Top.Mail.Ru

Как переживают кризис торговые центры

05 Апреля 2020
Как переживают кризис торговые центры

Аренда по-прежнему остается самым больным вопросом, как для владельцев торговых центров, так и ритейлеров.

За время продолжающегося кризиса, связанного с распространением коронавируса, в числе наиболее пострадавших оказались торговые центры, где львиная доля арендаторов временно остановили работу. В такой ситуации мнения, как самих арендаторов, так и арендодателей, расходятся. Например, как начислять арендную плату и стоит ли ее начислять вообще, какие меры поддержки необходимы арендаторам и готовы ли арендодатели их оказать в полной мере. В конце концов, возникает главный вопрос: закрываться или нет?  

Павел Люлин, генеральный директор УК SVN, д.э.н., провел анонимный опрос игроков рынка для retail.ru, в котором приняли участие 105 представителей торговых центров и ритейла. 

Начисление арендной платы в период коронавируса.

38,9% – арендодателей заявили, что намерены начислять арендную плату только в виде эксплуатационных платежей;

27,8 % – готовы сделать скидку + эксплуатационные платежи;

13 % – заявили, что продолжат начислять в полном объеме.

Данный результат говорит о том, что большинство собственников входят в тяжелое положение ритейлеров. Впрочем, полностью освобождать от арендной платы торговые центры не спешат. За такие меры проголосовал только 1 арендодатель из 54 опрошенных.

Оплата арендной платы в период коронавируса.

35,9% – арендаторов собираются платить только процент с оборота;

28,2% – не станут платить совсем;

20,5% – готовы оплачивать исключительно эксплуатационный платеж.

По результатам опроса двух сторон, видно, что мнения арендаторов и арендодателей разнятся. Как считает Павел Люлин: «Наиболее вероятный сценарий – большинство арендаторов получат скидки на аренду и заплатят эксплуатационный платеж».

Меры поддержки от арендодателей.

74% – респондентов дают временные скидки;

18% – владельцев готовы ввести арендные каникулы.

Информирование арендаторов об остановке в ТЦ и рекламные кампании для магазинов также в числе популярных ответов. Показательно, что всего лишь 1 арендодатель из 53 готов совместно со своими арендаторами лоббировать интересы на государственном уровне.

Меры поддержки, которые ожидают арендаторы.

74,4% – ожидают арендные каникулы;

48,7% – готовы ко временным скидкам.

В этом вопросе арендаторы в целом солидарны с администрациями торговых центров.

Сокращение расходов на эксплуатацию/управление торговым центром.

42,6% – сократят на 21-40%;

27,8% – сократят на 1-20%;

7,4% – не планируют.

Большинство владельцев торговых центров планируют сокращать расходы на управление и эксплуатацию. Зачастую это достигается сокращением клининга, охраны и технической эксплуатации. Однако, усеченный штат – это временная мера, а в долгосрочной перспективе такая схема непригодна. Это не просто сокращает жизненный цикл здания, но и ставит под вопрос безопасное пребывание в нем людей. Даже закрытое полностью здание требует эксплуатации и обслуживания инженерных систем, обеспечения безопасности, а прилегающая территория – уборки.

Оптимизация персонала у арендодателей.

52,8% – ответили «да»;

39,6% – ответили «нет».

Павел Люлин здесь уточняет: «Эти данные были получены накануне обращения Президента РФ 2 апреля. Как мы знаем, нерабочие дни продлены до 30 апреля 2020 года с теоретической возможностью сокращения срока. Если задать арендодателям тот же самый вопрос в середине апреля, я уверен, что доля владельцев, высказавшихся за сокращение персонала, увеличится. Бизнес несет огромные потери, и в самом ближайшем будущем мы увидим волну банкротств организаций, особенно это коснется ИП».

Оптимизация персонала у арендаторов.

71,1% – ответили «да»;

28,9% – ответили «нет».

В данном вопросе ответы арендаторов зависят от имеющейся определенной «подушки безопасности». Ответ «нет», очевидно, давали представители продуктового ритейла, аптек и зоомагазинов, а также тех организаций, которые ею располагают. За сокращение персонала высказались более 70% опрошенных. Предположительно, это представители непродовольственного сектора, который переживает катастрофическое падение.

Изменение в оборотах с момента начала кризиса.

60,5% – снизились более чем на 60%;

21,1% – снизились более чем на 30%;

15,8% – снизились более чем на 90%.

Если Правительство осуществит обещанную господдержку пострадавшим секторам экономики, то резкое уменьшение оборота можно будет преодолеть. Тем не менее, вопросом остается срок, за который будет сокращен разрыв.

Единственным возможным вариантом выхода из затяжного кризиса с минимальными потерями кажутся переговоры. Важно найти решение, которое устроит и арендодателя, и арендатора. Опираясь на проведенный опрос, можно предположить, что этим решением могут стать арендные каникулы для закрывшихся магазинов с оплатой только в части эксплуатационного платежа, а для работающих – индивидуальная скидка на арендную плату, эксплуатационный платеж плюс процент от оборота. Это связано с тем, что у многих работающих магазинов выручка либо снизилась несущественно, либо даже выросла. В большинстве случаев это касается продуктового ритейла.

Другие статьи
Смотреть все

По результатам 12 месяцев в Санкт-Петербурге открылось на 36% меньше кафе, баров и ресторанов, чем в 2019 году. 

Сеть закусочных Prime Аркадия Новикова требует через суд от АО «Деловой квартал» снизить арендную плату н...

По итогам первого полугодия 2020 года, эксперты по рынку коммерческой недвижимости отмечают «беспрецедентный&ra...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх