Top.Mail.Ru

Из торговых в семейные центры

22 Декабря 2020
Из торговых в семейные центры

Булат Шакиров – президент Российского совета торговых центров, об изменении формата торговых центров и о потерях отрасли.

Посещаемость торговых центров падает 

Согласно последним данным, в Москве зафиксирован спад посещаемости торговых центров на 30%, по сравнению с прошлым годом, в остальных регионах отмечается 30–40%. Показатели удручающие. На это, в том числе, влияет и панические настроения людей из-за заболеваемости и ограничений власти.

Тем не менее, я хотел бы выразить благодарность правительству Москвы и Московской области, за то, что в период ограничений во многом шли навстречу бизнесу. Как мы видим, на сегодняшний день, предприятия сферы гостеприимства в Москве и Московской области имеют возможность работать.

С марта 2020 года торговые центры были закрыты. Мы приложили неимоверные усилия, чтобы возобновить работу. Однако если с правительством Москвы и Московской области мы активно поддерживаем контакт, очень большая проблема до сих пор с регионами: Краснодарский край, Ростовская область и еще 6–7 регионов, где губернаторы не идут на встречу. Слава Богу, у нас есть поддержка Министерства промышленности и торговли, с которым мы 2 раза в неделю проводим совещания, чтобы как-то воздействовать на эти регионы.

Отдельная тема – это Санкт-Петербург. Мне кажется, там назревает просто какая-то революция. Я категорически против любых революционных настроений, но я прекрасно понимаю людей, которые оказались на грани своего существования. Я бы хотел, чтобы власти регионов отвечали за свои действия. Если государственные мужи приняли решение о закрытии чего-либо, тогда пусть делают, как в Германии, где всем компаниям компенсируют 75% от оборота.

Конечно, у них лежат цифры на столе от Роспотребнадзора о количестве заболевших. Но только никто из них не считает то количество людей и семей, которые, оставшись без работы, выкинуты на улицу… Речь идет о миллионах. У нас в индустрии торговых центров работает больше 4 миллионов человек, включая сотрудников арендаторов, ритейлеров, обслуживающих компаний, клинингового сервиса и прочих.

Торговых центров скоро не будет?

Индустрия торговых центров переживает серьезную трансформацию. Настолько глубокую, что в ближайшем будущем старых добрых ТРК, к которым мы все привыкли, не останется совсем. А на смену торговому формату придут универсальные площадки для отдыха, развлечений, общественных и деловых мероприятий.

Об изменениях в подходе к бизнесу торговых центров говорят и цифры. Оборот онлайн-ритейла в России за полгода достиг отметки в 1 триллион 400 миллиардов, что равно 10% от оборота всего ритайла и в 2 раза больше, чем в прошлом году. Торговые зоны будут продолжать постепенно уходить в интернет, в том числе и fashion-ритейл, который до этого был широко представлен в магазинах.

И тогда место торговых центров ожидаемо займут большие современные площадки. Потребность в универсальности ярко отражает сфера гостеприимства и гастрономии. Уже наблюдается устойчивый тренд на развитие фуд-холлов. От других форматов ресторанного бизнеса они отличаются тем, что сочетают в себе различные виды интересных кулинарных концепций, а также креативную среду.

В скором будущем будут востребованы именно те объекты, которые смогут организовать многофункциональное пространство, где гости смогут, в первую очередь, получать новые эмоции и впечатления, а также реализовывать свои потребности в досуге, спорте, бизнесе, общественной деятельности… В связи с этим изменится и название – из торговых в семейные центры.

Все эти процессы наблюдались и раньше, но протекали достаточно медленно. Из-за кризиса и эпидемии они ускорились, и результат мы увидим уже в 2021 году.

Нина Ефремова – генеральный директор Управляющей компании «Лиговский-50»:

Если посмотреть на современный торгово-развлекательный комплекс, то это, с одной стороны – какое-то большое пространство, построенное по определенным общепринятым законам, в центре которого всегда был шопинг. Еще до кризиса мы наблюдали, что доля торговли снижается, а растет, как раз, креативная составляющая: развлечения и гастрономия. 
Сейчас действительно в онлайн уходят даже те направления торговли, которые, казалось бы, раньше невозможно было представить в интернете: торговля обувью и одеждой, где, как минимум, нужны примерочные.
Конечно, у людей остается потребность потрогать руками, посмотреть качество ткани, фасон, проверить материал. С этой задачей могут справляться отдельные шоурумы от крупных брендов, которых нужно гораздо меньше, чем магазинов, как точек продажи. К тому же, во многих пунктах выдачи онлайн-заказа находится также и примерочная, либо есть возможность просмотреть товар перед покупкой даже при доставке на дом. 
Естественно, перед большими торгово-развлекательными комплексами станет вопрос, что делать с этими пространствами. 
Мы видим, что, не смотря на ограничения, по всему миру и в России, у людей остается желание где-то собираться, проводить время. Другой вопрос, что представление о комфортной среде меняется. Поэтому не факт, что комфортными будут считаться вот эти традиционные торговые комплексы, которые мы привыкли видеть.  
Появляется интерес к уютным кварталам, историческим зданиям, тематическим улицам, в том числе и торговым. Такие пространства можно создавать не обязательно в огромном железобетонном здании. 
Я думаю, будут развиваться разные форматы. Многое зависит от концепции, фантазии авторов, от комфортной среды, от эстетической составляющей. 
«Лиговский-50» идет именно по этому пути. Он создает точки притяжения для арендаторов, чтобы сделать наше пространство комфортным и удобным для комплексного городского отдыха. Он включает в себя различные варианты размещения, питания, развлечения, проведения мероприятий, зоны коворкинга и многое другое. 

 

По материалам онлайн-конференции ФРиО для рестораторов и отельеров «Как сохранить бизнес и зарабатывать в кризис» 

Другие статьи
Смотреть все

С помощью опытных экспертов попробуем разобраться с тем, как действуют поправки об удаленной работе, а также предложи...

Проблема взаимоотношений бизнеса и власти существует уже достаточно давно. К сожалению, кризис 2020 года, связанный с...

Светлана Преутеско – директор департамента образовательных технологий Федерации Рестораторов и Отельеров России...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх