаточно функционален и позволяет обеспечить надежность и высокую скорость при обслуживании большого потока посетителей в часы пиковых нагрузок, поддерживает корпоративные схемы обслуживания с возможностью лимитирования и взаимозачетов, дает возможности по ведению складского учета, калькулированию, работе с поставщиками, товарному анализу и так далее. Помимо этого, система должна позволять вести централизованное управление, поддерживать возможность стыковки с системами контроля доступа и выгрузки необходимой информации в системы бухгалтерского учета, а также свободно масштабироваться.

Кроме того, трудно представить, что руководство кафе сможет навязать всем организациям одинаковые правила и условия. Поэтому модуль программы, рассчитанный на работу с корпоративными клиентами, должен быть максимально гибким. Сам программный продукт должен быть открыт для доработок под каждого пользователя, иначе не удастся использовать его в полной мере.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Рубрику ведет компания «ЮСИЭС СПб» (UCS SPb)

Шведский стол предполагает легкие закуски и яркое красивое оформление. Мы предлагаем широкий выбор средиземноморских ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх