После введения жестких санкций против нашей страны тема импортозамещения на рынке оборудования приобрела совершенно иной смысл, хотя работа в этом направлении велась уже несколько лет
Диалог бизнеса и власти, который в период пандемии стал более эффективным и конструктивным, в этом году, после введения новых западных санкций, должен выйти на новый уровень, чтобы решать задачи реального импортозамещения. На ресторанном рынке сейчас много проблем, но среди главных можно выделить две – продукты и оборудование. И там, и там была очень велика доля импортных товаров. Многие рестораторы уже столкнулись с трудностями даже при получении уже оплаченного ранее оборудования зарубежных производителей. Что, где и как можно будет закупать далее, пока не готовы предсказывать даже астрологи. Кто-то уповает на серый импорт и поставки через третьи страны, кто-то предрекает существенное технологическое упрощение ресторанных проектов, а государство прежде всего говорит об импортозамещении. Каковы перспективы массовой замены импортного оборудования на отечественное? Об этом мы поговорили с Любовью Марковой – директором представительства Федерации рестораторов и отельеров в Санкт-Петербурге, которая сама более двадцати лет занимается комплексным оснащением предприятий общественного питания, а с апреля 2022 года возглавляет рабочую подгруппу по импортозамещению в этой сфере бизнеса.
– Любовь Борисовна, что такое подгруппа по импортозамещению, какие у неё цели, и как случилось, что Вы её возглавили?
– На самом деле, подгруппа создана при Межведомственной рабочей группе (МРГ), которая была сформирована ещё в 2016 году. Это межведомственная история, в которой участвуют МинПромТорг, Минэкономразвития, Минсельхоз и Росспецмаш. Сейчас при МРГ действуют на постоянной основе 16 рабочих подгрупп по разным направлениям пищевой отрасли (молоко, мясо, хлеб, напитки, крахмал, оборудование и т. д.). В состав нашей подгруппы входят крупнейшие российские производители оборудования для общественного питания и ритейла, а также поставщики оборудования, представители специализированных ВУЗов и конечные потребители оборудования в лице рестораторов, отельеров и представителей ритейла.
Перед каждой подгруппой стоят определенные задачи. В нашем случае – это импортозамещение машин и оборудования для общественного питания и торговли. Задача очень глобальная и непростая, но с простыми, если честно, и работать не интересно.
Наша подгруппа существовала с 2018 года, но, как мы все понимаем, работа в период пандемии шла с большими препятствиями. Ее возглавлял Виктор Борисович Беляев – Президент Ассоциации Кулинаров России, человек, который 37 лет работал на производстве Кремля и долгое время его возглавлял. К сожалению, Виктора Борисовича не стало в этом году, мы были большими друзьями, и я очень рада, что смогу хотя бы в малой доле продолжить его дело.
Я возглавила подгруппу по воле случая и упорного труда более 24 лет на поприще продаж и обслуживания оборудования для общественного питания и торговли (шучу). Мое назначение на должность произошло благодаря рекомендациям президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова и вице-президента этой организации Макса Беляева. Именно они рекомендовали меня МинПромТоргу в качестве Руководителя рабочей подгруппы.
– Насколько сейчас в России сформирован рынок отечественных производителей технологического оборудования? Какую в общем объеме поставок они занимали до введения жестких западных санкций?
– Рынок отечественных производителей сформировался достаточно давно и это не произошло сейчас, когда возникли проблемы с поставками импортного товара на территорию РФ. Все эти годы новой российской истории, с момента распада Советского Союза, и формирования так называемого свободного рынка отечественные заводы производили оборудование, начиная с самого простого и поступательно шагая к самому сложному. И по факту на сегодня мы имеем ситуацию, когда 70–80% оборудования может быть замещено нашими российскими производителями. Но, к сожалению, заводов‑производителей пока очень мало. Так сложилось у нас – проще купить-продать и заработать достаточно быстро, а не заморачиваться с производством. Человек ищет, где лучше, а в нашем случае, где проще. Поэтому лишь некоторые озадачивались темой производства и именно поэтому у нас так мало заводов на сегодняшний день в России. Если говорить о доле рынка, то российские производители ее постепенно отвоёвывали, производя оборудование хорошего качества по интересной цене. Так произошло с изделиями из нержавеющей стали, затем с рынком холодильного оборудования. Сейчас практически вся линейка производится Чувашторгтехникой и заводом Атеси. Но, к сожалению, эти два производителя не смогут обеспечить потребности всего российского рынка. Также мы не должны забывать о сложно-технологическом оборудовании, которое ставится на большие производства, на фабрики-кухни и, к сожалению, аналогов такого оборудования у нас нет. И, боюсь, что в ближайшее время мы не сможем его заместить.
– Каковы перспективы российских производителей и что нужно для реального осуществления планов по импортозамещению?
– Существует два диаметрально противоположных мнения по этому поводу у наших производителей и поставщиков оборудования. Одно – бизнес сам справится с проблемой импортозамещения, если увидит, что это интересно для него и принесет хороший доход. Другое мнение, что без системной и постоянной помощи государства и принципа государственного распределения заказов, мы не справимся. Я не сторонник крайних позиций и считаю, что оба мнения правильны и могут сосуществовать вместе. То есть, и бизнес увидит интересные пути развития, и государство должно обеспечить бизнесу всестороннюю поддержку во всех вопросах импортозамещения. Именно в этом и состоит задача нашей подгруппы – всесторонне помогать взаимодействию бизнеса и власти, решать вопросы, которые каждый из производителей в отдельности не может решить самостоятельно. Объединившись, мы сможем ускорить решение многих вопросов и получить поддержку со стороны государства.
– Рестораны и другие предприятия общественного питания психологически готовы к переходу на отечественное оборудование?
– Такой переход в частичном объеме произошел уже достаточно давно. Это нейтральное оборудование (столы, стеллажи, мойки, вентиляционные системы), холодильное и тепловое оборудование. И многие рестораторы стали выбирать отечественное оборудование вместо импортного, которое ничем не уступает по качеству, а стоит значительно дешевле импортных аналогов. Вопрос по высокотехнологичному оборудованию, на котором специализируются европейские заводы, а также по простому механическому, которое производится огромными объемами в Китае. Их не получится быстро заместить, так как это либо сложная технология, которая требует проработки годами, либо производство в большом объеме на весь мир и у нас, к сожалению, цена будет не конкурентоспособной. С нашего рынка ушли многие европейские заводы, особенно те, которые входят в американские группы, но Китай и Турция, как и прежде, открыты и продолжают поставки на наш рынок. Поэтому какие-то позиции так и останутся иностранного производства, потому что их просто нет смысла замещать.
– Сформирована ли сервисная база для быстрого и качественного обслуживания отечественного оборудования?
– Могут быть небольшие сложности, но они очень временные и очень локальные. На сегодняшний день мы не слышим от конечных потребителей о больших проблемах с сервисом и гарантией. Существуют перспективы возникновения проблем у производителей оборудования в будущем, так как японские и немецкие производители станков, установленных на производствах, ушли с нашего рынка и закрыли сервисные центры. Но на сегодняшний день уже рассматриваются пути решения этих вопросов в перспективе.
– Может ли ситуация с поставками оборудования привести к массовому появлению более простых и менее технологичных ресторанных проектов?
– Как сказал президент ФРиО Игорь Олегович Бухаров на одном из совещаний в министерстве: «Если не будет оборудования, сварим мангалы и будем жарить на них. И не в таких ситуациях бывали!» Шутки шутками, но наш народ очень сильно собирается и сплачивается в момент сложностей и всегда находит выход из сложных ситуаций. Например, рестораторы очень быстро среагировали на отсутствие импортных продуктов и провели локальное импортозамещение в короткие сроки, пересмотрев меню, технологические карты, калькуляции. И никто не закрылся, сказав, что у него европейская кухня и теперь он не может готовить по причине отсутствия иностранных продуктов. Многие рестораторы поехали лично на рынки и собственноручно выбирали местные продукты для своего меню. Поэтому я уверена в том, что любые вопросы будут решены либо появлением нового отечественного оборудования, либо формированием нового меню в ресторанах.
– Ваши ближайшие и перспективные планы как руководителя рабочей подгруппы?
– Планов много, как и работы по подгруппе. В мае мы провели первое заседание подгруппы в Москве. Большинство производителей очень оперативно отреагировали на необходимость встречи и дальнейшей совместной работы в активе рабочей подгруппы. В заседании участвовали около 45 человек очно и еще около 20 в формате зум. Мы обсудили много вопросов, которые требуют решения в ближайшей и в долгосрочной перспективе, некоторые из которых удалось вынести к обсуждению на совещании у Министра промышленности и торговли 20 мая.
В настоящее время мы активно прорабатываем вопросы:
– исключения таможенных кодов из разрешительного порядка вывоза оборудования за пределы РФ;
– увеличения численности персонала и увеличения предельного значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для предприятий среднего бизнеса;
– упрощения порядка внесения отечественных производителей в Реестр российских производителей;
– упрощения порядка получения субсидий, кредитов и льгот от государства;
– создания системы «одного окна» для подачи разрешительных документов.
Также мы проводим анализ таможенных кодов товаров, ввезенных за предыдущие годы, для того, чтобы сформировать перечень оборудования, которое необходимо оперативно замещать, выявляем потребности в компонентах и запасных частях у производителей, а также возможности их производства на российским рынке.
И это лишь небольшая часть работы, которую нам предстоит сделать в ближайшие годы. Основная задача – это помочь российским заводам увеличить мощности, расширить линейки производимого оборудования, улучшить качество производимого товара, оптимизировать расходы, чтобы в конечном итоге российское оборудование было конкурентоспособным по качеству и цене.
Необходимо отслеживать и вовремя вводить заградительные пошлины, а также снижать пошлины на компонентную базу. Необходимо поддерживать стартапы для того, чтобы они могли выходить на достойный уровень по мощностям и качеству. Бизнесу сложно идти в одиночку, у государства должна быть политика производства, а не политика «купи-продай» и, если у нас будет настроена система всяческой поддержки производителей путем предоставления налоговых преференций, субсидий, грантов, облегчения порядка получения разрешительной документации, получения госзаказов, в этом случае у нас в стране будет развиваться производство и налаживаться система импортозамещения.
Анализируем какие новые проекты привлекают внимание экспертов и коллег по бизнесу по итогам премии «Пальмовая в...
Проект MENUFOTO занимается с 2012 года разработкой фотоменю для ресторанов и фуд-съемкой в сегменте HORECA. Что актуа...
Успех готовится из трех основных ингредиентов: любимого дела, которое мы всегда делаем с полной отдачей, знаний и опы...