Top.Mail.Ru

Хотите договориться с инвестором? Рискуйте вместе с ним!

22 Августа 2012
Хотите договориться с инвестором? Рискуйте вместе с ним!

Вы готовы за свою идею положить голову на плаху?

На ресторанном рынке сегодня сложилась достаточно странная ситуация. Почему-то считается, что открыть ресторан – это крайне просто: для этого достаточно иметь много денег. А быть управляющим – это еще проще: нанял повара-француза, закупил оборудование, – вот тебе и ресторан. К сожалению, я вынужден огорчить людей, которые так думают: ресторан – это тяжелый труд, и тот факт, что ваша жена или муж умеют готовить, в данном бизнесе мало что значит.

Я уже много лет в ресторанном бизнесе, и вижу, что эта отрасль в России, увы – никакая. Ресторанных сетей у нас можно пересчитать по пальцам одной руки. А более-менее устойчиво работающих предприятий – может быть, по пальцам двух рук… Это относится фактически к любому городу. Существование ресторанов в региональном городе замыкается, как правило, на клановых заведениях. Я подчеркну это слово – клановые. Это не вопрос кухни, не вопрос места, а чисто тусовки: вот, тусуются там люди определенного круга или определенной профессии – милицейские или губернаторские работники, например, – и кто-то из их родни и открывает рестораны.

Сегодня многие молодые люди, называющие себя или стремящиеся называть себя рестораторами, ищут деньги – инвестора – на открытие ресторанного заведения. Хочу открыть небольшой секрет. В России денег – как грязи. Но есть такое слово: риск. Ко мне такие молодые люди обращаются регулярно и часто. И нет ни одного проекта (я говорю «ни одного», и это означает именно ни одного – отрицательную величину), когда прибежавший молодой старт-апер с «гениальной» концепцией какого-нибудь своего ресторана был готов положить свою голову на плаху.

Планируете что-то предпринимать? Закладывайте квартиру

А это категорически неприемлемо. Потому что если вы хотите предложить инвестору (неважно, какому – российскому, зарубежному), чтобы он пошел с вами в плаванье, вы должны рисковать вместе с ним. Потому что когда вы прибегаете даже с самой замечательной презентацией и написанным бизнес-планом, вы ничем не рискуете. Вы сразу пишете свою зарплату. Пишете затраты – условно – на двести штук мильонов. И ничем не рискуете. А инвестор рискует всем.

Когда задается вопрос «где взять инвестора?», я могу сказать, что у меня проблем с инвестициями нет вообще. «Вообще» – это означает вообще нет. Денег сейчас много, они есть, а вот проектов – ноль. Даже не ноль – та же отрицательная величина. Абсолютно все, кто связан с рынком общепита, занимаются одной и той же хренью – пытаются под каким-нибудь соусом впарить инвестору старые идеи или идеи, слегка видоизмененные.
Хотите что-то делать? Не вопрос. Закладывайте квартиру. Закладывайте машину. И тогда в вас увидят не мальчика-дебила или девочку-дебилку, а – партнера. У которого есть, предположим, 20 штук, а ему нужны еще 200, но инвестор видит, что вы рискуете. При этом вы закладываете в бизнес-план, естественно, вашу зарплату: ноль.

То есть если вы относитесь к инвестору – «дяденька, я пришел к тебе, дай мне денег и место работы», – ну, что ж: в общем-то, это вызывает даже не отторжение. На вас изначально ставят крест.

Потому что любое заведение общественного питания – это степень риска. Мы, например, закрываем в среднем 17 процентов заведений из тех, которые открываем. Но я подпишусь под это. А вы – подпишетесь? В прямом смысле – башкой, уж простите. Потому что, к сожалению, отношение к предпринимательству в целом сегодня несколько своеобразное – типа, а я немножко погулять вышел… Отсюда и отношение к работе – несколько халявное.
А когда такой ресторатор поймет простую вещь, что надо отвечать башкой, у него сразу все поменяется, все сразу же встанет на место! Я обучился этому в 17 лет, когда дал своему другу деньги, а он меня потом подставил по-крупному. И я понял ответственность – ответственность за свои деньги, которые я дал человеку в долг. Молодые рестораторы, видимо, этого еще не поняли. Что не отменяет простой истины: бизнес – это серьезно.

Как не иметь с инвестором проблем? Делать – до хрена!

Если вы работали наемным работником в каком-то бизнесе и считаете, что начальник был дебил и вы можете построить дело лучше – что ж… Я допускаю: начальник был дебил. Но он построил этот бизнес. А то, что вы сможете сделать лучше, – это иллюзорность. Может быть, именно его дебилизм являлся одним из составляющих факторов успеха этого предприятия.

Поэтому немного повторю то, с чего я начал. В России бабла – как грязи, клиентов – как грязи. В России высокие издержки и высокие риски, но здесь можно делать бизнес. Поэтому у меня настоятельная просьба молодым людям, называющим себя рестораторами. Просьба относиться к бизнесу как к своей жизни. 24 часа в сутки, 365 дней в году у вас не будет ни отпуска, ни выходных. Вы будете каждый день разбираться с вашими поставщиками, если у вас есть официанты – вы будете каждый день заниматься с ними. С поварами, администраторами, бухгалтерией. И никакого прогресса в этой жизни у вас не будет. Если вы считаете, что в малом бизнесе за вас кто-то что-то будет делать, – не начинайте его. Не разочаровывайтесь.

Поэтому когда вы приходите к инвестору, вы должны ему доказать, что вы будете до хрена делать! Это значит – вкалывать 24 часа в сутки. Рвать жилы. На первые три года вы забудете, что такое семья, отпуск и далее по списку. Поверьте мне, тогда у вас проблем с инвесторами не будет!
Хочу обратить ваше внимание вот на какие «детали». Когда вы вступаете в какие-то отношения с инвестором, надо четко понимать, что если вы не несете никакой рисковой ответственности (а это – ваша пятая точка и ваша башка), то вы должны разделить с инвестором две вещи, заключить два договора. Первый – договор на инвестиции: когда инвестор получит деньги за вложенные средства. Второй – договор на управление, поскольку инвестор, скорее всего, постарается поуправлять этим заведением.

Эти два договора должны быть четко разделены. И даже если у него собственное помещение, это не имеет никакого отношения к операционному управлению. Всегда помните: дьявол – в деталях!

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Дмитрия Потапенко знают как ритейлера и управленца — хваткого, жесткого, можно сказать, недипломатичного. Еще к...

Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх