Top.Mail.Ru

Евгений Шамов: «На конкурсе важна грань между спонсорством и профессионализмом»

08 Октября 2014
Евгений Шамов: «На конкурсе важна грань между спонсорством и профессионализмом»

Конкурс, в котором сомелье петербургского ресторана «Парк Джузеппе» Евгений Шамов занял первое место — «FreshFaces — талантливые сомелье», — как это ни парадоксально, профессиональному сообществу известен мало.

Парадоксально — потому что конкурс солидный: проводится он уже в третий раз, и в состав участников и жюри входят представители различных стран не только Европы, но и мира.

Между тем, в прошлом году все три первых места в нём заняли петербуржцы, в этом году, как мы видим, первое место тоже наше. Респект петербургской школе сомелье!

Конкурс «FreshFaces — талантливые сомелье», проведённый отелем «Балчуг Кемпински Москва», призван находить молодых одарённых специалистов в области винного дела, открывая для них новые карьерные возможности. Более подробно об этом конкурсе мы писали на нашем сайте.

Конкурс был очень тесно связан с практической работой сомелье



— Этот конкурс действительно достаточно необычный в том плане, что о нём фактически ничего не было известно. Мы, к примеру, не знали о первом его проведении, не знали о втором проведении, и узнали только тогда, когда наши ребята заняли все первые места и вернулись домой. А конкурс, как выяснилось, очень оригинальный!

— В чём выражается его оригинальность?

Реальность такова, что фактически все проводимые конкурсы сомелье очень тесно связаны со спонсорами. То есть если вам предлагают какое-то тестовое задание, то вы в большинстве случаев отвечаете не на вопросы, охватывающие сферу виноделия, географию, а, скорее, на вопросы, связанные с производством продукта спонсора или с конкретными производителями — опять же, имеющими отношение к спонсорам.

Что, скорее всего, не имеет никакого значения в нашей работе. Тестовое задание на последнем российском конкурсе сомелье, к примеру, состояло из порядка 80 вопросов, из которых половина были связаны непосредственно со спонсорами — очень узким направлением работы сомелье.

... Ключевой элемент нашей работы — на-
учить персонал, который работает с гостем, общаться на тему вина, уметь делать предложение по вину, разбираться в нём. И это был первый конкурс, отразивший данный элемент.


Так же происходит и на петербургских конкурсах. В этом отношении FreshFaces как раз очень порадовал: множество оригинальных заданий, тестовая составляющая являлась действительно очень качественным срезом на знание и понимание виноделия, винодельческой географии.

Кроме того, этот конкурс — фактически единственный, где используется гастрономия в оригинальном исполнении.

— Вам предлагалось подобрать вино к конкретному блюду?

Нам дали два листа — барную карту (карту вин) и меню, которое предлагает шеф-повар. При этом меню составлено из очень сложных ингредиентов, сложных компонентов — тех продуктов, которые сомелье, как правило, стараются обходить стороной.

У вас есть несколько минут, чтобы с ним ознакомиться, а потом каждый должен сделать полноценное предложение по кухне в сочетании с вином. Всё должно быть последовательно, логично, и вы должны объяснить, почему вы сделали тот или иной выбор. И было ещё одно задание, которое меня удивило и обрадовало, потому что такого ни на одном из конкурсов я до этого не видел.

Исходя из четырёх наименований игристого вина, вы должны написать методичку для официантов: дать им очень простое, внятное объяснение — что это за вина, каков их стиль и чем они различаются между собой. 

Все остальные задания были классическими — теми же самыми, что задаются на Российском конкурсе сомелье.


...В XIV Российском конкурсе сомелье
золото получил Евгений Богданов (сотрудник винной компании, Москва),
серебро — Григорий Чегодаев (отель «Атон», Краснодар),
бронзу — Дмитрий Фролов (ресторан «Мансарда», Санкт-Петербург).


 

Там, где получают славу и деньги, могут быть претензии к реальному уровню знаний



— Евгений, как я понимаю, почти одновременно с конкурсом FreshFaces проходил и Российский конкурс сомелье, и вы выступали и там, и там…


Да, я принимал участие в обоих конкурсах, и именно поэтому было почти контрастное ощущение и от их организации, и от подхода к испытаниям. На России у нас было три сыра, вынесенные на тарелочке, — и сомелье должен был расписать их типологию.

Да, цель понятна — побудить сомелье выучить сыры, если он их почему-то не знает, — но это, наверное, не самый интересный конкурсный формат в плане гастрономии.

— Тем не менее, вы ехали на Россию.

Все ехали на Россию! Потому что конкурс, несмотря на все его нюансы, приносит, во-первых, статус лучшего сомелье России, а во-вторых, деньги. Поэтому все ехали туда за победой — и, наверное, будут продолжать ездить и пытаться победить.

— А что в этот раз помешало победить?

Я слышал много разных мнений по этому поводу… У многих есть вопросы к победителю — финал-то открытый. На мой взгляд, Россия не покорилась по одной простой причине: не к тому готовились. FreshFaces почему и прошёл так гладко для нас, что мы готовы были соревноваться в плане эрудиции, понимания основ виноделия, виноградарства, в плане географии и прочего.

Но отвечать на вопросы типа «Сколько линеек водки у такой-то компании?» я, к сожалению, не нахожу нужным в своей работе. Возможно, я несколько всё утрирую, но когда в действительности половина вопросов являются реально постановочными, ответ только один: нужно было сесть и прочитать, в общем-то, ненужную тебе информацию ради достижения цели.

И уже в этом году люди отказывались от поездки на российский конкурс из-за спонсорского о-очень однобокого подхода. Получается, что там, где вы получаете славу, деньги и так далее, могут возникнуть претензии к вашему реальному уровню знаний.
 

На конкурсе я сумел справиться с нервами и выиграл на слепой дегустации



— И конкурс FreshFaces явился как раз хорошей альтернативой?

Получается, да. Там есть, конечно, свои нюансы, связанные с возрастными ограничениями, с опытом работы, но в целом качество подготовки этого конкурса при его «нераскрученности» на порядок выше того, что делают другие организаторы.

Это, возможно, связано с тем, что крупные конкурсы глобализованы, они всем известны и многие спонсоры сами идут на контакт, настаивая на каких-то условиях, от которых организаторам сложно отказаться.

— Конечно, это возможно, но всё равно должна быть какая-то грань, чтобы профессионализм не ушёл совсем.

Да. Такая грань есть, например, у «Балтийского Кубка». Несмотря на присутствие спонсоров, он находит баланс, находит гармонию. У этого конкурса действительно очень здорово получается сотрудничать и с австрийским консульством, и с южноафриканским.

На самом деле — спасибо им за то, что они каждый год находят ресурсы, чтобы его запускать. Хотя поначалу всегда неизвестно, будет ли он в этом году вообще (о прошедшем летом конкурсе «Балтийский Кубок» мы писали в прошлом номере нашего журнала — ред.).

— Евгений, что помогло одержать победу в конкурсе FreshFaces?

Я сумел справиться с нервами, за счёт чего хорошо отработал руками, и в слепой дегустации тоже не было излишнего мандража.

Образцы были достаточно узнаваемы и, по большому счёту, я финал и выиграл на слепой дегустации, потому что «взял» четыре из семи образцов. У ребят, как я понял, было по одному, по два.

— А вы узнали четыре?

Два были полным попаданием, а остальные — рядом: сорта, страны, регионы — словом, именно то, что приносит баллы. Потому что там учитывается каждый нюанс, который вы обозначаете.

 

Другие статьи
Смотреть все

В этом году заявки на участие в 23 номинациях подали 719 отелей, управляющих компаний и ресторанов.

В последние годы произошли значительные изменения в туристической и гостиничной отрасли России. Когда мы только начин...

В последние годы произошли значительные изменения в туристической и гостиничной отрасли России. Когда мы только начин...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх