Top.Mail.Ru

Виктор Чередниченко. Как использовать систему автоматизации максимально эффективно

16 Марта 2024
Виктор Чередниченко. Как использовать систему автоматизации максимально эффективно

Управление современным ресторанным бизнесом немыслимо без глубокого внедрения информационных технологий. О существующем положении вещей на рынке автоматизации в отрасли и новых трендах мы поговорили с основателем и генеральным директором компании Vimtex, ведущим дистрибьютором системы комплексного учёта r_keeper в России и СНГ, Виктором Чередниченко.

ТЕМП ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАСТЁТ, КАК НИКОГДА РАНЕЕ

За последние полтора десятка лет цифровизация ресторанного бизнеса в России проделала колоссальный путь. Когда-то мы ничего об этом не знали, а теперь выбились в мировые лидеры по автоматизации сферы питания вне дома. Как вы оцениваете достигнутое и ту роль, которую в этой истории сыграла система r_keeper?

— Это был интересный путь. Система r_keeper поражала своими возможностями и в момент своего появления в начале 90-х, и в середине нулевых, когда на неё приходилось более трети рынка автоматизации в ресторанном бизнесе. Времена меняются, а r_keeper не только сохраняет своё место на рынке, но и модернизируется. Актуальная, 7-я версия системы вышла в 2021 году, а текущая обозначена маркировкой 7.7. То есть за последних три года было пройдено 7 этапов её развития. Иначе говоря, это – мощный продукт, который развивается прямо на наших глазах. Всё время появляются новые возможности и функции, в том числе, обусловленные новыми законами и нормативными актами.

В чём сильные стороны системы r_keeper?

— Сегодня это мощный комплекс, который закрывает до 99% потребностей рестораторов в автоматизации бизнеса. Почему я говорю 99%? Да потому что наши клиенты – народ креативный, они постоянно придумывают что-то новое. Разработчики еле успевают за ними угнаться (улыбается — прим. ред.).

Сегодня в системе есть и контроль кухни, и финансовый учёт, и товарный учёт со всей его спецификой, и многое другое. Уже охвачена бухгалтерская часть предприятия. Постепенно продукт обрастает новыми модулями, которые позволяют персоналу заведения работать в режиме одного решения, одного комплекса, «одного окна». Может, ещё не на все 100%, но уже близко к этому.

R_KEEPER УВЕРЕННО СТАНОВИТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Значит ли это, что r_keeper становится ERP-системой?

— Безусловно, мы видим движение как раз в этом направлении. Это ещё не абсолютная реальность, но уже видимая перспектива. Необходимость внедрять какой-то дополнительный, сторонний софт по той или иной сфере работы снижается. Это касается программ лояльности, продвижения, электронного меню и так далее. Но сейчас эти сервисы ещё востребованы как дополнительные сторонние решения. За счёт своей открытости r_keeper позволяет эти внешние программы интегрировать в общую систему автоматизации. Если стандартная программа лояльности тебе не подходит, то практически любую программу лояльности, представленную на рынке, можно настроить на совместную работу с r_keeper. То же самое касается программного обеспечения по доставке, закупкам и другим сервисам.

Что это означает для разработчиков? Они больше ориентируются на сторонние приложения или на запросы ресторатора?

— Это процесс параллельный. Мы взаимодействуем и с ITкомпаниями, и с предприятиями нашей отрасли. Мы, что называется, внимательно слушаем рынок. Не стоит забывать, что деньги нам несут рестораторы, а им – их гости. Так что все вопросы, возникающие в этой схеме, у нас постоянно в центре внимания. С другой стороны, есть правила, установленные регулирующими органами для этого бизнеса, которые необходимо соблюдать. Эти правила не позволяют совершать те или иные махинации персоналу, предотвращают появление прорех в карманах собственников. Например, сегодня мы уже забыли о том, что пятнадцать лет назад «левый» алкоголь был обычным делом. Тогда вам могли «впарить» вместо бутылки виски какой-нибудь суррогат, а сегодня вероятность этого уже близка к нулю.

Как за последнее время изменился ваш заказчик?

— Нынешние заказчики делятся на две категории в соотношении примерно 30 на 70. Первые – профессионалы ресторанного рынка, они точно знают, чего хотят. У них чёткие задачи. С одной стороны, с ними сложно работать по их запросам, с другой стороны – легко, потому что понятно, как. Вторые – это условные новички, которые выходят на рынок, потом уходят с него, потом снова возвращаются. И тут приходится много сил тратить на то, чтобы объяснить, как правильно работать с автоматизацией как таковой. Программа большая, требует качественного обучения. Приходится рассказывать, какие в ней заключены возможности, какие модули есть, что для их работы необходимо, какие существуют нюансы. Вводим в курс дела, даём свои рекомендации, чтобы персонал мог использовать возможности программы хотя бы процентов на 90. Мы некоторое время назад наблюдали ситуацию, при которой функционал программы использовался клиентом примерно на треть возможностей. Честно скажу, обидно было.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НЕ ВСЕГДА ДОСТАТОЧНА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ

Какие ошибки пользователей можно привести, например?

— Самое распространённое – это неумение использовать модуль товарного учёта. Рестораторы не понимают, насколько опасен этот момент. Модуль товарного учёта – это, по сути, контроль ваших денег. Второе – наш «любимый» ЕГАИС, — операции с алкоголем. Многие пытаются полагаться на сторонние системы, думают, что так легче работать или проще. Наши конкуренты любят рассказывать, что в r_keeper такого модуля попросту нет, играют на незнании, инертности людей. На самом деле он есть, и работать с ним вовсе несложно прямо «из коробки». Модуль позволяет закрыть все вопросы, связанные с требованиями по учёту движения алкоголя, с требованиями «Честного Знака» и так далее.

Можно использовать и внешние модули. Конечно, наша система это позволяет, но в таком случае вы платите дважды.

Потенциал каких модулей увеличен в последних обновлениях?

— Заметно меняется модуль складского учёта, серьёзно облегчая работу бухгалтерии. Например, та же самая интеграция со СБИС даёт теперь возможность сфотографировать бумажную накладную и тут же передать её в программу.

Меняется программа доставки. С ней сейчас можно работать с любого устройства: с телефона, с планшета, с ноутбука. При этом в веб-интерфейсе обеспечивается мгновенное переключение между разными модулями, всё сразу в одном месте: и редактор, и отчёт, и ЕГАИС. И таких изменений много.

БУДЕМ УЧИТЬ НЕ ТОЛЬКО НАШИХ КЛИЕНТОВ, НО И ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Мы знаем, что с целью подготовки персонала на стороне клиента ваша компания в связке с производителем ПО запускает обучающий онлайн-центр. Расскажите об этом подробнее.

— Система r_keeper сейчас активно идёт в регионы. Мы принимаем участие в десятках мероприятий от Калининграда до Владивостока.

Что касается онлайн-центра, то там мы будем обучать не только заведения, являющиеся текущими клиентами r_keeper, но и частных лиц, специалистов из этой отрасли, а также мелкий бизнес, у которого одна-две точки. Цель – охватить как можно большее количество людей.. А тем, кто уже работает – дать глубокие, доскональные знания. Чтобы они брали от системы максимум, всё, что она может предложить.

При существующей текучке кадров среди младшего персонала, не возникает у вас ощущения, что обучение – это сизифов труд?

— Нет. Они же не в космос улетают. Они придут в другие заведения, увидят там ту же систему, и на собеседовании скажут: «мы это знаем, мы с этим работали». Человек, который попал в ресторан, он, вкусив это всё, вряд ли уйдёт потом на завод. Он скорее перейдет в другой ресторан.

Кстати, в последние годы доля тех, кто никогда не видел нашу систему или её аналогов среди вновь нанятых сотрудников в заведениях общественного питания неуклонно снижается.

К нам в компанию пришёл недавно новый сотрудник, который работал управляющим в заведении. Говорит: «Понял, что хочу уйти из ресторана, не уходя из ресторанного бизнеса…»

Нагрузка по обучению персонала клиента лежит на вашей компании или, в основном, на дилерской сети?

— Сейчас, в основном, это дилерская сеть. Но мы занимаемся развитием и контролем этого процесса. И хотим войти в эту сферу ещё сильнее, получить статус учебного центра.

ПОЯВИЛОСЬ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАХ

— Правообладатель системы r_keeper изменил правила, по которым мы работаем, существенно упростив их для тех, кто занимается внедрением систем автоматизации. Это снизило наши риски при инвестировании в расширение дилерской сети, дало возможность работать в условиях более честной конкуренции, от которой, в конечном итоге, выигрывают наши клиенты. Новыми дилерами становятся компании более крупные, более квалифицированные, с большим числом аттестованных сотрудников. И теперь ресторатор имеет возможность сам выбирать дилера в своём регионе. Поэтому мы стали активнее инвестировать в развитие своей дилерской сети. Ведём экспансию через наших партнёров в Воронеже, Липецке, в планах есть Сочи, Санкт-Петербург, Сибирь… Прибавляем на нашу карту охвата до двух новых регионов в месяц. Хотим постепенно охватить всю Россию, так, чтобы в каждом регионе присутствовали инженеры, техническая поддержка, а уже всё остальное решалось удалённо. А ведь раньше из-за бюрократических вопросов на каждый новый регион уходило по несколько месяцев работы.

РАСТУТ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ НАШИХ СОТРУДНИКОВ

Как ваша компания решает кадровые вопросы?

— Признаюсь, это больная тема. Каждый раз ищем людей, есть вакансии инженеров на удалённой работе, которые не закрываются годами. Из четырёх новичков в компании, в среднем, остаётся один. Приходят люди, которые заявляют, что обладают знаниями и опытом, а по факту выясняется, что они не знают ничего. Начинаем переучивать. Иногда этот процесс идёт вхолостую. Хорошие кадры набираются медленно.

Изменяются ли со временем требования к компетенциям сотрудников?

— Требования всегда только растут. Раньше, например, мы не делали акцента на то, чтобы инженер знал кассовые аппараты и многое другое. Сейчас он обязан знать всё: версии прошивки, как её поставить. Аналогично – работа с ЕГАИС, аналогично – работа с «Честным Знаком». Массив практических знаний, которыми должен обладать наш инженер, постоянно растёт: требуются всё новые и новые навыки. Чем более комплексной становится программа, тем более универсальным должен быть каждый наш специалист. Другого выхода нет, мы обязаны закрывать все области.

КОНКУРЕНЦИЯ ВЕДУЩИХ СИСТЕМ ДВИГАЕТ ВПЕРЁД РЫНОК АВТОМАТИЗАЦИИ

Часто ли рестораторы мигрируют с одной системы автоматизации на другую? С чем это обычно связано?

— Это происходит постоянно. Конечно, есть устоявшиеся клиенты, их много, которые сидят на нашей системе по 15-20 лет. Им не надо объяснять, что r_keeper – лучшее решение на рынке. А вот новые клиенты «бегают туда-сюда» гораздо чаще. Есть такие, которые уходят от нас, а потом чаще всего — возвращаются.

На рынке две ведущие, мощные системы, и между ними постоянно идёт битва за клиента. Два глобальных монстра, которые постоянно выпускают новые обновления. Смотрите, а мы можем ещё лучше. В ответ: смотрите, а мы можем так. И это происходит раз за разом. Чем эта конкурентная гонка может закончится, я даже себе представить не могу.

Остался ли ещё потенциал для развития автоматизации для ресторанного бизнеса? Куда и как идёт прогресс в этой сфере?

— Потенциал – в единой, комплексной системе, которая охватывает все области жизни и деятельности заведения. У нас чёткая логика системы, идём из зала на кухню, из кухни – на склад, со склада – в офис, из офиса – в бухгалтерию, из бухгалтерии – в отчётность, которая сдаётся контролирующим органам. Наши конкуренты идут в обратную сторону, они не учитывают условия, которые делают работу управляющего рестораном более простой.

Могут ли автоматизация или роботизация повлиять на решение кадровой проблемы в ресторанном бизнесе?

— Если мы возьмём фастфуд, то такая перспектива вполне реальна. Если же брать шире – индустрию отдыха, индустрию развлечений – ресторан, бар, клуб – то там заместить живого человека нереально. Я считаю, что официант – ключевая фигура в зале. Он взаимодействует с гостями, шутит, разговаривает с ними, создавая впечатление, чтобы все ушли довольными, отдохнувшими. Не вижу, как это может быть решено общением с роботом. Какие-то отдельные задачи могут быть автоматизированы в зале, какие-то повысят эффективность бизнес-процессов на кухне, но дальше этого вы не пойдёте. Попробуйте представить себе робота-официанта в каком-нибудь ресторане высокого уровня, например в «Пушкине». Как?

ОПЫТ РАБОТЫ ВНУТРИ РЕСТОРАНА ПОМОГАЕТ ЭФФЕКТИВНЕЕ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ЗАКАЗЧИКА

Сколько лет Вы уже работаете на ресторанном рынке?

— В ноябре 2024-го года будет 20 лет.

Столько лет в отрасли! Никогда не приходила в голову идея открыть свой ресторан?

— Дело в том, что у меня был перерыв в работе с автоматизацией. Я уходил в операционку ресторанного бизнеса примерно на три–четыре года. Это были разные направления деятельности. Поработал в топовых ресторанных сетях, в барных проектах, в управляющей компании с примерно тридцатью заведениями в Москве и в других регионах. Когда я пришёл в автоматизацию ресторанов, у меня было ощущение, что я всё делаю правильно. Побывав в ресторанном бизнесе, посмотрев изнутри, ощутив там всё сам, я стал автоматизировать по-другому. Я теперь часто смотрю на заведение своего клиента с точки зрения ресторатора. При этом не скажу, что я сам – готовый ресторатор. У меня много других знаний, которые мне крайне мешают быть хорошим ресторатором (улыбается — прим.ред.).

Помню Ваши слова, сказанные несколько лет назад, о том, что Вы занимаетесь скорее не автоматизацией, а внедрением.

— Да. В IT есть такое понятие – системный интегратор. Человек или компания, который приходит и системно решает все вопросы. Я считаю, что наша компания на текущем этапе уже близка к тому, чтобы выполнять роль системного интегратора. Есть ещё области, которые мы не полностью закрываем, но мы движемся к тому, чтобы все свои вопросы наш клиент мог решить непосредственно с нами, больше ни к кому не обращаясь.

Замечу, что сейчас уже не приходится убеждать людей использовать систему автоматизации. Это стало в ресторанном бизнесе обязательным элементом управления современным заведением.

Насколько важно личное посещение заведения клиента, очное присутствие? Или все вопросы можно решить удалённо?

— Для меня это важно. Некоторые рестораны я сам посещаю, как клиент. Я не могу посмотреть, посетить всех наших клиентов, иначе мне просто будет некогда работать, но два-три ресторана в неделю, которые мы автоматизировали, я успеваю посмотреть точно. Мне интересно видеть и понимать, что там происходит. А неподдельный интерес, многолетний опыт и профессиональный подход позволяют заявлять, что мы точно знаем, как сделать бизнес наших партнеров более эффективным и прибыльным!
К печати подготовил Терентий Тимофеев


ВИКТОР ЧЕРЕДНИЧЕНКО основатель и генеральный директор компании Vimtex дистрибьютор системы комплексного учёта r_keeper



 

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Почему маленькие кафе, бары, рестораны и кофейни, владельцы которых открывают своё первое заведение, так часто «...

Другие статьи
Смотреть все

О том, какие возможности предоставляет своим пользователям модуль товарного учета StoreHouse автоматизированной систе...

Об опыте внедрения и использования R_Keeper говорим с генеральным директором и совладельцем Vimtex, одной из крупнейш...

Компания приняла стратегическое решение — предложить рынку все свои сервисы в рамках нового тарифа r_keeper Clo...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх