Кто бы предполагал ещё года три-четыре назад, что наряду с интересом к русской кухне в России яркой тенденцией станет интерес к китайской. Тем не менее, китайские рестораны сегодня становятся популярны, и причиной тому в немалой степени является растущий туристический трафик из Поднебесной. Что нужно учитывать, планируя открыть ресторан этой популярной кухни, к чему быть готовым, на какие помещения обращать особое внимание и что обязательно учитывать в продвижении? Читайте в нашем материале.
— Китай — это огромная страна с самой большой числен ностью населения в мире и, как следствие, неограниченным количеством идей для ресторана! — улыбается Андрей Поздняков, генеральный директор московской сети ресторанов с доставкой «Китайские новости». — Поэтому перед тем как ресторатор начнёт формировать свои идеи в концепцию, советую посетить хотя бы пару провинций Китая с их мегаполисами. Там вдохновение будет приходить ежеминутно!
Но самый важный вопрос, который обязательно возникнет у ресторатора, — это специфика кухни. Как считает Поздняков, по сути, с ответа на него и начинается китайский ресторан. Гастрономические традиции Китая очень разнообразны. Одно и то же блюдо по названию меняется от провинции к провинции, от города к городу, от деревни к деревне до неузнаваемости.
— Например, одно из самых потребляемых блюд в Китае — это лапша с говядиной, — рассказывает он. — Количество вариантов приготовления этого блюда невозможно посчитать. У нас в меню «Китайских новостей» представлено три (!) варианта этого блюда. Поэтому если вы для себя решили, что вам нужен ресторан с китайской кухней, но при этом вы ещё ни разу не были в этой прекрасной стране, советую перед формированием меню её всё же посетить и лично подобрать, какие блюда будут представлены в вашем ресторане.
Основные вкусы в китайских блюдах достигаются специями, маслами, уксусами и соусами. На их подбор также уходит много времени и сил.
— При этом продукты могут иметь идентичные названия, но абсолютно разные вкусы, — говорит Поздняков. — Поэтому, работая с поставщиками продуктов, надо выбирать и фиксировать свой выбор не по названию, а по бренду и артикулу, иначе от поставки к поставке будут приходить разные продукты по своим свойствам. Необходимо точно понимать, какого вкуса вы хотите добиться. Приведу ещё один пример: у нас в «Китайских Новостях» только соевых соусов семь видов, потому что для разных блюд и разных способов приготовления необходимы разные соусы — разной выдержки, плотности, солёности, разного содержания сахара.
Нужно знать, что основное технологическое оборудование в китайском ресторане кардинально отличается от европейского. Это мощные воки, хороший тепан, большой и вместительный фритюр, пароварка для пельменей (димсамов), печь для утки по-пекински и прочее. Поэтому проектировать кухню, продумывая технологию приготовления блюд, необходимо уже после того, как будут понятны основные разделы меню и определены способы приготовления, которые будут использоваться.
Поскольку оборудование мощное, то и выделение в воздух жира и пара (а с ними и запахов) при приготовлении блюд китайской кухни значительно выше, чем при приготовлении европейских блюд. Андрей Поздняков советует обратить на это внимание при проектировании вентиляции: она должна быть как минимум в два раза мощнее, чем в европейских ресторанах, а лучше — в два с половиной.
— Говоря о подборе помещения для китайского заведения, то для себя мы подбираем помещения от 450 до 600 кв. метров, — рассказывает Андрей Поздняков. — Это обусловлено тем, что при количестве до двухсот посадочных мест в зале для технологии кухни нам необходимо минимум 150 кв. метров. Таковы особенности технологии приготовления китайских блюд!
А вот где лучше открывать китайское заведение, в центре или в спальном районе, зависит от концепции конкретного ресторана. Если планируется китайский ресторан с высоким средним чеком, то лучше подбирать помещение в центре. А вот ресторан с демократичными ценами гармонично впишется как в центре, так и в спальных районах.
Сеть «Китайские Новости» насчитывает четыре ресторана — в Коньково, в Марьино, на Арбате и на улице Спиридоновка на Патриарших прудах. При этом помещения на Арбате и в Марьино идентичны и по площади, и по основным характеристикам. В Коньково помещение с высотой потолков 5 метров — и благодаря этому там смогли воссоздать настоящую китайскую улицу с фасадами домов. На Спиридоновке помещение небольшое, всего 300 кв. метров, но гостевой зал в нём с антресолью — и это придаёт дополнительный уют.
— Перед тем как выбрать конкретное помещение, нужно посмотреть, что происходит там в разные дни недели в разное время, а также понять, как наполняются гостями рестораны и кафе вокруг, — советует Андрей Поздняков. — Если вокруг нет кафе и ресторанов, то, скорее всего, вам туда тоже не надо.
Кроме того, решающим при выборе помещения является требование по электричеству.
— Оборудование для приготовления китайских блюд, мягко говоря, не очень экономично с точки зрения потребления электроэнергии, — объясняет Поздняков. — Например, у нас мощность одного вока составляет 16 кВт. И так фактически по каждой единице оборудования! Поэтому мы рассматриваем помещения с мощностью 200 кВт.
Для экономии электричества есть хорошая альтернатива — газовое оборудование. В Китае готовят исключительно на газу. Правда, при этом есть два но: коммерческих помещений с газом значительно меньше, чем с электричеством, и нужно, чтобы повара имели навык работы с газовым оборудованием.
Что касается интерьера, то в китайских ресторанах очень востребованы беседки и вип-залы. Для «Китайских новостей» берутся в аренду помещения со свободной планировкой, чтобы уже на стадии проектирования решить, где будут беседки, где вип-залы, а где — открытое пространство.
— В целом, интерьер ресторана — это очень индивидуальная штука, — объясняет Андрей. — Успех наших ресторанов, как нам кажется, обусловлен ещё и тем, что при формировании ТЗ на проектирование мы чётко описываем то, что хотим, и то, чего точно не хотим видеть в нашем интерьере. А именно — мы хотели (и получили) рестораны с интерьером как в Китае, а не как в Москве.
Обязательной и неотъемлемой частью китайского ресторана является использование красного цвета и дерева в интерьере — именно по ним в основном происходит идентификация того, что это китайский ресторан. Кроме того, панорамное остекление также является преимуществом.
— И, конечно, круглые столы со второй вращающейся поверхностью для больших компаний — они пользуются постоянным спросом, — добавляет Поздняков.
Андрей Поздняков: «Сумма инвестиций может варьироваться от 25 млн рублей до бесконечности — в среднем до 55 млн рублей. Всё зависит от степени подготовленности помещения под ресторан (есть ли уже вентиляция и кондиционирование, каково состояние стен и потолков и прочее) и фантазии вашей и вашего дизайнера. В любом случае любые инвестиции должны быть подкреплены крепкой финансовой моделью, которая учитывает абсолютно все расходы и доходы. Она должна быть подготовлена на предполагаемом реальном (а не фантастическом!) потоке гостей; средний чек при расчёте не должен быть завышен; и, естественно, она должна иметь разумный срок возврата инвестиций».
— Хотя сейчас действительно наблюдается положительная тенденция в интересе к китайским ресторанам, основная масса наших сограждан пока ещё их «побаиваивается», предполагая, что всё будет острым, — улыбается Поздняков. — А это далеко не так! И при разработке стратегии продвижения ресторана это обязательно нужно учитывать. Гостям необходимо описанием, презентациями и дегустациями стараться донести, что это вкусно.
Важно не забывать, что туристический трафик из Китая постоянно растёт. А китайцы очень избирательны в еде и предпочитают исключительно свою национальную кухню: поесть борщ могут только ради эксперимента.
— И если у вас получилось выдержать технологию, правильно подобрать продукты и воссоздать вкус, то при успешном сотрудничестве с туристическими агентствами у вас будет очень хорошая посещаемость вашего ресторана гостями из Китая, — считает генеральный директор сети. — Фраза «У нас едят китайцы» является лучшим индикатором качества.
О ресторанной критике в России ведётся множество дискуссий: что это такое, зачем? И вообще есть ли она? В Санкт-Петер...
Анна Антонова, кандидат технических наук, преподаватель магистерских программ «Сервис» и «Управлени...