Top.Mail.Ru

Сергей Миронов: «Часть ресторанов вообще не открылась, другие могут не дотянуть до декабря»

03 Июля 2020
Сергей Миронов: «Часть ресторанов вообще не открылась, другие могут не дотянуть до декабря»

Сергей Миронов – владелец сети столичных ресторанов «Мясо&Рыба», вице-президент ФРиО и омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы, на своей странице в Facebook прокомментировал ситуацию, в которой оказался ресторанный бизнес в столице и дал свой неутешительный прогноз.

Говорят, прогнозы – вещь неблагодарная. Но давайте поговорим, с чем ресторанная отрасль выходит из коронавируса и какое будущее нас ждет.

16 июня открылись летники, и до 23 числа на них было не протолкнуться. Вроде как, повод для радости. Но не стоит забывать, что число посадочных мест на верандах – не больше 4% от всего числа посадок в ресторанах Москвы, и, запустившись, 1/20 ресторанного рынка столицы в любом случае должна была быть битком.

Летние веранды каждый год работают лучше основных залов, но этот год бьет все рекорды. Люди не хотят сидеть в помещении, боятся коронавируса. Плюс выстрелили тусовочные места, например, выручка ресторанов на Патриках стала сильно выше остальных. В противовес им – абсолютно пустые рестораны в бизнес-центрах, рассчитанные на офисный поток.

23 июня запустились уже сами рестораны, и какой-то поток гостей мы получили. Тут сработал «эффект отложенного спроса»: когда человек долго отказывает себе в чем-то, сидя дома, ему этого очень хочется. Но это лучше работает с магазинами. Оставшись на три месяца без покупок одежды, мы потом обязательно пойдем за обновками, а вот объедаться в ресторанах будем вряд ли, сходим пару раз, так как соскучились, и все. Вот так за быстрым всплеском в ресторане и наступит спад.

Есть и другие гости: те, кто пока еще боятся идти в рестораны из-за коронавируса. К нормальной жизни они вернутся попозже, в ресторанах мы их дождемся. Но насколько один всплеск активности сможет компенсировать другой – пока не знает никто. И, конечно, есть и те, кто лишился части доходов, кому урезали зарплату. Эти люди экономят, им не до ресторанов в принципе.

Что же касается самих ресторанов, часть из них вообще не открылась, другие могут не дотянуть до декабря. Запущенная во время пандемии доставка оправдала себя только в заточенном под нее демократичном формате: пиццериях, там, где делают суши или продают полуфабрикаты. Средние рестораны, связавшись с доставкой, сработали в итоге в минус. Но даже те, кто укрепил свои позиции на доставке, сейчас пытаются не потерять их и иметь с этого какой-то дополнительный доход.

Еще один момент – аренда. Далеко не все арендодатели пошли с рестораторами на компромисс. Самыми несговорчивыми оказались бизнес-центры. В итоге у ресторанов там сейчас больше всего проблем, ведь гостей-офисных служащих у них тоже почти не стало. Например, большинство ресторанов в Москва-Сити стоят пустые, в жесточайшем минусе даже до выплаты аренды. Они просто за гранью выживания.

Что мы прогнозируем? Поток гостей в ресторанах значительно уменьшится, многие не смогут выйти даже на 50% от своего докризисного уровня. А для большинства падение выручки даже на 20% – уже минусовая история, они не выживают, а значит, через некоторое время вынуждены будут закрыться.
Что же нас ждет? Несколько очень сложных месяцев, за которые ресторанный рынок, конечно, потеряет часть ресторанов. Потому, что сейчас они открылись с огромными долгами, с большими кассовыми разрывами, надеясь с помощью гостей и доходов погасить старые долги. Но очень многие не смогут сделать это и накопят новые долги, так как нынешнего оборота для нормальной работы им просто не хватит. Так, в течение нескольких месяцев мы получим серьезную волну потерь. И, конечно, мы надеемся, что второй волны «короны» не будет. Иначе она просто станет контрольным выстрелом в голову всей российской ресторанной отрасли.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Рестораны вынуждены повышать цены и в очередной раз искать варианты импортозамещения продуктов

Сергей Миронов – вице-президент ФРиО, президент Союза управляющих ресторанами, основатель сети ресторанов &laqu...

Сергей Миронов считает, что, не смотря на послабления ограничений со стороны правительства, ресторанный бизнес ожидае...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх