Top.Mail.Ru

Рынок доставки еды в условиях кризиса способен укреплять свои позиции

24 Июля 2015
Рынок доставки еды в условиях кризиса способен укреплять свои позиции

Как показали исследования, проведённые нашим отделом аналитики, в Москве средний чек за январь 2014 года составил 1481, 94 рубля, а в январе нынешнего — 1410, 09. В регионах размер среднего чека снизился с 934,50 рубля в прошлом году до 922,42 в нынешнем. Сравнительный анализ показывает, что столичный рынок доставки еды в первый месяц текущего года упал на 5%, а региональный — на 1,3. Среднее количество заказываемых блюд уменьшилось с четырёх до трёх.

Преимущества пользования доставкой клиенту очевидны


Больше всего подорожали блюда, содержащие либо сыр, либо какие-то другие импортные продукты.

Это видно на примере наших крупнейших игроков по доставке пиццы. Подорожание произошло ориентировочно процентов на 15. Действуют разные игроки неодинаково: кто-то постепенно, на 2%, повышает цены, а кто-то поднимает их резко. В Москве сделали это резко. В регионах поступают чаще по-другому: они пытаются замедлить рост цен, чтобы это не так больно сказалось на клиентах.

Преимущества пользования доставкой для клиента заключаются в том, что он, заказывая еду, заранее знает, каким будет его итоговый чек. Это вовсе не та ситуация, когда он приходит в ресторан и по совету официанта что-то дополнительно заказывает, потом какой-то напиток ему ещё предложат и так далее. Здесь привезут только то, что он заказал.
Кроме того, все наши клиенты экономят и на напитках, потому что обычно 85% наших заказов идут без них — чаще всего это бывает просто пицца или суши.

Чем хуже погода, тем больше заказов


С наступлением весны стало заметно, что в тёплые дни мы начинаем ощущать спад. Так было всегда: чем хуже погода, тем больше у нас заказов. Например, в декабре 2014 года была жуткая погода — метель, в Москве стояли пробки, таксисты не могли ездить по сугробам, а мы не справлялись с заказами. Летом же идёт стабильное снижение заказов примерно на 15%.

Недавно наш сервис Delivery Club, представленный в 78 городах России, провёл собственное маркетинговое исследование. Его результаты показали, что в дни Великого поста россияне гораздо активнее пользуются службой доставки, чем в другое время. Общая сумма чека заказанных постных блюд заметно превышает сумму обычного заказа.

Для сравнения: размер среднего чека (исключая заказы постных блюд): по Москве составляет 1543,99, по Санкт-Петербургу 1048,38, а по крупным городам России кроме Москвы и Санкт-Петербурга — в среднем около 1000 рублей.

Сумма среднего чека заказов постных блюд выглядит гораздо внушительнее: Москва — 2341,20, Санкт-Петербург — 2001,26, другие крупные города России без Санкт-Петербурга и Москвы — 1266,70.

Самыми популярными заведениями в данном сегменте стали: в Москве — ресторан «Тануки», в Санкт-Петербурге — «Хочу Харчо», в регионах — Ostrov Pizza (Челябинск). А самыми популярными блюдами из постного меню стали: в Москве — бенэки рору, маринованный огурчик под шубой, нинику киноко маки, овощной салат по-грузински с зеленью, винегрет; в Санкт-Петербурге — салат с чечевицей, суп «Вега-мексика», винегрет, салат с рукколой и жареными шампиньонами, салат с фасолью. В регионах, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, чаще всего заказывали суши с лососем (Челябинск), бенэки рору (Самара), авокадо маки (Нижний Новгород), грибную похлёбку (Ростов-на-Дону), винегрет (Пермь).

Кроме того, исследования выявили ещё один фактор среди прочих, влияющий на уровень заказов, — пол клиента. В Москве мужчин среди заказчиков было 36%, женщин — 64%. В регионах этот разрыв увеличивается: мужчин — 33%, женщин вдвое больше — 67%. А вот в Санкт-Петербурге по необъяснимым причинам разница оказалась самой минимальной по стране: заказами еды на дом занимались 44% мужчин и 56% женщин.

Take away: новый конкурент обеду на фуд-корте


Что касается дальнейшего развития, то в рамках своей компании мы запустили новый проект под названием take away (отпускаемый на дом). Его суть в том, что клиент заходит на наш сайт и заказывает не как обычно еду с доставкой, а выбирает специальный раздел, который называется «Самовывоз». Там представлена развёрнутая карта ресторанов с учётом геолокации, он выбирает конкретный ресторан, заказывает всё, что ему нужно на точно определённое время и потом сам забирает свой заказ.

Такой формат набирает популярность у клиентов, которые чётко знают своё расписание. Человек знает, что, скажем, в шесть часов он выходит с работы, через 30 минут проедет мимо определённого заведения и сможет сам забрать заказ.

Наибольшую популярность формат take away набирает в обеденное время — даже у менеджеров нашей компании. В Москве у работающего человека не всегда есть время выйти в кафе или ресторан и подождать там свой бизнес-ланч. Поэтому сотрудники нашей компании пользуются предварительным заказом, а затем в чётко означенное время выбегают и сами его забирают.

Сейчас доля нового формата не превышает долю доставки, но он уверенно набирает обороты. Эту тенденцию можно проследить на примере дорогих ресторанов. В регионах такого развития пока нет, но Москва, как правило, идёт по примеру Европы, где такой формат очень распространён. Фактически все наши рестораторы стали предоставлять у себя услугу take away. Если говорить о преимуществе, то для ресторана это заметная экономия затрат. Он не платит официантам, курьерам — в конце концов, в заведении остаётся свободным столик. Поэтому многие рестораны даже делают скидку, доходящую до 15–20%. Кроме того, таким образом создаётся дополнительный маркетинговый канал, который будет преимуществом для любого бизнеса.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх