Top.Mail.Ru

Рынок упаковки растет вместе с доставкой еды

29 Января 2024
Рынок упаковки растет вместе с доставкой еды
Наталия Парусникова, директор по развитию Группы компаний «РЕАЛ»

Наталья Парусникова, директор по развитию Группы компаний «РЕАЛ» о трендах в сегмнтах дарк-китчен и доставки

Сегмент доставки на рынке HoReCa&Retail демонстрировал завидное постоянство роста до 2019 года, а в период мирового пандемийного локдауна и вовсе совершил прорыв, заняв значительную долю рынка. Разумеется, современный потребитель не перестал ходить в рестораны и посещать супермаркеты. Он воспринимает доставку как комфортный сервис, позволяющий не тратить время на приготовление пищи, а посвящать его родным и близким, работе и увлечениям.

Доставка готовых блюд уже стала частью современной культуры потребления с повышенным спросом, что поспособствовало изменению и существенному росту рынка упаковки для них.

Наталия Парусникова, директор по развитию Компании РЕАЛ считает, что качество упаковки навынос и доставку определяется несколькими факторами. Прежде всего, блюдо должно сохранять вид, температуру и вкусовые качества, которые ему придал шеф-повар. При этом не стоит забывать о маркетинге: оригинальная и брендированная упаковка помогает запомнить виртуальному гостю имя или логотип компании, которая его накормила вкусно, быстро и качественно.

О том, как развивается доставка еды, что сегодня предлагает рынок упаковки для данного сервиса и какие тренды ожидают в ближайшем будущем – читайте в интервью.

Рынок доставки: реалии и перспективы

Наталия, доставка и раньше развивалась активно. Однако в период пандемии сделала прорывной шаг вперед. Что это значит для компании? Как Вы оцениваете рынок доставки?

Доставка еды – ресторанных блюд, готовой кулинарии и продуктовых линеек – стабильный и растущий сегмент рынка сегодня, поскольку основывается на базовой потребности и вопросах выгоды для покупателя. Популярность доставки обусловлена, прежде всего, стремлением экономить временные и финансовые ресурсы в угоду обстоятельствам жизни.

Если вспомнить времена локдауна, когда ресторанные заведения были закрыты, в игру вступили агрегаторы, которые брали комиссию порядка 30 % за каждый доставленный заказ с ресторана – это треть от стоимости заказа. Это побудило многие рестораны посмотреть в сторону организации собственной доставки, сформировать курьерские отделы, добрать операционных сотрудников. Стало модно разрабатывать приложения для онлайн-доставки с бонусными программами.

Сегодня люди активно заказывают ресторанную еду на дом, в офис, на фуршеты. Тем более, что современная упаковка позволяет сохранить вкусовые и другие органолептические характеристики блюд, включая внешнюю привлекательность, доставлять горячие и холодные блюда, десерты из ресторанов, фабрик-кухонь и магазинов.

Но росла не только доставка. Существенно увеличилась доля продажи готовой еды в супермаркетах и других продуктовых магазинах. Кстати, многие предприятия розничной торговли охотно сотрудничают с ресторанами. На их полках все чаще встречаются позиции из известных заведений. Такой опыт есть и у «ВкусВилла», и у «Азбуки Вкуса»: в категории готовых блюд можно приобрести блюдо из ресторана.

Огромной популярностью пользуется продукция дарккитчен и фабрик-кухонь, среди которых не только готовая кулинария, пицца, суши-роллы, бургеры, но и блюда высокой степени готовности, которые требуют минимальной доготовки на домашней кухне. И в этом случае рынок упаковки отвечает потребительским запросам.

Глядя на цифры, вспоминаю слова президента ФРиО Игоря Бухарова, который еще до пандемии обозначил, что «доставка еды – это закономерный этап эволюции ресторанной отрасли». Поэтому наша задача – идти в ногу со временем, удовлетворять потребности рынка в качественной современной упаковке, отвечать запросам потребительского спроса.

Компания РЕАЛ 30 лет занимается поставкой упаковки в сегменты HoReCa: рестораны, фабрики-кухни, предприятия дарккитчен, столовые и другие предприятия сферы питания вне дома и торговли.

В период пандемии, когда все рестораны закрылись, доставка заработала в десятки раз активнее. Значит, и рынок одноразовой упаковки начал набирать обороты. Сегодня мы видим, что появилось больше форм того, что доставляется – и по продукту, и по меню, и по ценовой категории. Доставкой пользуются разные сегменты рынка – от эконом-вариантов до дорогих премиальных позиций. Мода на упаковку меняется в зависимости от ценового сегмента.

Что в тренде на рынке упаковки

Мы знаем, что компания РЕАЛ отвечает на все запросы рынка. Какие позиции сегодня в тренде доставки?

Ассортимент доставки значительно расширился, и в меню заказов на дом можно найти практически все, что предлагается в ресторанах. Грузинская кухня, горячие и холодные десерты, итальянские блюда, выпечка – все это доступно для заказа. До 2019 года популярностью пользовались также паназиатская кухня и французские деликатесы. В период пандемии и после нее спрос на более простую и привычную кухню значительно вырос. Поэтому упаковка также изменилась. Например, стали более популярными горячие блюда.

Как часто на рынке упаковки появляются инновационные решения? Что изменилось за последние годы?

Рынок упаковки не так часто подвергается значительным изменениям, особенно в отношении пластиковых изделий. Разработка новых технологий, форм и материалов (например, для пластиковых контейнеров) требует значительных инвестиций, поэтому действительно уникальные новинки появляются редко. Однако компания РЕАЛ сотрудничает с заводамиизготовителями и находит инновационные решения для клиентов, если такая потребность существует. Иногда клиенты сами хотят принять участие в разработке упаковки. Мы предоставляем им такую возможность или предлагаем альтернативные решения, о которых, например, они и не задумывались.

Заказ. Хранение. Логистика

Индивидуальный дизайн, формы… Насколько это дороже стандартной готовой упаковки? Это подъемные деньги для небольших проектов, или все же такая история скорее подходит для крупных сетей и больших игроков бизнеса?

В данном случае важнее обсудить объем производства, а не разработку уникального дизайна. Если речь идет о бумажных коробках, стаканах или пакетах, то возможно изготовление от 1000 единиц с брендированием и логотипом заказчика. Однако цена за единицу в таком заказе будет примерно в 3–4 раза выше, а в некоторых случаях может быть даже в десятки раз выше, чем если бы тираж заказа был в 100 000 единиц.

Если мы уже затронули вопрос ценообразования и заказчиков, какова логистика упаковки: выгоднее делать закупку крупными партиями и хранить у себя или просить поставщика довозить упаковку периодически по мере необходимости?

У нас есть различные типы клиентов: некоторые из них имеют свои собственные склады, в то время как другие предпочитают использовать свои площади для дополнительных посадочных мест, а не для хранения товара. От этого зависит набор услуг, которые мы предоставляем нашим клиентам.

Как эксперты в области упаковки (в том числе брендированной), мы помогаем нашим клиентам в разработке продукции, согласовании и контроле производства изделий. Мы также предлагаем услуги по размещению заказов, контролю запасов, хранению и доставке готовой упаковки. В процессе согласования с клиентами мы обсуждаем бюджеты на производство продукции и предлагаем решения по логистике, срокам и другим сопутствующим вопросам.

Также мы осуществляем доставку продукции клиентам по мере необходимости. Обычно привозим товар на объекты 2–3 раза в неделю. Наша компания выполняет логистическую функцию на рынке, помогая клиентам с контролем остатков, хранением и доставкой.

Такая логистика доступна только в Москве и СанктПетербурге или в других регионах России тоже?

География детальной логистики постоянно расширяется. Сегодня она доступна и в Краснодарском крае и некоторых других областях. Это обусловлено активным развитием сферы общественного питания и в регионах России, ростом потребности в данной услуге.

Эксклюзивные решения – в ассортименте

Сейчас развивается не просто доставка, а форматы с проведением мероприятий, вечеринок в пространствах и локациях, где нет стационарных кухонь и оборудованных банкетных залов. Люди просто снимают какое-то минимально оснащенное помещение, коворкинг или другое пространство и собирают участников и гостей. Какую долю в общем объеме заказов занимает упаковка, которая может служить посудой?

Для подобных форматов мы предлагаем одноразовую посуду премиум-класса, которая отличается красивым и стильным дизайном. Несмотря на то, что она занимает небольшую долю от общего объема отгрузок (порядка 3–4 %), спрос на нее все же существует. Мы всегда имеем в ассортименте фуршетные решения и одноразовую посуду из формованного волокна, а также премиальные тарелки и стаканы различного вида. Такая посуда идеально подходит и для доставки блюд более высокого уровня, и для кейтеринга. Мы понимаем, что это растущий сегмент, следим за его развитием и отвечаем расширением ассортимента на запросы рынка.

Импортной упаковки в России практически нет

Ранее Вы сказали, что есть производства, которые специализируются на упаковке. Каково сейчас соотношение импорта и того, что производится в России?

В настоящее время практически отсутствует импортная упаковка в России из-за высокой стоимости логистики. Ранее мы осуществляли контейнерные перевозки из США, Китая и ряда других стран. И это было дешевле, чем производство в России. Однако сейчас стоимость импортной продукции увеличилась в 2–3 раза. Это связано с курсами валют и ростом стоимости перевозок. Недавно мы провели анализ для большой ресторанной сети, которая занимается доставкой и сравнили стоимость партии брендированных коробок из Китая и цены отечественного производителя. Оказалось, что заказ в России обойдется в 2,5 раза дешевле.

Высокое качество от отечественного производителя

А качество российской упаковки удовлетворяет требованиям рынка?

Однозначно. Был период, когда санкции оставили российский рынок без картона, ламинации, клея. Однако буквально спустя три месяца химики-технологи на наших заводах научились работать на отечественном картоне, ламинате, делать супер-составы клея, склеивать всё качественно и ровно. Мы вышли на европейское качество.

Хватает ли производственных мощностей, чтобы удовлетворять потребности рынка, особенно растущего? Можем ли мы столкнуться с дефицитом?

С дефицитом точно не столкнемся, а вот с ростом цен – очень может быть. Особенно это будет касаться пластика в связи с новым федеральным законом об утилизации и сборах, который вот-вот должны принять российские чиновники.

Экологичная упаковка будет набирать обороты

Как меняется доля экологичной упаковки? Есть ли на нее спрос и рост? Или этот сегмент всегда будет занимать только определенный процент рынка?

Упаковка с пометкой «био» или «эко» дороже стандартной. Однако благодаря законопроекту по утилизации упаковки, экологичный сегмент начинает набирать обороты. Наши производители научились создавать отличную упаковку из кукурузного крахмала, ржи, пшеницы. Сейчас такие позиции всегда доступны в нашем ассортименте.

Растет запрос на экологичную упаковку. Один из ярких примеров из нашей практики – компания «Нефтемагистраль», которая перешла на использование биоразлагаемых крышек для кофе. Они активно продвигают социальную и экологическую ответственность, демонстрируя свое экологическое сознание и одновременно продвигая свои заправки.

Клиенты компании РЕАЛ придают большое значение использованию перерабатываемой упаковки, чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду. Еще один пример – крупная сеть доставки суши и роллов «Много лосося», у которой большая часть упаковки – перерабатываемая: контейнеры, одноразовые столовые приборы, пакеты для доставки.

Можем ли мы поставить в один ряд упаковку на доставку и упаковку и аксессуары для торговли навынос? Это один и тот же сегмент?

Да, упаковка на доставку и упаковка для торговли навынос можно поставить в один ряд, так как они относятся к схожему сегменту. Оба типа упаковки предназначены для обеспечения удобства и безопасности при транспортировке и предоставлении продуктов или товаров потребителям. Однако упаковка на доставку обычно имеет особенности, которые делают ее более удобной для доставки, например, дополнительные защитные элементы или возможность сохранения тепла. Упаковка для торговли навынос, в свою очередь, может быть более компактной и удобной для клиентов, чтобы они могли легко взять ее с собой. Как на доставку, так и навынос мы можем правильно сформировать ассортимент и заложить дополнительный смысл в упаковку, нанося на нее логотип и дизайн. Поэтому очень важно брендировать то, в чем упаковано блюдо, чтобы в целом заказ был запоминающимся и возвращал гостя.

Разработка спецодежды для курьеров ресторанов

Вы также развиваете направление униформы и спецодежды для сотрудников. Есть определенный процент ресторанов, которые имеют свою службу доставки. Для них Вы можете предложить комплексные решения и по упаковке, и визуализацию для курьеров?

Мы открыли производство по пошиву профессиональной одежды, соответствующей стандартам ГОСТ, принятым в Российской Федерации. Мы имеем значительный опыт в разработке и производстве специальной формы для курьеров, включая удобные брендированные куртки и брюки, которые обеспечивают комфорт и тепло. Мы помогаем нашим заказчикам в подборе подходящих тканей, моделей, проводим тестирование и занимаемся производством. Недавно, перед наступлением зимнего сезона, мы изготовили почти 2000 утепленных жилетов для персонала одной сети и пошили термосумки для доставки. Мы готовы предложить различные решения и помочь в разработке и производстве специальной формы.

Важно, чтобы рестораторы и предприниматели, работающие с доставкой и торговлей навынос, помнили, что в этом сегменте готовой еды каждая деталь имеет решающее значение. Конкуренция растет и нужны дополнительные конкурентные преимущества, чтобы успешно работать на этом рынке.

К печати подготовила Лилиана Бергер

realpak.ru

+7 (812) 200-80-14

8 (800) 550 -14 -14

zakaz@realpak.ru

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Фабрики-кухни, dark kitchen, доставка и торговля навынос. Какие возможности для предпринимателей открывают альтернати...

Другие статьи
Смотреть все

Каждый шеф-повар в разные периоды профессиональной карьеры мечтает о независимом собственном кулинарном пространстве,...

2 декабря в Moscow Marriott Imperial Plaza состоится седьмой Форум лидеров фуд-индустрии, который проходит под эгидой...

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх