Top.Mail.Ru

Как избежать неудачного стартапа и понять, каким шансом на успех может воспользоваться заведение

21 Марта 2018
Как избежать неудачного стартапа и понять, каким шансом на успех может воспользоваться заведение
Евгений Никифоров, владелец кейтеринговой компании «Идеальный фуршет», кафе KaйZen

На рынке общественного питания, наконец, почувствовался кризис, платежеспособность населения падает и это заметно отражается на частоте посещений. Это заметно не только в среднем ценовом сегменте, но и в премиальном. При этом ресторанный бизнес остаётся на прежнем уровне привлекательности для новых игроков. Их всё больше и больше, причём таких новичков, прямо с большой буквы, людей, которые даже официантами никогда не работали и уровень их представлений о ресторане ограничивается фразой «ресторан — это круто, давайте откроем свой». Стереотип, что есть будут всегда, неискоренимо засел в сознании людей, может они и правы. Но для современного потребителя ресторан или кафе это не просто место, где можно утолить базовую потребность в питании. Большинство посетителей в первую очередь выбирает для себя заведения по внешнему виду, вторым этапом в отборе служит интерьер, затем приветливый персонал и потом для закрепления впечатления кухня. Сейчас в ресторанном бизнесе сильно выделяются два типа новооткрывателей: Первые — это опытные игроки, которые развивают сети ресторанов, большие и маленькие не особо отличаются по скорости развития. Уже давно сложилось понимание экономической целесообразности сетевого распространения ресторанов. Одиночкам сложнее переживать сезонность, поэтому, открыв одно заведение в центре, имеет смысл открывать такое же в спальном районе. То есть, если замахиваться на ресторанный бизнес впервые, я бы рекомендовал создавать такие проекты, которые можно масштабировать и более того, рассчитывать бюджет на возможность через полгода открывать второе заведение. За шесть месяцев, обычно, решается судьба ресторана: или он стрельнул или его лучше поскорее закрыть и не уходить в минуса. Если говорить о шансах на успех, то сюда точно стоит включить расчет на сетевое развитие при открытии нового заведения. Хотя в бизнесе я лично предпочитаю прогнозировать успех не шансами и вероятностями, а точными цифрами и предварительными исследованиями объектов, в отличии новичков.

Второй тип рестораторов — это современная молодежь, то есть люди от двадцати до сорока, которые всю жизнь занимались чем угодно, но только не общепитом. Хочу отметить, что у этой категории много успешных проектов, и они сильно отличаются от сетевиков. Пока гиганты ресторанного бизнеса берут массой, эффективной и дорогостоящей геолокацией, привычной атмосферой и стандартами обслуживания, молодые предприниматели открывают заведения необычных форматов с особой атмосферой и обязательно с какими-нибудь фишками. Это такие идейные рестораторы, единственным шансом на успех которых выступает их вера, что они придумали классную идею. Но на деле оказывается все не так, как думают юные новооткрыватели. Я уже давно наблюдаю за тенденцией открытия тематических небольших заведений и нашел у них одно общее, критерий по которому можно заранее сказать — будет ли проект пользоваться популярностью или нет. Точное попадание в целевую аудиторию — это тот критерий, который объединяет успех новых заведений, открытых новичками. В качестве примера могу привести места, на которые не обращают внимание крупные игроки, но в которых концентрируется большое количество необычных и популярных заведений. Лофты стали такими тусовочными площадками, изначально создававшиеся как творческие пространства, сейчас концентрируют в себе огромное количество небольших заведений общепита, магазинчиков необычных товаров, шоурумов, игровых залов, кальянных и прочих развлечений, интересующих молодежь. Все, находящиеся в лофте организации создают друг для друга поток клиентов: пришел человек в барбершоп постричься, заодно выпьет в соседнем баре, потом перейдет потусить в игровой зал и так далее. Вместо того, чтобы проводить время с друзьями во дворе на лавочке, как раньше, молодежь встречается в лофтах. Дополнительное преимущество для новых ресторанов и кафе в таких локациях в низкой аренде и в том, что не надо особо вкладываться в рекламу, сарафанное радио в таких местах работает почти мгновенно. Самое главное понимать потребности целевой аудитории и как показывает мой опыт работы с такими новым заведениями, люди которые их открывают, очень четко понимают, для кого они работают потому, что сами являются представителями культуры.

Недавно ко мне обращался клиент, который хочет войти в ресторанный бизнес со своей идеей точки фастфуда, на данный момент на рынке фастфуда отсутствуют предложения, подобные его формату. В ходе беседы я выяснил, что он хочет сразу открыть три объекта, один в центре в проходном месте, а два других в спальных районах. Казалось бы, молодец, масштабно мыслит, есть понимание масштабируемости планируемого проекта и большие планы на развитие. Но нет, его первоначальный план оказался кнопкой самоуничтожения бизнеса, если бы он воспользовался им, но что-то его привело ко мне, как к эксперту в ресторанном бизнесе. Он планировал открыть фабрику-кухню для своей сети в заведении, которое бы работало в центре города и оттуда, по его мнению, ему было бы удобно развозить полуфабрикаты в остальные точки. Теперь по полочкам разберем его ошибки:

1 — стоимость аренды в центре раза в три выше, чем в спальном районе. Логично, что фабрика кухни должна находиться там, где минимальная аренда ставка, платить в тридорого за торговый зал в проходном месте может быть оправдано.

2 — открывать сразу три заведения без отработанных процессов и прописанных алгоритмов это кошмар для управления. Единственное чем будет занят управленец такой сети это разгребать завалы и проблемы, вместо того, чтобы заниматься развитием бизнеса. Кто хоть раз открывался с ноля, тот знает, о чем я говорю.

3 — нет четкого понимания целевой аудитории. Кто будет покупать его еду и зачем осталось неизвестным, кроме предполагаемого возраста и дохода потенциальных гостей.

В итоге мы пришли к согласию по первым двум пунктам, а третий, начинающий ресторатор, принял решение закрыть проверкой на ресторанном дне. В результате выхода на ресторанный день стало понятно, что у проекта есть шанс на успех. Теперь есть четкое понимание, кто готов покупать еду в новом формате, где надо искать место для открытия.

Резюмировать могу так: чтобы открыть новое успешное заведение, в первую очередь надо понимать, кто ваша целевая аудитория, где ее представителей больше всего, протестировать их потребности, если вы собираетесь открывать что-то такое уникальное, чего еще нет на рынке. А вообще, прежде, чем браться за открытия своего первого ресторана, рекомендую ознакомиться с тонкостями ресторанного бизнеса на моем канале в ютубе.

В серии роликов 100 ошибок ресторатора

https://www.youtube.com/channel/UC07C8xT04rfn7BKEPjIx39Q?view_as=subscriber

Другие статьи
Смотреть все

Предприниматель Александр Мамут, владелец одной из крупнейших киносетей в России "Синема парк" и "Форм...

Рынок фудтраков в России на протяжении нескольких лет показывает стабильный рост и завоевывает доверие предпринимател...

1 июня 2023 года состоялось официальное открытие знаменитого владивостокского  проекта Zuma, сгоревший дотла в д...

Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Вверх