Формат демократичных пиццерий оказался для России очень перспективным — и сейчас, когда, кажется, рынок вполне насыщен и их достаточно много, пиццерии открываются и по-прежнему имеют успех. Одной из самых первых пиццерий в России — «Патио Пицца», которая несколько лет назад провела ребрендинг, став семейными итальянскими заведениями «IL Патио», — в этом году исполнилось 20 лет! О ее успехе, гостях и конкуренции мы решили поговорить с Валерией Силиной, вице-президентом по маркетингу и связям с общественностью ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг». Основным фокусом в работе Валерии является сегодня развитие стратегических коммуникаций брендов компании.
— Валерия, как вы считаете, в чем секрет успеха этого формата?
— В 1993 году, когда компания «Росинтер» открыла свой первый сетевой ресторан в сегменте демократичных ресторанов «Патио Пицца», на тот момент действительно работавший в формате итальянской пиццерии, он мгновенно завоевал огромную популярность. Уже через три года «Патио Пицца» появилась в Сибирском регионе. В этом формате мы впервые предложили на российском рынке настоящую итальянскую пиццу из дровяной печи — могло ли это не стать интересным для гостей (улыбается)? С развитием рынка пиццерий появлялось все больше, и «Патио Пиццу» довольно часто копировали, стараясь повторить ее успех. В 2004 году компания «Росинтер» приняла решение о ребрендинге сети, который провела почти за сутки.
— Тяжелые это, вероятно, были сутки...
— Ночью многие вывески ресторанов были заменены на новые с названием «IL Патио», а днем на глазах удивленных гостей официанты сменили униформу, сервировку столов и меню! Так «Росинтер» создал новую нишу —
сегмент семейных итальянских ресторанов. Это было сделано по нескольким причинам, в числе их — отстройка от единичных и новых сетевых пиццерий и изменение предпочтений гостей, которые к этому времени хотели видеть в меню не только пиццу и пасту, но и различные закуски, салаты, блюда из морепродуктов, гриль и так далее. Сегодня «IL Патио» — огромная семья итальянских ресторанов в России с почти стопроцентной узнаваемостью бренда.
— У которой нет конкурентов?
— Что касается конкуренции, то сегмент демократичных ресторанов остается одним из самых насыщенных, а итальянская кухня и пицца в частности — одним из любимых блюд у россиян. Сегодня на рынке достаточно большое предложение американской пиццы, особенно в доставке, но настоящую итальянскую готовят немногие.
— И все же, Валерия, с чем вы связываете популярность такого формата у россиян?
— Итальянская кухня вкусная, ароматная, аппетитная и, по большому счету, простая для понимания. Хотя, опять же, вкусы гостей и понимание итальянской кухни сильно изменились с 90-х. Например, некоторые первые гости «Патио Пиццы» просили доварить макароны и не понимали значение слова «аль денте», а большинство не называли блюда, а просто указывали на них в меню, так как артишоки, прошутто, лингвини, карпаччо, руккола и прочие привычные сегодня для нас слова были не всем понятны. Сегодня нам доступно огромное количество продуктов и деликатесов, люди много путешествуют и приобретают новый гастрономический опыт, поэтому для ресторанов особенно важным становится не только изобретение новинок, но в первую очередь стабильное качество блюд и хорошее соотношение цена/качество.
— Меню «IL Патио» достаточно демократичное. Каким образом достигается его демократизация? Понятно, что качественный продукт не может стоить дешево...
— Для нас действительно важно держать хорошее соотношение цены и качества. У нас до сих пор вспоминают, как 20 лет назад, в день открытия первого ресторана «IL Патио» (тогда еще «Патио Пицца»), Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко — основатель и главный идеолог компании — пришел поддержать ребят перед открытием. Все обступили его, слушая слова напутствия, и вдруг кто-то спросил: «А не слишком ли мы дешево продаем такие прекрасные блюда?» Ростислав сначала рассмеялся, а потом очень серьезно сказал: «Вы должны понять, что мы пришли не для того, чтобы, как в России сегодня говорят, «сделать быстрые деньги». Мы пришли надолго, и наша задача — открывать рестораны не для избранных, а для миллионов самых обычных людей, которые хотят отдохнуть с семьей и друзьями в хорошем ресторане и получить за свои заработанные деньги отличную еду и превосходный сервис». Конечно, держать очень низкие цены при росте цен на аренду, зарплаты и продукты сегодня непросто, при том что «Росинтер» является открытой, прозрачной структурой и одним из крупнейших налогоплательщиков в своем сегменте. Тем не менее, за счет кропотливой работы с поставщиками, за счет меню-инжиниринга и работы в области увеличения эффективности труда мы стремимся предоставлять нашим гостям отличное качество блюд по доступным ценам.
—Используются ли на кухнях ресторанов сети итальянские продукты и какие из них заменяются российскими? Какие из блюд в «IL Патио» остаются несомненно аутентичными — итальянскими традиционными, а какие адаптированы для российского потребителя?
— Пицца и паста — это основные блюда итальянской кухни, которые мы готовим по аутентичным рецептам. Сегодня на российском рынке можно найти отличные по вкусовым и другим качествам аналоги продуктов и овощей, которые мы ранее закупали за границей, но их пока немного. Доля импортных продуктов в наших закупках превалирует. Например, наша пицца готовится из настоящей итальянской муки, соус к ней — из итальянских томатов определенного сорта, сыры, оливковое масло, рис и многое другое также итальянского происхождения. Для нас очень важно, чтобы для гостей вкус Италии ассоциировался со вкусом «IL Патио», и мы стремимся сохранить аутентичность итальянской кухни, тем более что Италия славится огромным разнообразием блюд на любой вкус.
— А насколько вообще важна адаптация блюд и меню?
— Вкусовые предпочтения, безусловно, различаются в разных странах, но в современном мире границы стираются — как географические, так и кулинарные. Раньше мы старались адаптировать ту же пиццу, например, под вкусы российского потребителя, ведь у нас привыкли, чтобы начинки было побольше и пицца напоминала эдакий пирог. А для итальянца важно превосходное качество муки, оливкового масла, сыра, идеальное сочетание небольшого количества ингредиентов в начинке, а также тонкое тесто и правильно запеченная хрустящая корочка по краям пиццы. Нам кажется важным, чтобы итальянский ресторан готовил итальянские блюда.
— Как различаются (и различаются ли) меню в ресторанах Москвы, Петербурга
и регионах?
— Основное меню «IL Патио» одинаково для всех регионов, отличия могут касаться цен, сезонных обновлений и промопредложений, а также количества позиций.
— А как вообще различаются эти рынки? В отличие от кофеен, пиццерии удивительно прижились даже в российских регионах и, возможно, больший простор для бизнеса открывается сегодня именно там.
— Итальянская кухня в регионах востребована, и больших федеральных игроков в этом сегменте там пока немного. Сегодня «Росинтер» имеет самое широкое географическое присутствие в своем сегменте. Тем не менее, местные игроки развиваются достаточно бурно и показывают хорошие результаты и интересные концепции как в виде отдельных ресторанов, так и в виде небольших сетей. Для нас интересно продолжать развитие как на существующих территориях, так и в новых городах по системе франчайзинга. «IL Патио» признан «золотым брендом» в области франшиз и востребован среди предпринимателей, которые стремятся создать бизнес по проверенной успешной модели.
— Не могу не спросить об экономической составляющей. Валерия, каков сегодня объем вложений в одну точку в Москве, Петербурге и каком-либо региональном городе и каков срок ее окупаемости?
— Для открытия одного типового по размерам ресторана вам понадобится от 600 до 800 тысяч долларов, при этом окупаемость составляет около 36 месяцев. Впрочем, объем вложений и срок окупаемости отличаются в зависимости от региона. Во многом на эти показатели влияет размер арендной ставки, который, как известно, достаточно высок в крупных городах. Показатели экономической эффективности ресторанов «Росинтера» поддерживаются на достаточно высоком уровне, и вложения окупаются за оптимальный срок работы ресторана.
— Валерия, при всей видимой успешности «IL Патио», в чем, на ваш взгляд, сложности данного формата?
— Ресторанный рынок делится на несколько сегментов. Это уличные точки, предприятия быстрого обслуживания, кофейни, демократичные рестораны, элитные рестораны, и у каждого формата есть свои преимущества и сложности. Ресторанный бизнес — это рeople2рeople, и здесь наиважнейшей задачей является правильный подбор, обучение и удержание персонала, а также создание ориентированной на гостя культуры и сервиса на всех уровнях компании. Но для всего рынка наиважнейшим ресурсом и приоритетом являются люди.
— Как бы вы выразили формулу успеха «IL Патио»? В чем она заключается?
— Способность меняться, отличная команда, накопленный опыт и открытость новым знаниям; стремление предвосхищать ожидания гостей и быть лидером. В сущности, наша формула очень проста: в семье «IL Патио» для вас готовят от всего сердца вот уже 20 лет!
Мы представляли Валерию Силину, одного из топ-менеджеров холдинга «Росинтер Ресторантс», в журнале «...
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...