Top.Mail.Ru

Возможности кризиса: как ими воспользоваться

27 Августа 2015
Возможности кризиса: как ими воспользоваться

Сейчас, во время кризиса, с одной стороны, нам стало сложнее работать: от каких-то ингредиентов пришлось отказаться, что-то сократить. Но с другой — в кризисе есть и хорошие предпосылки, и хорошие возможности.

Рассказывает Константин Мальков, владелец пяти петербургских пекарен.

Неэффективные пекарни закрываются, освобождая хорошие помещения


Главные минусы кризиса даже не падение продаж: люди как покупали сдобу, так и будут покупать, как пили кофе, так и продолжают его пить — никто ни от чего не отказался. Важнее то, что у конкурентов снизились цены.

У меня по соседству с одной пекарней (моей) открылась пирожковая-пышечная (не моя). Зал там больше, цены — 25 рублей, и с наступлением кризиса весь низкий сегмент от нас ушёл туда: ушли буквально все! И ещё часть среднего. Там работают на дрожжевом тесте, очень хороший ассортимент — это хорошая пышечная! Чай-кофе за 10–15 рублей — и все мои покупатели там. Что делать? Мы не стали бороться, вводя какие-то 30-рублёвые плюшки, а сфокусировались на том, в чём сильны мы, — на среднем ценовом сегменте. И уже к весне этого года вернули весь товарооборот и даже чуть-чуть повысили его.

Именно поэтому правильная сегментация, правильная дифференциация очень важна. А чтобы её понять, надо разбираться в ассортименте, понимая категорийный менеджмент.

С другой стороны, каждый месяц закрываются неэффективные пекарни — уходят с рынка игроки, для кого этот бизнес был либо непрофильным, либо вообще случайным. Соответственно, освобождаются неплохие места, а арендные ставки падают.

Мы в этом году спокойно купили одну сетевую пекарню, одну одиночную: сетевую продавали просто потому, что деньги сети были нужны, а не потому, что пекарня была плохая; а одиночную — люди решили не заниматься этим бизнесом, так как не умеют. Объект у них был неэффективным, а место — хорошим, и если заниматься ею профессионально, там вполне можно поднять эффективность.

Поставщики — история отдельная. «Закрутили» отсрочки так, что не вздохнуть, — но в то же время стали более лояльными: и с ними по акциям уже можно разговаривать, и сами они что-то предлагают правильное.

Высвобождается много оборудования, бывшего в употреблении, и очень хорошее оборудование сейчас можно купить за приемлемые деньги.

В условиях кризиса главное — ротация


Одиночным мини-пекарням сейчас как никогда ранее нужно следить за качеством выпускаемой продукции. Я раз в неделю стараюсь объезжать в Петербурге пть-семь чужих пекарен — новых или давно работающих, неважно, — оцениваю конкуренцию. И вот в некоторые заезжаешь — у них всё время одинаково плохо: всё время что-то или недопечёно, или перепечёно — я-то вижу. Значит, дело не в том, что сегодня у пекаря плохое настроение, а завтра он отличных плюшек напечёт, — нет, это значит, что плохо с управлением данного объекта.

Поэтому обязательно нужно выбрать сегмент, в котором ты лучший, выбрать свой уникальный продукт и правильную ценовую политику — как мы в своё время выбрали средний и средний плюс и не конкурируем с низким и высоким. Мы очень хорошо печём, у нас качественные профессиональные печи, я сам хорошо знаю то, что я делаю, знаю, как построить все технологические цепочки, чтобы продукт был выпечен быстро и качественно, и сразу вижу, что в пекарне нужно ещё подтянуть и в чём её потенциал.

Для сетевых пекарен так же важна правильная ценовая политика, как и для одиночных. А на некоторых сетевых пекарнях её до сих пор не понимают: одно у них стоит дёшево, другое дорого. Они считают, что их заведение «для всех» — ничего подобного: они просто путают посетителя и отпугивают своего потенциального клиента.

Для бизнеса в кризис просто жизненно важно уменьшать товарные запасы. Я знаю пекарни, где на два года вперёд закуплена какая-нибудь помадка, — зачем? То же самое касается вывода неликвидной продукции — это нужно делать, и делать быстро. В условиях экономического спада главное — ротация: её необходимо увеличивать. Потому что стабильный ассортимент всех успокаивает, как бы убаюкивает, а во время кризиса надо, наоборот, просыпаться — начинать работать живее, предлагая что-то новое, на котором можно тоже хорошо сыграть (и помня при этом о правильности технологических цепочек!).

Одиночные мини-пекарни:
— качество продукции;
— дифференциация (отличие);
— уникальность продукции;
— правильная ценовая политика.

Сетевые пекарни:
— правильная ценовая политика;
— уменьшение товарных запасов;
— быстрый вывод неликвидов;
— ввод нового ассортимента / категорий.

Собственное производство:
— переход от смесей на концентраты;
— импортозамещение или вывод ассортимента;
— новый ассортимент в других ценовых сегментах.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх