Top.Mail.Ru

Владислав Рогов: «Каждый из нас готов сварить кофе и обслужить любого гостя»

Владислав Рогов: «Каждый из нас готов сварить кофе и обслужить любого гостя»

На рынок Санкт-Петербурга вышла международная сеть кофеен Costa Coffee: 27 октября на Невском проспекте было открыто ее первое собственное заведение (уже работающие кофейни в \"Пулково\" - франчайзинговые детища сети). На открытие приехал Владислав Рогов, управляющий директор Costa Coffee в России, который в развитии кофейного сегмента на российском рынке видит большое будущее.

- Владислав, у Вас уже есть опыт руководства большими ресторанными проектами, Вы развивали, в том числе, сеть японских ресторанов \"Планета Суши\". Сейчас \"переброшены\" на кофейный рынок - ставить в России сеть кофеен Costa Coffee. Есть ли своя специфика в управлении ресторанными заведениями разных концепций или, по большому счету, разницы нет?

- С компанией \"Росинтер\" меня действительно многое связывает. Я работаю в ней уже более 16 лет и прошел вместе с ней различные концепции. В 1999 году мы открыли первую \"Планету Суши\", и несколько лет я работал с этим направлением, развивал его и в Москве, и в других городах России. Потом у меня был опыт работы по управлению московскими ресторанами компании, а теперь занимаюсь кофейнями Costa Coffee. Могу сказать, что глобальной разницы в управлении ресторанами разных концепций, наверное, все же нет - однако своя определенная специфика, несомненно, существует.

Для справки: сеть кофеен Costa Coffee - лидер на рынке Великобритании и вторая европейская сеть. Она насчитывает 1436 заведений, более 2/3 из которых находится в Великобритании, остальные располагаются в Ирландии, странах Восточной Европы, ОАЭ, Китае, Индии, Греции, Турции и России. Продвижением сети кофеен Costa Coffee в России занимается ООО \"Брава\" - совместное предприятие британской компании Whitbread PLC и
российского ОАО \"Росинтер Ресторантс Холдинг\". На сегодняшний день в России уже работают 17 кофеен (одна из которых - в Петербурге, остальные - в Москве), до конца года компания планирует открыть еще 5 точек в Москве, а в следующем году столько же - в Петербурге. В среднесрочной перспективе - открытие порядка двухсот кофеен в других крупных городах России.

 

Кризис на рынок кофеен повлиял положительно


- Вы начали изучать ситуацию на российском кофейном рынке еще в 2007 году, то есть до начала экономического спада. Что с ним происходит сейчас, когда кризис в самом разгаре? Такое ощущение, что как раз этот рынок не только не пострадал, но даже сделал качественный рывок вперед...

- Да, Вы правы. Это не ощущение - это реальность. Сейчас все несколько стабилизировалось, а в начале 2009 года, когда вся ресторанная индустрия теряла клиентов - посещение ресторанов сегмента fine dining (заведений премиального класса) упало на 30-50%, - в это время все сети QSR (быстрого питания) показывали стабильный прирост. Они не потеряли своих гостей, а только приобрели новых. И кофейни в этом отношении стоят сразу же после заведений QSR и тоже показывают достаточно хороший рост. Для этого существуют вполне объективные причины. Мы уже привыкли встречаться с друзьями, обедать, да и ужинать вне дома, и кофейни дают такую возможность: большинство из них предлагают своим гостям уютную атмосферу, благоприятную для встреч, и вполне демократичные ценовые предложения. Кроме того, и это немаловажно, появились места, где есть хороший кофе.

- Однако именно здесь конкуренция между кофейными заведениями достаточно велика: Петербург всегда считался кофейной столицей России, его жители уже приучены пить хороший кофе, их не удивишь просто открытием новой кофейни...

Оценка рынка

В настоящее время на петербургском рынке работает более 250 кофеен, причем около сотни из них - в Центральном районе. В количественном отношении отдельные кофейни занимают около 30% рынка, 70% отданы сетевикам. Абсолютным лидером рынка является сеть \"Кофе Хауз\", расширившаяся в этом году до 52 точек. Следующий крупный игрок - \"Шоколадница\", у которой открыто 24 заведения. Более 10 кофеен в сетях \"Идеальная чашка\", \"Чайникофф\" и стремительно ворвавшемся на рынок \"Mikc\"е. Остальные сети имеют от двух до восьми заведений.


- Я бы оценил конкуренцию как относительно большую. Потому что если сравнивать конкуренцию между заведениями за рубежом - в Италии, например, или Америке - и российскими, то мы увидим, что насыщенность кофейнями здесь вовсе не так значительна, как в том же Риме, Лондоне или Нью-Йорке. Безусловно, есть местные игроки, которые начали развивать это направление годы назад и пока занимают лидирующие позиции, но уже появляются международные сети с хорошим предложением. Costa Coffee, например, не просто кофейня - это так называемый кофе-shop, где все крутится именно вокруг кофе, потому что, по нашим наблюдениям, многие кофейни и в Петербурге, и в Москве просто-напросто превратились в обычные кафе с супами, салатами, шашлыками и прочим.

- Однако и в Costa Coffee предлагается, например, пиво...

- Всего лишь как дополнительный продукт. Но оно не входит в основное меню. Наш основной напиток - кофе.

\"Продуктовый набор\" в кофейнях

Специфика российского рынка такова, что хотя основой линейки предложений кофеен остаются, конечно, кофе и кофейные напитки, меню дополняется достаточно широким ассортиментом. Помимо логично вписывающихся в формат кондитерских изделий, десертов и мороженого, все крупные петербургские кофейные сети предлагают супы и сэндвичи, а часто еще и салаты и даже горячие закуски (например, \"Шоколадница\"). Кроме того, помимо кофе и безалкогольных напитков, в последние годы в сетевых кофейнях появились пиво и алкоголь - вино, ликеры, мартини, текила, ром и даже виски и водка. И если алкогольное предложение рассчитано на вечернего гостя, то \"продуктовые наборы\" - большей частью на дневного: кофейни, таким образом, заместили собой - и, скорее всего, надолго - очень перспективный в России формат дневных кафе.


- И все же кофе по-прежнему является основным напитком и в заведениях лидера рынка - сети кофеен \"Кофе Хауз\", и в кофейнях сугубо петербургской сети, особо любимой жителями нашего города, - \"Идеальная чашка\". На что делаете ставку Вы? В чем может быть принципиальное отличие сети Costa Coffee от остальных кофеен?

- Мы предлагаем хороший качественный кофе и рассчитываем на то, что наша аудитория, наши люди смогут это оценить и нам не придется наполнять средний чек алкоголем, супами, горячими блюдами и прочим.
 

У Costa Coffee свои \"изюминки\"


- Владислав, в чем тогда принцип подхода к кофе компании Costa Coffee?

- Прежде всего, мы отслеживаем качество продукта по всей цепочке его изготовления - с момента селекции и отбора зерен и до подачи кофе гостю. Кроме того, мы сами обжариваем кофейные зерна, причем процесс обжарки отличается от среднестатистических на 7-8-минут: у нас он более длителен - 22 минуты. Это так называемая технология медленной обжарки при более низкой температуре, что, несомненно, удорожает процесс, но позволяет проявить в кофейном зерне его наиболее яркие вкусовые качества. Зерна кофе обжариваются в едином центре обжарки, который находится в Лондоне, и только после очередной проверки их качества поступают во все 25 стран мира, где открыты наши кофейни. Словом, весь бизнес-цикл приготовления кофе находится под нашим непрерывным контролем.

- Каков срок поставки готового зерна из Лондона, предположим, в петербургскую кофейню?

- Если мы говорим о транспортном пути, то он занимает 20-30 дней. Мы поставляем кофе в Россию 4 раза в год.

- А не меняет он за это время свой вкус?

- За сроками хранения и использования кофе мы очень строго следим. Перевозится он в специальных пакетах с клапанами, и после того как такой пакет открывается - а происходит это только в кофейне, - он хранится не более 24 часов. В процессе работы мы как минимум три раза в день контролируем помол кофе, его пролив через кофе-машину, много внимания уделяем качеству воды - системе фильтрации, потому что вкус конечного продукта от этого зависит в немалой степени.

- В Москве контролировать продукт, несомненно, гораздо проще, чем за ее пределами. Каким образом предполагаете производить контроль качества в Петербурге и регионах?

- В этом отношении у нас все продуманно и просчитано. Прежде всего, мы в обязательном порядке проводим обучение персонала - первичное и последующее. Кроме того, проводим регулярный аудит как своих, так и лицензионных кофеен. Но где бы мы ни открылись, директор кофейни заинтересован в том, чтобы гости приходили, поэтому соблюдение наших правил и стандартов становится для него самого крайне важным. И хотя самое длительное обучение проходят именно те сотрудники, которые работают непосредственно с гостями, игроками у нас являются все: и директор, и менеджер, и супервайзер - все стоят за стойкой и работают за кофе-машиной, дабы не терять навыки. Каждый из нас готов сварить кофе и обслужить любого гостя.

- Бариста кофеен Costa Coffee работают на автоматических кофе-машинах?

- Нет, у нас ручной процесс приготовления напитков, и бариста на профессиональных рожковых кофе-машинах работают только вручную! 70% успеха кофейни зависит именно от его мастерства. Поэтому мы тщательно отбираем будущих сотрудников, чтобы потом обучить их мастерству приготовления кофе.

- Насколько серьезнее подготовка бариста такого уровня подготовки бариста, умеющего работать лишь на автоматических кофе-машинах?

- Подготовка к ручному приготовлению кофе, несомненно, занимает больше времени, так как необходимо отработать профессиональные навыки приготовления кофе, которые включают в себя ряд обязательных элементов и, разумеется, требуют от будущего бариста большей отдачи. Кроме того, в обучение входит не только непосредственно работа с напитком, но и тренинги общения с клиентом, и обязательные тренинги на знание ассортимента: помимо состава и калорийности всех блюд, бариста должен понимать, с каким напитком и почему лучше всего сочетается каждое из них, а также как оно подается. Проводятся и специальные тренинги - например, инструктаж по проведению дегустаций, специальные тренинги в рамках продвижения сезонных напитков и прочее.

- У вас есть какие-то особые требования к кандидатам?

- Они должны любить кофе и... свою работу!

Мы желаем удачи новому игроку рынка, но надо отметить, что придется ему довольно нелегко: Петербург - сложный город и, как считают фактически все участники рынка, приход нового игрока вряд ли кардинально повлияет на уже сложившиеся предпочтения петербуржцев, привыкших к \"своим\" кофейням.

\"Кофе Хауз\" в этом отношении берет своей массовостью. \"Идеальная Чашка\" - стандартом обслуживания bar service - \"у барной стойки\": когда гости, заходя в заведение, сами делают заказ у стойки, получают его и идут к столикам. Впрочем, Costa Coffee тоже работает в таком формате. \"Шоколадница\" славится своими десертами и... супами: как бы там ни было, российский гость очень часто приходит в кофейню именно для того, чтобы поесть.

Что же касается обжарки, то обжарочное производство \"Идеальной Чашки\" располагается в Петербурге, \"Кофе Хауз\" - в Москве, и каждая кофейня этих сетей также регулярно получает свежий кофе.

И все же перспектива у Costa Coffee в Петербурге есть. Хотя каждая из сетей ощущает присутствие коллег, по статистике, на 100 тысяч жителей у нас пока приходится не более двух кофеен. Для сравнения: в Нью-Йорке этот показатель равен 27, а в Милане - 135. Другое дело - за границей большую долю рынка занимают отдельные кофейни или сети с очень маленьким количеством точек. У нас, несмотря на то, что рентабельность чашки кофе, проданной в кофейне, является крайне высокой - до 600%, окупаемость заведения небыстрая: главной статьей расхода является аренда помещения. Кроме того, иностранные заведения крепко стоят на ногах за счет продажи кофе \"на вынос\". У нас эта услуга уже введена, но популярностью пока не пользуется: в кофейню приходят прежде всего для того, чтобы \"посидеть\".

Одиночным кафешкам выжить сегодня не просто сложно - скорее, невозможно. Еще до всеобщего экономического спада, по оценкам специалистов, закрылось не менее 60% таких одиночных кофеен, возникших на гребне ажиотажа вокруг ослепительных 600% теоретической прибыли. Сегодня отдельные кофейни сохранились, скорее, как побочный вид бизнеса, открытый когда-то \"для души\" или для второй половины. Что говорить, даже сети начинают диверсифицировать бизнес - перестают специализироваться только на кофейнях. Холдинг \"Кофе Хауз\", кроме сети кофеен, сегодня активно \"раскручивает\" сеть ресторанов японской кухни \"Азия-кафе\", \"Шоколадница\" открывает рестораны той же самой японской кухни \"Ваби Саби\"...

Кофейный бизнес по-прежнему выгоден, но, и в этом мнении сходятся все специалисты, это касается лишь сетевых проектов. Поэтому Costa Coffee имеет все шансы закрепиться на нашем рынке. В целом, скорость окупаемости открывающейся кофейни может варьироваться от 2 до 5 лет в зависимости от месторасположения, арендных ставок, количества заведений в сети и прочего.

- Мы планируем возврат инвестиций в течение 3 - 3,5 лет, - говорит Владислав Рогов.

При этом фактор, кажущийся на первый взгляд недостатком, - рядом с первой кофейней Costa Coffee располагается \"Шоколадница\", - в данном случае превращается в достоинство: каждый эксперт рынка знает о том, что открывать заведения нужно именно рядом с потенциальными конкурентами, поскольку это место уже знают (и сюда идут!) и потенциальные гости.
Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх