Кризис 2008 года достаточно сильно повлиял на рынок франчайзинга. Продажи франшиз у компаний фактически остановились. Крупные компании в 2008–2009 годах продавали по 15–20 франшиз в год, и это очень плохой показатель. Рынок франшиз на тот момент «сложился»: количество точек, по нашим подсчётам, уменьшилось на 20%. Наша ассоциация разработала стратегию и план выхода рынка из кризиса и успешно их реализовала. Результат — к 2015 году рынок увеличился в 2,5 раза. Что ожидает его в сегодняшний кризис? Какие концепции кажутся нам перспективными?
Если посмотреть на рынок глазами глобального игрока, то, например, на рынке Бразилии работает 2,2 тысячи франшиз и насчитывается почти 300 тысяч франчайзи. В США на рынке действуют 770 тысяч франчайзи, 8 млн человек заняты работой, а суммарный вклад в экономику около 900 млрд долларов. У нас франчайзи насчитывается не больше 45 тысяч на всю страну. Понятно, насколько высок потенциал российского рынка. Оборот, соответственно, может составить около 500 млрд долларов — это прогноз по суммарному обороту франчайзинговых компаний (вклад в ВВП страны) к 2025 году (для сравнения: в США в 2014 году оборот франчайзинговых компаний составил 844 млрд долларов США по отчету International Franchise Association и World Franchise Council).
Когда мы с правительством Москвы пытались анализировать рынок общепита города, изучить покупательную способность и привычки потребителя, сопоставляли их с другими городами мира, мы поняли, что рынок загружен чуть больше чем на 30%. Но точки сконцентрированы в центре города, и возникает ложное ощущение, что весь город заполнен предприятиями общественного питания. А если разбить всю Москву на кластеры и равномерно распределить точки общепита, то станет видно, что город в этом смысле пустой. Отсюда вывод: оставшиеся 70%, даже при снизившейся потребительской активности, всё равно так или иначе будут наполняться. Да, возникнет немалая конкуренция. Да, не будет большого ажиотажа и очередей. Но если вы зайдёте в кафе в любой другой стране мира, то увидите, что там занято два-три столика из десяти: такая средняя заполняемость зала считается нормой.
Если же говорить о региональном рынке, то там, как говорится, конь не валялся. Потому мы и пошли раскачивать этот рынок несколько лет назад. И он, в принципе, до сих пор свободен и будет постепенно заполняться — в том числе и с помощью иностранных компаний, несмотря на сегодняшнее положение с санкциями. Сегодня мы количественно отстаём от любой другой страны мира в три-пять или даже более раз.
В общественном питании перераспределение потребителя происходит сегодня в сторону фаст-фуда, и в ближайшие два-три года возможно удвоение этого рынка, ведь фаст-фуд предполагает достаточно щадящие инвестиции. В целом же, суммарные инвестиции в открытие предприятия общественного питания сегмента фаст-фуд в среднем составляют от 4 до 10 млн рублей, полноформатного ресторана — от 10 до 30 млн рублей.
Кроме того, франчайзер имеет хорошо отработанную бизнес-модель, хорошую лояльность потребителя, который всегда выбирает сначала эмоционально и идёт на знакомый бренд. Американцы приводили интересную статистику: из ста открытых точек независимых предпринимателей 85 «загибаются» в первые пять лет. Во франчайзинге другая статистика: из ста открытых точек 90 работают! Потому что обкатанная и отработанная модель ведения бизнеса даёт рентабельность в два раза выше.
Когда мы только пришли на рынок, франчайзинг был представлен только крупными игроками. Сейчас уже довольно много не самых крупных региональных брендов, переняв удачные бизнес-модели, укрепляются в своем регионе и начинают расширяться в других. Таким образом, франчайзинговая модель даёт возможность выхода российских брендов и российских технологий на федеральный и даже международный уровень.
Мы отслеживаем постоянно появляющиеся новые концепции, и среди них есть немало интересных. Мне, например, показалось интересным направление, связанное с напитками, — оно представляется перспективным. В Таиланде, откуда РАФ вёл онлайн-репортаж, из 250 экспонентов 170 составляют чаи, соки, коктейли и прочие напитки.
В Америке, особенно в её южных штатах, популярность набирают традиционные мексиканские концепции.
Во всём мире неплохо развиваются китайские буфеты, представляющие собой скорее классический фри-фло: 15 сортов рыбы, 15 сортов мяса, 15 гарниров из различных овощей и прочее.
Неоднократное посещение азиатских стран показало нам закономерную тенденцию — высокий спрос на американский или европейский образы жизни. В Китае, Тайвани и других странах идёт американизация. Всё, что выглядит как американский и европейский фаст-фуд — бургеры, хот-доги, пицца, — идёт на ура.
Самые распространённые в нашей стране концепции тоже тяготеют к американской и европейской моделям. Однако сказываются национальные особенности и предпочтения. Так, к примеру, у нас не получают широкого распространения напитки типа смузи или муссов. А многих концепций просто нет на нашем рынке.
Однако сегодня о франчайзинге знает фактически любой житель страны. И, что немаловажно, за счёт стимулирования рынка нам удалось поднять региональные продажи и принести мировые стандарты в регионы.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...