Top.Mail.Ru

Михаил Гончаров: «Мы не имеем права подводить наших гостей!»

04 Февраля 2014
Михаил Гончаров: «Мы не имеем права подводить наших гостей!»

Традиционный формат фаст-фуда, характеризующийся быстрым приготовлением простого блюда из доступных недорогих продуктов, являющихся чаще всего полуфабрикатами, постепенно уходит в прошлое. Сегодня фактически каждая компания, когда-то начинавшая в этом формате, подыскивает для себя несколько иную нишу — более высокого уровня. Этот подход часто называют fast casual: блюда готовятся прямо в заведении, которое иногда может позволить себе даже индивидуальное обслуживание. Компания «Теремок» является одним из самых ярких примеров сети такого формата: все блюда здесь готовятся на месте, а основное блюдо — блины — индивидуально для каждого гостя сразу после заказа. Чтобы подчеркнуть индивидуальность и более высокий уровень каждой точки, осенью прошлого года компанией был разработан новый дизайн интерьера ресторанов. Мы представляем интервью с Михаилом Гончаровым — генеральным директором сети «Теремок» (Москва), который рассказывает об эволюции сети.

Сеть ресторанов «Теремок», включающая в себя более 170 ресторанов, активно развивается на столичном рынке в формате street retail: за 10 месяцев 2013 года компанией в столичном регионе было открыто 13 новых ресторанов и кафе. При выборе помещений компания отдает предпочтение площадкам от 60 до 140 кв. метров, расположенным на первой линии домов и в пешеходной доступности от метро, а также на территории крупных торговых и бизнес-центров. План развития компании на 2014 год предусматривает открытие 30 новых ресторанов в Москве и 20 — в других городах России (Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сургуте, Тюмени).

Сегмент fast casual: быстро, как в фаст-фуде, и вкусно, как в ресторане


— Михаил, сеть «Теремок», долгие годы считавшаяся неким русским фаст-фудом, сегодня достаточно кардинально меняется. Вы хотите вывести её из-под определения сети быстрого питания?

— Мы никогда и не рассматривали себя как фаст-фуд. Да и кардинальных изменений мы не делали никогда и не делаем. Наше развитие глубоко эволюционно и лишь раскрывает глубже нашу концепцию. С самого начала в бизнес-плане была сделана ставка на топовый уровень в нашем ценовом сегменте. Мы должны были быть лучшими по вкусу и по качеству. И мы никогда не изменяли себе! Мы варим настоящие супы, не используем заморозку и не печем блины впрок. И наши блюда разрабатывает талантливый повар домашней кухни!

— Конечно, предыдущий вопрос — несколько провокационного плана, поскольку направление быстрого питания сегодня вообще очень сильно меняется, и прежде всего в России: в заведениях фаст-фуда предлагается мраморная говядина (Carl’s Jr.), качество продукции и подача претендуют на более высокий уровень, чему доказательством — и ваша сеть. Современный гость требует от заведений общественного питания более качественного удовлетворения потребностей, ему недостаточно сегмента fast food, он требует fast casual?

— Вопрос не провокационный. И если говорить научным языком, то этот новый сегмент давно создан и успешно развивается в Америке: быстро, как в фаст-фуде, и вкусно, как в ресторане! А что первично — спрос потребителей или предложение от рестораторов, — мне неведомо. Мы лишь делаем дело так, как нам нравится. Если это нравится и гостю — мы довольны. Но мы не идём за потребителем.

Кардинальных различий между Москвой, Петербургом и другими регионами я не вижу


— Кого вы видите своим конкурентом на существующем рынке общественного питания? Всё же — «Макдоналдс» или, например, «Му-му»?

— Конкурентами мы видим абсолютно всех, у кого можно поесть со средним чеком от 150 до 500 рублей. Это может быть даже студенческая лавочка!

— Заведения сети «Теремок» открыты и в Москве, и в Петербурге, и в других регионах, и вы наверняка можете сравнивать развитие рынка в каждом из этих направлений...

— На мой взгляд, везде идёт количественное развитие и везде изредка появляются новые концепции. Каких-то кардинальных различий я не заметил. У нас совпадают даже доли продаж с точностью до цифры после запятой. О каких особенностях тут можно говорить?

— А как изменился буквально за одно прошедшее десятилетие на примере сети «Теремок» гость в России? И кто он такой вообще, этот самый современный гость?

— Наверное, главное — он стал больше зарабатывать. И гостей стало больше! Но, опять-таки, сказать, что гость кардинально изменился, я не могу. Все мы — люди одной страны и одной культуры. Если денег стало больше, значит, можно позволить себе более дорогие блюда.

— Насколько я понимаю, основное отличие гостей фастфуд-ресторанов (назовём их так) обусловлено сегодня не уровнем их доходов на каждом отдельно взятом рынке, а привычками потребления столичных и региональных жителей: одни уже достаточно привыкли к еде вне дома, другие и не особенно хотят привыкать. Вы видите это различие?

— Я не соглашусь. Если мы возьмем покупателей новых «мерседесов» по всей стране, то это одни и те же люди. И привычка у них простая: покупать лучшее, что есть. Поэтому и к нам ходят те, кому мы понятны и доступны. И эти люди одинаковы, где бы они ни жили.

Мы далеко уже не блинная


— «Теремок» — компания, изначально сделавшая ставку фактически на монопродукт — блины. Да, они могут быть поданы с разными начинками, да, кроме них в ресторане сети можно заказать кашу, пельмени и что-то ещё, но всё это не затмевает главного продукта. Рестораны «Теремок» в Петербурге сегодня начали открывать кондитерские отделы — по сути, кафетерии внутри заведения. Не есть ли это, на ваш взгляд, размывание концепции?

— Продажи таковы, что блины, конечно, — основное блюдо, но наши супы и каши мощно прогрессируют, и мы уже далеко не блинная. Мы предлагаем полноценный русский домашний стол. Что касается кондитерской, то все гораздо проще: это наш опыт, связанный с тем, что мы взяли несколько очень больших помещений. Развития этой концепции пока не планируется.

— Скажите, пожалуйста, несколько слов об инвестициях. Сколько стоит сегодня открыть такое заведение, как, например, новый ресторан сети «Теремок» рядом с метро Новослободская в Москве — с новым дизайном, долгосрочным договором аренды и прочими расходными статьями?

— Стоимость открытия нашего ресторана — от 6 до 10 млн. рублей в зависимости от площади помещения и арендной ставки.

— А какой обычно планируется срок выхода на самоокупаемость и срок окупаемости?

— Мы не прогнозируем сроки окупаемости: подобные данные всегда имеют большую погрешность.

— Насколько дешевле (или дороже) стоит открыть «Теремок» в других городах России — не в Москве и Санкт-Петербурге?

— Открытие стоит столько же. Просто одни статьи расходов чуть дороже, а другие — чуть дешевле. Иначе и быть не может.

— Михаил, «Теремок» уже более десяти лет на рынке. Проще или сложнее стало работать?

— Работать стало, конечно же, легче и интереснее. Мы сегодня можем брать неплохие помещения и радовать людей. Мы кормим 30 миллионов посетителей в год, и это очень мотивирует работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Мы не имеем права подводить наших покупателей!

Открывая рестораны «Теремок» в разных городах России, Михаил Гончаров не видит особого различия между столичным и региональным рынком. Доли продаж в каждом регионе, по его словам, совпадают вплоть до цифры после запятой, да и открытие новой точки стоит фактически одинаково. Однако расслабляться и «сбавлять обороты» ни в коем случае нельзя: успех может так же быстро уйти, как и пришёл, ведь конкурентом сети, как считает Михаил, является, по сути, каждая открытая точка — вплоть до студенческой лавочки.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

31 января 2024 г., Москва. «Теремок», лидер российского рынка fast casual, подвел итоги 2023 года. Оборот...

«Теремок», лидер российского рынка fast casual, начинает участие в национальном проекте «Производит...

Сеть ресторанов подвела итоги 2022 года. Оборот сети ресторанов «Теремок» за 2022 год составил 14,6 ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх