Основа искусства продаж — это, прежде всего, безупречное знание продукта, который сотрудник продаёт: знания о том, как напиток производится, с чем употребляется и прочее. Плюс — знание его вкуса и аромата. Чем больше человек понимает в своей профессии, чем больше он образован и увлечён, тем больше он стремится поделиться своими знаниями с гостями бара, и тем честнее он относится к своей работе.
В целом сегодня уровень грамотности барменов растёт: они и самостоятельно обучаются, и владельцы заведений стимулируют их к этому. Однако среди них по-прежнему остаётся немалый процент людей уровнем знаний, близким к нулевому — барменов, «надрессированных» когда-то на определённый набор движений, набор вопросов и ответов и оставшихся на том же уровне, что и при поступлении на работу.
Этим в основном страдают, конечно, не миксологические или гастрономические бары, а сетевые заведения, где подают в том числе и алкоголь. На должность бармена туда нередко принимают людей, что называется, «с улицы» — безо всякого специального образования, обучают всему в процессе работы. Причём обучает часто тот, кто сам фундаментальных знаний не имеет, а просто так же у кого-то когда-то чему-то научился — «нахватался». Происходит это потому, что большинство таких «барменов» воспринимают свою работу как временную. Хотя могут оставаться за стойкой на долгие годы…
Что самое печальное — в основной массе у таких работников нет тяги к профессиональным знаниям. Хотя мне всегда казалось, что даже если для тебя это временная работа, должно же быть как минимум простое человеческое любопытство: самому узнать то, о чём спрашивает гость.
Вот тут и проявляется уровень честности. Если человеку неинтересна его работа, то и сам продукт, который он продаёт, для него не является серьёзным, важным. Легко возникает соблазн немного «схимичить», обмануть — и честность можно «подвинуть». Для такого человека это естественные звенья одной цепи. Есть, конечно, и опытные бармены, которые используют свои знания для того, чтобы ловчее обмануть, но таких всё же гораздо меньше. Для настоящего бармена существует внутреннее уважение к своей профессии, понятие о «чести мундира». Может, для кого-то это звучит громко, но это так. Большинство барменов настолько любят и уважают дело, которому служат, что считают ниже своего достоинства работать нечестно.
Кроме бармена, который может быть очень грамотным и знающим, в заведении работают официанты. И часто они на любой вопрос гостя о напитке отвечают: «Я сейчас позову бармена!».
Но это не тот ответ, которого ждёт гость. Компетентность официанта — это забота управляющего либо владельца заведения. Именно его задача — проводить обучение и тренинги для барменов, официантов и всех, кто контактирует с гостями, вплоть до администратора. Любой из этих сотрудников должен максимально чётко ответить на любой вопрос гостя.
Официант, который пере-
адресовывает вопросы о напитках бармену, не только отвлекает того от работы, снижая тем самым выручку всего заведения — и свою зарплату, между прочим. Он ещё и разочаровывает гостя, выставляя себя неграмотным сотрудником и заставляя гостя усомниться в компетентности всего персонала заведения. В такой ситуации гостя можно потерять навсегда.
Однажды я слышал «гениальный» ответ на вопрос гостя о блюде и рекомендуемом к нему вине: «Я не знаю. Это блюдо я не пробовала, а вино вообще не пью». Это равносильно тому, если в стейк-хаус придёт работать вегетарианец. К философии вегетарианства я отношусь с уважением, но считаю, что если ты работаешь в заведении, где подаются мясные блюда, ты должен уметь их «вкусно» представить гостю и, соответственно, иметь собственное представление об их вкусе.
Поэтому и бармен, и официант должны знать как можно больше информации не только о коктейлях и остальных барных позициях, но и о винах — чтобы периодически выступать ещё и в качестве сомелье.
Если в заведении есть сомелье, он должен понимать, что бармен и официант — первые его помощники. Действительно, продажа вина сомелье значительно облегчается, если официант, принимающий заказ, или бармен, у которого гость спросил про вино, говорят: «Да, у нас есть прекрасные вина» — и после краткого рассказа о них добавляют: «А более подробно эти вина вам может представить наш сомелье». Но короткий предварительный и, главное, грамотный рассказ должен быть!
Поэтому сомелье нужно заниматься обучением официантов и барменов. Впрочем, отдельную позицию сомелье нужно открывать либо в заведениях очень высокого класса — люксовых, либо там, где упор сделан на вино — например, в винных барах, где на первом месте — именно вино, а еда и закуски являются приложением к нему. Таких заведений в городе сегодня очень много, что мне кажется замечательным.
При этом каждому сотруднику, который работает с гостями, нужно чётко знать базовые понятия, связанные с винами: что такое Старый и Новый Свет, что такое терруар, знать сорта винограда, правила и температуру подачи, уметь определить органолептические свойства вина, понимать, какое вино к какому блюду можно предложить, и прочее.
При этом не нужно давить гостя количеством информации: важно уметь правильно рассказывать, когда гость спрашивает, и вовремя замолкать, давая тому возможность сделать выбор.
Убеждён, что базовые знания о вине должны быть и у поваров‑технологов. В каждом баре, в каждом ресторане периодически остаётся вино, которое уже нельзя подать гостю: его можно использовать только на кухне, например в соус. И если повар-технолог не знает, что с ним сделать, то вино остается только вылить — а это лишний расход продукта. Повар, разрабатывающий блюдо, должен понимать, с каким вином это блюдо можно подать, иначе он мало чего стоит как профессионал.
Случаев, когда ворует только персонал, достаточно много, но чаще всего в этом замешаны и те, кто им управляет, когда в заведении не налажен учёт и контроль.
Самый простой способ воровства — это так называемый «левый» алкоголь: когда человек приносит собственный алкоголь и продаёт его под видом ресторанного. По итогу может быть, что из ста проданных коктейлей в кассе будет учтено только 10, а деньги за остальные пойдут напрямую в карман бармена.
Другой случай «гениального» воровства — это простое непробивание чека. Многие гости не просят чек: им приносят счёт-пречек, они расплачиваются и уходят, их чек просто не пробивается, а заказ корректируется или удаляется из системы. Тогда бармену и «химичить» не нужно: он торгует ресторанным алкоголем, делает правильные коктейли, варит замечательный кофе — но кладёт деньги за всё это себе в карман.
Впрочем, не только себе: столь серьёзное воровство в заведении возможно, если в доле все, кто работает в зале, — и бармены, и администраторы, и официанты, — а часто даже ещё бухгалтер-калькулятор. В Петербурге — думаю, и в других крупных городах, — бывали случаи, когда из каких-то заведений увольняли сразу 15–20 человек: всю смену.
Но кроме увольнения и внесения в «чёрные списки», их надо заставить вернуть то, что они наворовали: удержать сумму ущерба из зарплаты. А это возможно лишь при условии официального оформления.
И в этом отношении неофициальное устройство на работу — палка о двух концах. Если ресторатор взял человека на работу, но не платит ему официальную зарплату, то тот ему, по сути, ничем не обязан и однажды может просто не выйти на работу. Таким образом, рискуют оба: работника могут выкинуть в один момент, сэкономив на зарплате, а владельца могут уверенно обманывать: берут «своё»! У владельца здесь нет рычагов управления!
Бывает ещё такое несколько странное воровство, когда никто — ни официанты, ни бармены — не воруют, но заведение на ночь закрывается, и в нём остаётся кто-то: например, охранник или уборщица. И они отпивают немножко винца, потому что никого рядом нет, а бутылок так много и соблазн так велик. Или такой вариант: стоит бутылка какого-то ликёра, люди его потихоньку отпивают, добавляя при этом что-то другое. Такие примеры тоже есть.
Другое дело, что иногда в барах происходит ситуация, в чём-то гораздо хуже, чем вышеописанные, потому что в ней гостя обворовывает либо управляющий, либо даже сам владелец бара. Впрочем, в результате он всегда обворовывает сам себя. И происходит такое не только в российских заведениях — это может произойти в любой стране мира.
Речь о контрафактном, поддельном алкоголе или даже о случаях, когда «левый» алкоголь привозят в канистрах и разливают в бутылки. Этим алкоголем никто не отравится: он сделан с правильными в этом смысле ароматизаторами и красителями. Но это не тот напиток, о котором рассказывает этикетка на бутылке. И гость пьёт коктейль «Маргарита» не с натуральной текилой, а поддельной. Такое, увы, тоже встречается.
При этом, кстати, в баре может работать абсолютно честный бармен, который долгое время не знает, что у него качественно подделанные бутылки.
Бороться с воровством можно, прежде всего, с помощью систем автоматизации учёта, систем видеонаблюдения, хотя опытные злоумышленники могут обойти и то, и другое. Всегда находятся люди, которые воспринимают всё это как вызов и намеренно ищут способ обойти — просто из принципа. Словом, без этих систем сегодня вряд ли возможно обойтись, но уповать исключительно на них неразумно.
Очень сильно помогают бороться с воровством регулярные проведения инвентаризаций — и не только ежемесячных, но и в конце дня: снятие остатков, проведение различных внеплановых проверок и прочее. Хорошо работает функция «Тайный гость» — с её помощью, например, можно легко доказать невыдачу чека.
Неофициальное устройство на работу — палка о двух концах. Если ресторатор взял человека, на работу, но не платит ему официальную зарплату, то тот ему, по сути, ничем не обязан и однажды может просто не вый-ти на работу. Таким образом, рискуют оба: работника могут выкинуть в один момент, сэкономив на зарплате, а владельца могут уверенно обманывать: берут «своё»!
В целом, моё мнение таково: бармен не должен касаться денег — он работает руками, и они должны быть чистыми. А после каждого расчёта с гостем он физически не будет успевать мыть руки, ведь поток бывает очень большой. Поэтому на кассе должен стоять не бармен, а отдельный кассир.
В идеале — в зале всегда нужно находиться владельцу либо его доверенному лицу: тогда будет меньше не только соблазна воровства, но и соблазна расслабиться.
А если ресторатор хочет по-настоящему отладить работу своего заведения, то ему нужно набирать правильных людей и строить команду. Резюмирую: не воруют там, где нормальная зарплата, и хорошие взаимоотношения в коллективе и правильная мотивация сотрудников.
Ресторатор Николай Канищев на пути к успеху в бизнесе и признанию коллег по цеху прошёл путь от бармена до совладел...
К Международному дню бармена, который ежегодно отмечается 6 февраля, Авито Работа рассказала о востребованности этой ...
Показать своё мастерство, креативность, талант приглашают всех барменов России и стран СНГ на конкурсе NEVA Inte...