Top.Mail.Ru

Сергей Миронов: «Ресторанный бизнес должен быть «белым»

09 Марта 2021
Сергей Миронов: «Ресторанный бизнес должен быть «белым»

Сергей Миронов – вице-президент ФРиО, президент Союза управляющих ресторанами, основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба», омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы, на конференции ФРиО «Закон и Порядок», посвященной, в том числе, законодательным вопросам деятельности ресторанов, рассказал о практике отстаивания интересов сферы гостеприимства во взаимоотношениях с властью, о нынешней ситуации на рынке, а также поделился принципами, по которым выстраивает собственный бизнес.

Законодательство

Сейчас далеко не все зависит от предпринимателей, и позиция государства и власти – ключевой момент успеха любого бизнеса.

Мы все понимаем, что никогда законодательство не подстраивалось под ресторанный бизнес, а всегда было наоборот. Поэтому, куда ни копни, мы все время что-то нарушаем.

Человек открыл ресторан, и с первого дня он преступник.

Например, предприниматель открывает заведение в торговом центре, но юридический адрес ему не дают. Значит, он должен этот юридический адрес где-то купить. То есть ты еще работать не начал, а уже купил юридический адрес, и тебя можно наказать.  

К сожалению, все это тянется от начала и до конца.

Законодательная система выстроена таким образом, что интересы отрасли не учитываются вообще. Поэтому мы все – нарушители.

Как к омбудсмену, ко мне часто обращаются с просьбой помочь в разрешении какого-либо недопонимания между предпринимателем и нашим правительством. Я обычно иду, объясняю, договариваюсь, но это невозможно делать вот так, в единичном порядке.

Поэтому я поставил для себя задачу изменить законодательство. Сделать его более комфортным для нас. Задача амбициозная, но потихонечку все получается.

Диалог с властью

Сначала меня плохо воспринимали. Я начал ходить везде, по всем министрам, пробиваться через знакомых, через комиссии. Везде меня не любили, потому что я сразу критикую те предложения, которые считаю вредными для бизнеса. Постепенно от ругани в соцсетях мы перешли к диалогу.

Должен сказать, что я уже одержал несколько убедительных побед.

В момент пандемии ресторанную отрасль признали пострадавшей, и все владельцы должны были получить субсидии. Однако, исходя из федерального закона, 78 статьи БК, все предприятия, которые реализуют подакцизный товар, субсидии получать не могут. То есть, та часть ресторанного бизнеса, которая торгует алкоголем, пролетаем мимо всякой помощи.

Я инициировал обсуждение этого вопроса в Минэкономразвития, в итоге мы направили это на рассмотрение в Госдуму, и там закон пересмотрели.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы изменить критерии МСП для ресторанного бизнеса. Это очень важно в рамках «дробления», о котором все говорят. Рано или поздно, всех все равно склеят. Вопрос времени. Остальные отрасли давно склеили.

Я хочу изменить критерии, чтобы рестораны могли иметь 1500-1700 человек. Я думаю, что это удастся.

Очень бился за увеличение лимита для упрощенной системы налогообложения, чтобы можно было включать несколько ресторанов. Не получается.

Зато я очень близко подошел к отмене НДС для ресторанного бизнеса.

Когда я 2 года назад начал этим заниматься, все крутили пальцем у виска.

Дело в том, что при существующей системе общего налогообложения, ресторан гарантированно минусовой.

Соответственно, проводилась работа со всеми органами. Я доказывал в ФНС, в Минфине, в Минэкономразвития, что стандартный ресторан, если он работает в общей системе налогообложения – уходит в минус на 15%

Удалось добиться того, что Москва с этим согласилась. Собянин заявил, что поддерживает инициативу сделать НДС 10% либо же его отменить. Я выдержал не один бой, но Москва полностью меня поддерживает в этом вопросе.

Что нам даст отмена НДС для ресторанной отрасли? Возможность работать «в белую».

При таком раскладе, большой ресторан или несколько ресторанов спокойно переходят на общую систему налогообложения, перестают играть во все эти франшизы, отдельные юридические лица... Весь бизнес объединяется в одну сеть и спокойно работает. Отсутствие НДС – для нас все.

Сейчас мы все ходим под статьей, по совершенно разному поводу. Самая главная задача – чтобы этого не было. Мы ведь пришли делать честный бизнес, развиваться… Ресторанный бизнес должен быть «белым».

27 декабря 2020 года были приняты новые правила работы с ЕГАИС, то есть, когда приходит алкоголь, его нужно завести день в день. Если нарушил, 250 тыс. рублей штраф за каждую накладную.

Приняли, но никому ничего не сказали. В середине февраля кто-то начал это случайно обнаруживать. Большинство так и не обнаружили.

Вот я ресторатор. Объясните, пожалуйста, как мне быть? Приходит поставка в 8 вечера 27 декабря. Я должен держать специального человека, который мне ее оформит? А впереди праздники и выходные. Мне отвечают: «Мы же пока не штрафуем». Ну, так сегодня не штрафуете, а завтра ресторан отберете.

Я стараюсь добиться того, чтобы во время принятия каких-либо законов, которые касаются ресторанного бизнеса, наши представители принимали участие в обсуждении. Чтобы сразу на месте с этим разбираться.

В конце концов, все удается доносить, удается объяснять, но это очень трудоемкий процесс.

И во всех этих вопросах нужно полная поддержка сообщества. Когда сам ходишь и бьешься, всегда задают вопросы: «А кто за вами стоит?», «Федерация?», «Союз управляющих?», «А вас много?», «Сколько?», «А вот остальные говорят, что им это не надо, что им легче откаты платить…»

Но рано длить всех на «белых» и «черных». Нужно понять правильно этот момент. Люди изначально вынуждены нечестно работать. Начинать нужно с нормальной среды бизнеса.

О чем можно говорить, если между упрощенной системой налогообложения и общей – дикая разница в нагрузке. Если ты сидишь на упрощенке: + 10 %, перешел на общую: - 15%.  

Принципы бизнеса

Я начинал снизу, и считаю, что тот, кто знает бизнес изнутри, у тех больше понимания и, в первую очередь, человеческого отношения. Когда ты знаешь те сложности, те проблемы, которые переживает официант, бармен, повар, тебе легче с ними работать.

Я часто вижу, когда менеджер или директор откровенно жестят с персоналом, но ведь этот менеджер сам такой же работник. И я тоже работник, когда управляю ресторанами. Надо сохранять человечески отношения во всем. Мой подход к бизнесу – четко прописные правила и никакой жести, никакого крика или мата.

Ситуация на рынке

Если мы берем Москву, то огромное количество иностранцев уехало. Их некем заменить. Москва фиксирует потери в 60% ресторанных работников.

В целом, сегодня рестораны начали отходить от пандемии, выручки нормальные. Я думаю, март будет хороший. Многие вернулись к своим старым показателям. Кто-то даже превысил.

Но сотрудников реально не хватает. Рестораны восстанавливаются, а проблема будет только обостряться.

Новые проекты

Помещений много для новых проектов. Вопрос только в инвесторах. Та ситуация, когда рестораны не совсем правильно работают и не совсем правильно платят налоги, тормозит инвесторов. Они не хотят вкладываться в сомнительные проекты. Ресторанный бизнес, сам по себе – сомнительный проект. Поэтому нам и необходимо изменить систему налогообложения, чтобы он был привлекательным для инвестиций.

Подготовила Елизавета Грибова по материалам практической конференции Федерации Рестораторов и Отельеров России «Закон и Порядок».

Подписывайтесь на «Ресторановед» и следите за новостями в социальных сетях!

Instagram: https://www.instagram.com/restoranoved/

Facebook: https://www.facebook.com/restoranoved/

VK: https://vk.com/restoranoved

Telegram: t.me/restoranoved

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Новый закон против терроризма грозит рестораторам семилетними сроками

Владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса &laqu...

Рестораны вынуждены повышать цены и в очередной раз искать варианты импортозамещения продуктов

Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Профильный специалист/руководитель
Шеф-повар Futurist, Inner, Itameshi
предприниматель, ресторатор и сооснователь барной экосистемы «#СледуйЗаКроликами»., сооснователь и совладелец заведений El Copitas Bar, Tagliatella
Основатель, владелец ресторанной группы Dreamteam (Smoke BBQ и «Траппист» в Москве и Петербурге, Self Edge Japanese, Blackchops)  
Бар-менеджер ресторана Niki и кофейни Eleven
Бар-менеджер новоорлеанского бара Nola Jazz Bar
Шеф-повар, бренд-амбассадор STANFOOD
Вверх