Top.Mail.Ru

Андрей Лушников: «Все ошибаются — и в этом нет ничего страшного»

10 Марта 2017
Андрей Лушников: «Все ошибаются — и в этом нет ничего страшного»

Председатель совета директоров Группы компаний «БестЪ» рассказал о том, чем отличается девелопер от ресторатора, как получилось приобрести «пустой» объект и превратить его в успешный ресторан, о выборе концепции, тенденции места в современном ресторанном бизнесе, персонале и финансовых процессах.

Рестораторы и девелоперы

В ресторанном бизнесе две категории людей: рестораторы и девелоперы. Если есть желание сделать ресторан, то происходит поиск места его расположения, продумывается кухня и другие важные аспекты ресторана — это путь ресторатора. Девелопер отталкивается от чего-то конкретного — зачастую, от помещения. Ему все равно, что строить, главное придерживаться определенных принципов. Я не считаю себя ресторатором, моя задача собрать команду, обеспечить финансирование и возврат инвестиций. Конечно, приходится вникать во все моменты ресторанного бизнеса. Тем не менее, я свой бизнес, как девелопера, очень люблю.

Станислав Ступников, руководитель правления в группе компаний «БестЪ»:
— Для девелоперов самое важное - это локация, для рестораторов, как мы видим, качественный формат, идея. Договор аренды лучше всего начинать с юриста, имеющего большой опыт в недвижимости.

Об объекте, торгах и реализации идеи

Мне так попался объект, где сейчас располагается ресторан «Ферма Бенуа»: мы много участвовали в торгах и объект абсолютно не продавался. Мы долго решали, покупать или нет, но все-таки решились. Во многом помогло то, что у нас хорошая команда профессионалов, строителей, в том числе. Происходит так, что отыскиваются знакомые в разных отраслях. Так, нам на встречу пошел ГУП «Водоканал» — изначально у нас была просто груда кирпичей и полное отсутствие коммуникаций. Наняли правильных архитекторов, рисовали чертежи. Наш конкретный проект — это не только ресторан, он состоит из детского проекта, мультфильмов и игр. Ставка сделана на детей, будет школа. Все, что здесь есть, это работа большого количества людей.

Дополнительная реальность - еще одна «фишка» проекта, детские книжки, азбука, сувенирная продукция. Скорее, это сделано не для ресторана (его называем дополнительной историей), а для школы и развития детей. Apple, LEGO — мы стремимся стать партнерами таких компаний, и это очень не просто. Выпускаемая нами продукция является поддержкой школьного проекта. Планируем в дальнейшем проводить детские квесты. Квесты, школа, ресторан — все это части одного проекта.

Что касается ресторана, изначально у нас взята за основу концепция молочной фермы. Сложность заключалась в том, чтобы пригласить сюда Арама Мнацаканова. Мне необходимо было подтверждение того, что идея получится.

Реализация проекта была многошаговой. С первым архитектором нам пришлось распрощаться, пригласили второго, и, собственно, рады, как все получилось так, как оно есть сейчас. Санкции, скачки валюты — все это мы не обошли стороной.

«Скользкие места» проекта

Мы рисковали в плане коммуникаций, но у нас была уверенность, что все это можно решить. Это дело было рискованным. Любой ресторанный проект должен начинаться с договора аренда.

В ресторанной недвижимости самое главное — это фундамент. Правильный договор и основные коммуникации, правильный баланс законодательства — учитываются в первую очередь. Самый худший вариант — это полагаться «на договориться» с пожарниками, соседями, полицейскими и пр. Даже я, будучи в этом бизнесе 20 лет, не пустился бы вплавь без этих людей, проверенных временем. Даже если это у вас семейный бизнес, все равно надо делать договор.

Выбор концепций

Для нас концепция была очевидной. Мы нашли архитектора, который работает в такой области (они бывают разные). На каждую концепцию нужен свой архитектор. Очень важно подбирать его под место — человека, у которого есть чувство пространство. Проверка бизнес-этапов должна проводиться у лучших людей.

"Не стоит экономить на консультантах!"

Ресторан — это бизнес-процесс, и если хотеть на нем зарабатывать, то все технологические цепочки должны быть основательно продуманы. С профессиональной точки зрения все люди должны быть с большим опытом работы. Не стоит экономить на консультантах в бизнесе, так как экономия на них может привести бизнес в никуда. Мы сами являемся консультантами по многим вопросам в сфере недвижимости, управлении, и поверьте, что мы просто смеемся, когда люди экономят какие-то крохи в самом начале пути, не подозревая, что данная экономия обойдется потом для них во много раз дороже.

Тенденция места

Последняя тенденция — ресторан не зависит сейчас от места. Ресторану даже лучше, если он будет в спокойном месте, все равно гости придут, так поступают в особенности Москве. Большая проходимость вызывает свои проблемы — отсутствие места для парковки. Борьба за гостя везде идет колоссальная. Все хотят, чтобы клиент ушел счастливый. Современные рестораторы не стремятся, в моем понимании, к проходным местам. Что касается ошибок - все ошибаются. К примеру, всем известный петербургский ресторан «Терраса». Проектом этим занимались мы на уровне девелопера. Мы же являемся консультантами по управлению, долгое время управляли этим зданием. В одно время появилась революционная идея — открыть ресторан на верхнем этаже. Бондарчук и Новиков, работающие тогда вместе, сказали — «там ресторана не будет никогда». Это сказал лично Аркадий Новиков. Сейчас же никто не может сказать, что ресторан «Терраса» не успешный. Все ошибаются, повторюсь, и в этом нет ничего страшного. Не сделать дел, считаю более серьезная ошибка.

О концепции и персонале

Мы правда стараемся сделать хорошо в нашем ресторане. Мне очень близка концепция Арама Мнацаканова, направленная на гостеприимство. Не полагаться на какие-то высшие или низшие слои, работать с тем классом, который близок, по сути — делать для таких же людей, как мы. И люди, которые там работают, такие же, как мы. У нас нет превосходства перед теми людьми, которые работают с клиентами или на кухне. Мы с ними равны. Я даже считаю, что мои официанты — более профессиональные ребята, чем я, у них есть свои хитрости, они учились своему делу, они профессионалы. У меня слаженный коллектив, который дружит. Опять же — это концепция Арама Михайловича, которая мне близка

Менять концепцию, производить реконцепцию, считаю, возможно, если есть команда.

Финансовые процессы

Проверить временем проект — важно. Немаловажно и заручиться правильными партнерами — банками, к примеру, без них невозможно работать. Мы делаем и возвращаем инвестиции. Если ты не можешь убедить банкира в том, что у тебя хороший проект, то и дело начинать не стоит. Банкиров тоже слушать надо. Деньги — двигатель всего. У банкира (у папы, друга и пр.) они берутся, потом отдаются. Задержки предусматриваются — это нормальная ситуация. Мы не инвесторы, нам также требуются инвестиции.

Перед официальным открытием «Фермы Бенуа» две недели мы кормили людей вовсе бесплатно, потом с большой скидкой 50%. В день открытия у нас не хватило персонала — 25 официантов.

Открывать заведения для таких, как ты — намного проще, чем открывать ресторан для незнакомой тебе категории людей.

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх