Булат Шакиров – президент Российского совета торговых центров, об изменении формата торговых центров и о потерях отрасли.
Согласно последним данным, в Москве зафиксирован спад посещаемости торговых центров на 30%, по сравнению с прошлым годом, в остальных регионах отмечается 30–40%. Показатели удручающие. На это, в том числе, влияет и панические настроения людей из-за заболеваемости и ограничений власти.
Тем не менее, я хотел бы выразить благодарность правительству Москвы и Московской области, за то, что в период ограничений во многом шли навстречу бизнесу. Как мы видим, на сегодняшний день, предприятия сферы гостеприимства в Москве и Московской области имеют возможность работать.
С марта 2020 года торговые центры были закрыты. Мы приложили неимоверные усилия, чтобы возобновить работу. Однако если с правительством Москвы и Московской области мы активно поддерживаем контакт, очень большая проблема до сих пор с регионами: Краснодарский край, Ростовская область и еще 6–7 регионов, где губернаторы не идут на встречу. Слава Богу, у нас есть поддержка Министерства промышленности и торговли, с которым мы 2 раза в неделю проводим совещания, чтобы как-то воздействовать на эти регионы.
Отдельная тема – это Санкт-Петербург. Мне кажется, там назревает просто какая-то революция. Я категорически против любых революционных настроений, но я прекрасно понимаю людей, которые оказались на грани своего существования. Я бы хотел, чтобы власти регионов отвечали за свои действия. Если государственные мужи приняли решение о закрытии чего-либо, тогда пусть делают, как в Германии, где всем компаниям компенсируют 75% от оборота.
Конечно, у них лежат цифры на столе от Роспотребнадзора о количестве заболевших. Но только никто из них не считает то количество людей и семей, которые, оставшись без работы, выкинуты на улицу… Речь идет о миллионах. У нас в индустрии торговых центров работает больше 4 миллионов человек, включая сотрудников арендаторов, ритейлеров, обслуживающих компаний, клинингового сервиса и прочих.
Индустрия торговых центров переживает серьезную трансформацию. Настолько глубокую, что в ближайшем будущем старых добрых ТРК, к которым мы все привыкли, не останется совсем. А на смену торговому формату придут универсальные площадки для отдыха, развлечений, общественных и деловых мероприятий.
Об изменениях в подходе к бизнесу торговых центров говорят и цифры. Оборот онлайн-ритейла в России за полгода достиг отметки в 1 триллион 400 миллиардов, что равно 10% от оборота всего ритайла и в 2 раза больше, чем в прошлом году. Торговые зоны будут продолжать постепенно уходить в интернет, в том числе и fashion-ритейл, который до этого был широко представлен в магазинах.
И тогда место торговых центров ожидаемо займут большие современные площадки. Потребность в универсальности ярко отражает сфера гостеприимства и гастрономии. Уже наблюдается устойчивый тренд на развитие фуд-холлов. От других форматов ресторанного бизнеса они отличаются тем, что сочетают в себе различные виды интересных кулинарных концепций, а также креативную среду.
В скором будущем будут востребованы именно те объекты, которые смогут организовать многофункциональное пространство, где гости смогут, в первую очередь, получать новые эмоции и впечатления, а также реализовывать свои потребности в досуге, спорте, бизнесе, общественной деятельности… В связи с этим изменится и название – из торговых в семейные центры.
Все эти процессы наблюдались и раньше, но протекали достаточно медленно. Из-за кризиса и эпидемии они ускорились, и результат мы увидим уже в 2021 году.
По материалам онлайн-конференции ФРиО для рестораторов и отельеров «Как сохранить бизнес и зарабатывать в кризис»
С помощью опытных экспертов попробуем разобраться с тем, как действуют поправки об удаленной работе, а также предложи...
Проблема взаимоотношений бизнеса и власти существует уже достаточно давно. К сожалению, кризис 2020 года, связанный с...
Светлана Преутеско – директор департамента образовательных технологий Федерации Рестораторов и Отельеров России...