Кадровый голод: вечная проблема ресторанного бизнеса и сферы гостеприимства

05 Сентября 2022

У нас есть решение: online-сервис PushQa!

Кадровый голод: вечная проблема ресторанного  бизнеса и сферы  гостеприимства
Ирина Благовещенская Основательница консалтинговой компании Escape Consult Group, Советник президента Федерации Рестораторов и Отельеров России

Одна из главных болевых точек ресторанного бизнеса и сферы гостеприимства в целом — проблема кадров. Причем, сложности с персоналом возникают практически у всех ресторанов и отелей вне зависимости от формата, ценовой категории заведения, звездности гостиницы и географии бизнеса. С одной стороны, есть известные всем интернет-ресурсы по поиску персонала, на рынке немало специализированных кадровых агентств, но проблема остается.

О том, можно ли изменить ситуацию на рынке труда и как утолить кадровый голод, мы поговорили с Ириной Благовещенской, основательницей консалтинговой компании Escape Consult Group и советником президента Федерации Рестораторов и Отельеров России. 

Ирина, как Вы считаете, почему проблему кадров в сфере гостеприимства не удается решить на протяжении уже многих десятилетий?

– Кадровый голод − одна из постоянных проблем сферы гостеприимства и дело здесь не столько в отсутствии кадров как таковых, сколько в отсутствии квалифицированных работников и возможности оперативно закрыть потребность в персонале в пиковые часы и в высокие сезоны.

Дело здесь не столько в отсутствии кадров как таковых, сколько в отсутствии квалифицированных работников

Летом, например, мы наблюдаем отток кадров на курорты, конкурентами на рынке труда для стационарных ресторанов становятся мобильные точки на улицах и в парках. Ростёт потребность  в  персонале  при  открытии  летних  веранд.

Также важным фактором является неравномерность загрузки: высокая загрузка в вечернее время в четверг-субботу и низкая – в утренние часы в будни, к примеру. В зависимости от формата, концепции и места расположения динамика по загрузке будет иметь свои собственные очертания. И здесь мы выходим на неэффективное использование как человеческих ресурсов, так и арендуемых площадей. 

Продуктивный период работы сотрудника – 3-4 часа в день. При 12-ти часовой смене ресторан или отель оплачивает официанту дополнительные 8-9 часов по той же ставке за час, как и за продуктивные 3-4 часа. Из-за падения эффективности в пиковые часы ресторан недополучает прибыль из-за снижения качества сервиса и увеличения затрат на ФОТ за счет необходимости найма дополнительного персонала. И официанты, кстати, теряют на чаевых. Для них наиболее предпочтительно пиковое время: за 1 час работы вечером в пятницу получает чаевых столько же, сколько за 4 часа работы в понедельник с 12:00 до 16:00 на бизнес-ланчах. 

При увеличении продолжительности работы заведения даже на 2 часа в текущих условиях, ресторану приходится непропорционально росту выручки принимать на себя расходы на фонд оплаты труда. С другой стороны, ресторан оплачивает аренду за все 24 часа, а не за фактическое время его работы. 

Таким образом, необходимо найти оптимальный вариант по продолжительности времени работы при возможности гибкого подхода к управлению рабочим графиком и затратами на персонал. Неравномерность загрузки и высокое эмоциональное напряжение в сочетании с недостаточным уровнем квалификации работника приводят к тем огромным показателям текучки, которые присущи нашей отрасли. Кроме того, отношение в обществе к работе в ресторанном и гостиничном бизнесе  как к подработке  делает процесс подбора сотрудников практически ежедневной “обязанностью” управленца или владельца бизнеса.

Мы задумались над поиском решения, которое сможет системно решать проблемы с кадрами для сферы гостеприимства. Так появилась  идея онлайн-сервиса под названием PushQa

Как на практике рестораторы и отельеры решают вопросы привлечения новых сотрудников?

– Обращаются в дорогостоящие кадровые агентства или берут сотрудника по подбору в штат, платят зарплату и взносы, независимо от того, нужен сейчас персонал или нет, покупают доступы к дорогостоящим ресурсам по поиску персонала. 

Как итог – статья затрат на подбор персонала у рестораторов и отельеров всегда значительна. Классические ресурсы по поиску персонала обходятся дорого и не всегда оправданы. А такие инструменты, как специализированные чаты в мессенджерах, часто неудобны в использовании и не дают достаточной информации  о  сотруднике.

На рынке немало специализированных кадровых агентств и экспертов по набору персонала. Почему они не могут закрыть потребности рестораторов и отельеров?

– Здесь отмечу несколько моментов. Во-первых, вопрос в цене. Стоимость закрытия вакансий посредством специализи-рованных кадровых агентств достаточно высокая, поэтому они чаще занимаются подбором на топовые позиции. Можно также предложить в разы большую зарплату, чем на рынке, и закрыть потребность в персонале, переманив из других ресторанов, но будет ли такой ресторан рентабельным? 

Во-вторых, кадровые агентства работают в условиях уже сложившегося объема спроса и предложения на рынке труда. 

Только информационные технологии способны уменьшить затраты при сохранении качества 

У них нет возможности увеличить количество резюме поваров или официантов на HeadHunter. Они, может и закрывают потребности своих заказчиков, но это не их роль – закрыть потребности всего рынка.

Поэтому мы задумались над поиском решения, которое сможет системно подходить к проблеме с кадрами для сферы гостеприимства. Так появилась идея онлайн-сервиса под названием PushQa. 

PushQa – приложение быстрого поиска работы или подработки.

У приложения больше возможностей увеличить приток сотрудников в нашу сферу – в ресторанный и гостиничный бизнес. Что касается стоимости для рестораторов и отельеров, считаю, что только информационные технологии способны уменьшить затраты при сохранении качества решений.

Эффективы ли при наборе линейного персонала популярные сайты объявлений? Там ведь, по определению, должно быть много резюме…

– Все специализированные сайты с вакансиями и резюме платные и с каждым годом стоимость только возрастает. 

При данном способе подбора персонала, безусловно, требуется еще и специалист по подбору, который разместит вакансии, отсмотрит все отклики или резюме. Эффективность подобных ресурсов напрямую зависит от квалификации того, кто подбирает персонал.

Мы же создаем приложение, которое позволит работодателю напрямую найти работника (на временную подработку или постоянную работу), не теряя время на просмотр множества резюме, не расходуя средства на дорогостоящие ресурсы, экономя деньги на оплату кадровым агентствам или зарплату специалисту по подбору персонала.

Мы создаем приложение, которое позволит работодателю напрямую найти работника, не теряя время на просмотр множества резюме, не расходуя средства на дорогостоящие ресурсы

Рестораторы и отельеры иногда вынуждены признавать, что существует проблема недобросовестных сотрудников. Одни хамят, другие не всегда выполняют требования санитарных норм, третьи не очень профессиональны. А еще есть такие, кто нарушает режим и имеет вредные привычки, да и просто воры встречаются… Черные списки запрещены законом. Но как обезопасить себя от приема на работу нерадивого и запятнавшего свою профессиональную репутацию сотрудника?

– Перед тем, как нанять сотрудника, стоит обратиться к прежнему работодателю, узнать рекомендации. 

В приложении PushQa реализован рейтинг, оценка от прошлых работодателей, что позволит снизить риски найма недобросовестного кандидата.

Мы живем в век глобальной и повсеместной цифровизации, когда многие потенциальные работники предпочитают онлайн-взаимодействие живому общению, звонкам по телефону. Можно ли оцифровать рынок труда без потери эффективности подбора персонала? 

– Наоборот, предлагаемый цифровой помощник только повысит эффективность в подборе персонала за счет скорости, качества кандидатов и стоимости. 

Кроме подбора персонала есть проблемы, связанные с профессиональным обучением и престижем профессии. Какие перспективы в этих вопросах Вы видите?

– С оптимизмом смотрю на рост престижности рабаты в ресторанном и гостиничном бизнесе. А это поспособствует тому, что сотрудники начнут с большим энтузиазмом смотреть на свое собственное обучение и повышение квалификации. Поэтому мы также заложили в PushQa возможность соискателям подбирать и проходить курсы обучения, семинары – в рамках образовательных проектов ФРиО . 

Любой сервис, а тем более связанный с персоналом для сферы гостеприимства, имеет шансы на успех лишь тогда, когда он будет принят и поддержан существенной долей игроков этого рынка, рекомендован лидерами мнений. Какая у вас стратегия выхода на рынок и продвижения нового сервиса?

– PushQa запускается при поддержке и участии Федерации Рестораторов и Отельеров России. Успешный опыт использования приложения – единственное условие, чтобы оно было поддержано рынком. Мы ориентируемся на постепенный выход на рынок, проверяя и дополняя приложение новыми функциями,  делая акцент на качественные решения.

Также мы выстраиваем взаимоотношения с образовательными организациями, чтобы привлекать на рынок труда студентов профильных направлений обучения.

PushQa запускается при поддержке и участии Федерации Рестораторов и Отельеров России. Успешный опыт использования приложения – единственное условие, чтобы оно было поддержано рынком

Сервис будет конкурировать с существующими ресурсами, компаниями по поиску персонала?

– В какой-то части PushQa безусловно будет конкурентом, 

но скорее станет помощником. Приложение позволит сэкономленные ресурсы направлять на иные задачи управления персоналом.

Чем интересен и выгоден будет этот сервис для тех, кто ищет работу?

– PushQa – это больше, чем просто место поиска работы или подработки. Мы создаём экосистему для работников сферы гостеприимства: помимо поиска работы это и возможность найти курсы обучения, принять участие в профессиональных мероприятиях, пройти стажировку.

+7 (495) 211-48-48
http://pushqa.ru
info@pushqa.ru

Другие статьи
Смотреть все

«Мастера гостеприимства» – конкурс президентской платформы «Россия – страна возможносте...

Без преувеличения, GASTREET Interernational Restaurant Show — культовое мероприятие для российского ресторанног...

Существует стереотипное мнение, что ресторан при отеле это прежде всего головная боль для отельера. Мол, нужен он тол...

Вверх