Отношения между ресторатором и инвестором/партнером всегда зависят от очень многих факторов. Как правильно и что самое главное при выстраивании отношений с инвестором, как убедить поверить в ваш проект? «Ресторановед» поговорил с петербургским ресторатором, инвестором и бизнес-консультантом Иваном Квасовым (STORIES, True Truff).
Смотреть на два-три шага вперед
«Трудно говорить в общем, как лучше ресторатору строить отношения с инвестором, потому что все очень и очень индивидуально. Кто-то выстраивает отношения на доверии, кто-то подробно прописывает обязанности, бывают разные ситуации, но всегда нужно смотреть на два-три шага вперед. Необходимо оговаривать все подробно, чтобы уменьшить риски. Участие партнера в проекте должно максимально проговариваться, надо определить зону ответственности каждого. В основном партнеров интересует срок окупаемости, когда начнут отбиваться инвестиции, какие риски, как нужно реализовывать. Предлагая проект, надо знать ответы на все эти вопросы», - считает он.
Верят не в проект, а в конкретного человека
Квасов убежден, что инвесторы в основном делают вложения, когда верят в конкретного человека, а не сколько в проект.
«Инвесторы и партнеры вкладывают в конкретного человека, когда видят потенциал и надежность. Ни один ресторатор и никакая управляющая компания не может давать гарантии. Мы не можем предугадать риски, сезонность, санкции, экономическую ситуацию в стране, все, что мы можем это написать возможный план - оптимистичный и худший. Ознакомившись с вашим планом, инвестор сможет решить, готов он идти на риски или нет», - считает Иван.
Почему нельзя строить отношения на доверии
«Если выстраивать отношения только на доверии - это изначально обман. Необходимо соблюдать формальную часть, не нужно пренебрегать деловой этикой. Если я этого не делаю, значит я веду себя неэтично по отношению к своему партнеру. А когда инвестор доверяет тебе, вкладывает деньги в твою компанию, значит ты должен брать на себя ответственность - юридические нюансы обязательны для исполнения. Ни один уважающий себя ресторатор не будет бояться ответственности», - убежден Квасов.
Срок окупаемости заведения - один из главных вопросов, интересующихся инвесторов. По словам Ивана, окупаемость также зависит от многих сложившихся факторов.
«Бывает, что проект окупается и за три месяца, и за шесть, и за девять. Зависит от многих сложившихся факторов, таких как маркетинговый поток и сезонность. Естественно влияет также количество вложений, чем меньше вложено, тем легче окупиться», - отмечает он и добавляет, что каждый сам ставит для себя предел
«Первый год всегда нужно смотреть, учитывать количество гостей, если что-то идет не так быстро, как планировали, сразу закрывать заведение неправильно. Надо поставить для себя какой-то предел», - считает Квасов.
Он признался, что для своей кофейни STORIES поставил предел в три квартальных месяца.
Я не открываю то, что мне неинтересно
По словам Квасова, очень важно ресторатору и инвестору ценить время друг друга и при необходимости отказываться от совместной работы. Когда например, ресторатор хочет открыть одно, а инвестор предлагает заведение совершенно другого формата, по мнению Квасова, нужно решить, сколько времени каждый из них готов потратить на решение этого вопроса.
«Зависит от того , сколько у кого есть времени и желания. Я не вижу себя в проекте , который мне не интересен, я не открываю то, что мне неинтересно. Я не имею дело с партнерами, которые мне не интересны, какой смысл тратить время друг друга?», - уверен Иван.
На замечание о том, что не работать с теми инвесторами, кто не интересен, не все могут себе позволить, особенно, когда ты только начинающий ресторатор, Квасов ответил, что необходимо составить бизнес-план, тогда будет ясно, кому еще можно предложить принято участие в проекте.
«Главное написать бизнес-план, прописать концепцию заведения, то, с чем вы пойдете к инвестору/партнеру. Надо обратить внимание на то, как хорошо сформулирована цель, миссия, какое нужно оборудование. Тогда будет понятно, кому еще можно предложить данный бизнес-план»,- отметил Квасов.
Он обратил внимание, что важно указать также технические требования к помещению.
Надо рисковать и верить в себя
По словам Квасова, любой бизнес - это всегда риск.
«Открытие любого заведения -- это всегда риск. Надо рисковать и верить в себя, верить, что все будет», - сказал ресторатор.
По его убеждению, кризисные моменты, которые также неизбежны в любом бизнесе, помогают действовать упорнее. В том случае, если не сработала идея и заведение на грани закрытия, по словам Ивана также есть много выходов.
«Надо искать партнера или продавать бизнес, это тоже решение. Можно изменить меню, поменять персонал, провести рембрединг, главный вопрос в том, во что вы верите», - сказал ресторатор.
Он уверен, что любому заведению можно дать вторую жизнь.
«Мы знаем истории, когда у одного ресторатора на одном месте не получается, у другого получается: важна ценовая политика, целевая аудитория и т.д.», - считает Квасов.
По его словам, года достаточно, чтобы сделать выводы, насколько удачен проект.
По убеждению ресторатора, степень вовлеченности инвестора в проект, зависит от его адекватности и увлеченности. При этом, по словам Квасова, партнер должен верить в проект, создавать возможности , финансировать, контролировать по оговоренным пунктам, проводить анкету тайного гостя. Но главное в отношениях с инвестором, по мнению Квасова, это обоюдная честность, доверие, открытость, терпение и понимание.
Читайте также: Иван Квасов: Каждый выбирает свою стратегию, мы выбрали свою
Подготовила: Асмик Ванцян
Подходить к сотрудникам формально - это неправильно. Об этом в интервью «Ресторановеду» сказал ресторатор...