Одним из ключевых факторов развития ресторанного бизнеса в стране, безусловно, является увеличение числа туристов в городах и регионах России. Наряду с государственной поддержкой внутреннего туризма, важны мероприятия и программы, которые содействуют возникновению новых проектов, росту профессионального уровня сферы гостеприимства в целом и ресторанного бизнеса в частности.
Все самое интересное о втором сезоне Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» мы узнали у Антона Серикова, заместителя генерального директора автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей», которая ведет этот проект.
– Расскажите о конкурсе, чем второй сезон отличается от первого?
– Конкурс «Мастера гостеприимства» был запущен президентской платформой «Россия – страна возможностей» в 2019 году. Конкурс нацелен на привлечение внимания и повышение престижа профессий в сфере гостеприимства, а также поиск и реализацию новых проектов по развитию внутреннего и въездного туризма.
На первый сезон конкурса, который завершился в октябре 2020 года, было подано свыше 20 тыс. заявок со всей России, победители получили грантовую, административную и организационную поддержку на реализацию проектов, возможность пройти специальное обучение, наставничество от топ-менеджеров индустрии и другие призы.
Второй сезон был запущен в конце 2020 года, и он имеет много нововведений. Во‑первых, мы запустили специальный трек – «Мастера гостеприимства. Студенты». Участники трека – будущие отельеры, рестораторы и специалисты в сфере туризма – будут соревноваться на площадках крупных российских университетов, где есть профильные специальности. Да, ребята только учатся, но это не значит, что их идеи не могут быть воплощены в жизнь. Молодость, креатив и смелые решения нужны индустрии. Студенты смогут применить на практике знания, полученные на университетской скамье, познакомиться с другими участниками, приобрести ценный опыт.
Второе нововведение касается общей оценки конкурсантов. Если в прошлом году наши конкурсанты решали игровые кейсы, то в этом году участники погружались в региональную специфику и решали реальные задачи по развитию внутреннего туризма в разных уголках нашей страны.
В‑третьих, в этом году у нас увеличилось количество номинаций, теперь их 14 и за каждой из них стоит мощный партнер: Ростуризм, Росконгресс, Роскосмос, Росмолодежь, авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия», сеть отелей «Азимут», Мурманская область, город-курорт Анапа и многие другие.
Кстати, одной из популярных номинаций в этом сезоне конкурса стала номинация «Эногастрономический туризм», в полуфинал с проектами по этой номинации вышло более 100 участников, и каждый десятый прошел в финальную «Битву мастеров».
В этом сезоне появились новые наставники, а в полуфиналах нас принимали новые регионы. География конкурса расширяется. В первом сезоне нас гостеприимно принимали Сочи, Самара, Тула, Уфа, Пятигорск, Ялта, Салехард, Калининград, и мы им очень благодарны за помощь и поддержку. Во втором сезоне этими городами стали: Краснодар, Калуга, Петропавловск-Камчатский, Тюмень и Пермь. Финал состоится в Нижнем Новгороде, который в этом году отмечает свой 800‑летний юбилей.
– Какие участники их проекты уже в ходе полуфиналов заинтересовали партнеров/организаторов/экспертов? Можете ли вы отметить самые интересные?
– Огромное количество интересных проектов, я бы хотел остановиться на оригинальных проектах, которые затрагивают «гастро» тему.
В прошлом году на финале всем запомнились несколько таких проектов. Проект Ольги Белоноговой «В Карелии есть!», музей-ресторан национальной карельской кухни. Он стал рестораном из арт-пространства, которое принимало гостей до этого 9 лет.
Один из самых эмоциональных участников – уфимец Марат Насхутдинов. Его проект – «Первый национальный стритфуд Aibat Hallyar», это современная интерпретация башкирских блюд, популяризация башкирской культуры и развитие туризма в регионе. Aibat Hallyar – это здоровая и реальная альтернатива зарубежным фаст-фудам.
В направлении эногастрономического туризма экспертами конкурса являются Леонид Гелибтерман, президент международного эногастрономического центра, Андрей Матюха, титулованный шеф-повар, владелец ресторанов «Угли-угли» и «The печь», Виктор Беляев, президент Национальной ассоциации кулинаров России, долгое время возглавлявший Комбинат питания «Кремлевский», Павел Майоров, руководитель проекта «Экспортный бренд российского вина» и другие
Также победителем первого сезона стала Екатерина Баконина. Она выиграла с проектом платформы Triplunch.com, это ресурс для бронирования гастрономических мероприятий. Идея проекта – собрать на одной площадке максимальное количество гастрономических мероприятий со всего мира, объединить поваров, кондитеров, фермеров, гидов, сомелье, гурманов и путешественников. На платформе Triplunch каждый может забронировать визит на обед к местным жителям в любой стране мира или пригласить гостей к себе. Необычный формат помогает не только познакомиться с местной кухней, но и пообщаться в неформальной обстановке, узнать и рассказать об обычаях, привычках, радостях и мечтах обычных людей, принять участие в мастер-классах по приготовлению традиционных блюд и даже в гастрономических турах.
Из ярких проектов этого года я бы отметил санкт-петербургский гастроцентр «Гастромаг», его автор Галка Наталья представила коллаборацию Дома Культуры и Фуд-маркета с акцентом на современную нерецептурную российскую кухню. Некое многофункциональное кулинарное пространство с дегустациями, эвентами и многим другим, где можно все попробовать и интересно провести время.
– Кто такие наставники и эксперты конкурса и как они влияют на оценки участников?
– Наставниками и экспертами конкурса являются настоящие профессионалы в сфере туризма и гостеприимства страны. Наставники – это ведущие управленцы, среди которых губернаторы Калининградской, Самарской и Мурманской областей, а также Камчатки и Ямала, руководители крупных корпораций, туроператоров и общественных организаций (Общенационального союза индустрии гостеприимства, Российского союза туриндустрии, Федерации рестораторов и отельеров России).
В направлении эногастрономического туризма экспертами конкурса являются Леонид Гелибтерман, президент международного эногастрономического центра, Андрей Матюха, титулованный шеф-повар, владелец ресторанов «Угли-угли» и «The печь», Виктор Беляев, президент Национальной ассоциации кулинаров России, долгое время возглавлявший Комбинат питания «Кремлевский», Павел Майоров, руководитель проекта «Экспортный бренд российского вина» и другие.
Наставники и эксперты смотрят проекты, проводят мастер-классы и сопровождают проекты-победители после финала. Именно они являются главными людьми проекта «Мастера гостеприимства», они своим авторитетом привлекают новых участников конкурса, обмен опытом и общение с ними зачастую является самой заветной наградой для «мастеров».
– Расскажите о предстоящем финале конкурса, что вы ожидаете по итогам?
– Финал конкурса пройдет в Нижнем Новгороде. В заключительном этапе конкурса примут участие 200 конкурсантов. Участникам предстоит презентовать свои проекты, решать региональные кейсы, связанные с улучшением туристической привлекательности региона, и проходить комплексную оценку деловых и личностных качеств. Также конкурсанты смогут принять участие в мастер-классах с наставниками конкурса.
По итогам конкурса мы планируем собрать региональные команды по развитию туризма, которые пройдут обучение в мастерской управления «Сенеж» и подготовят концепции развития туризма своих регионов, защиту которых мы проведем на итоговом мероприятии в конце года. По итогам двух сезонов конкурса планируем внимательно заняться сбором историй успеха и развитием проектов наших участников. После первого сезона у нас есть примеры первых назначений «мастеров» и значительного роста и привлечения инвестиций в проекты-победители. Уверен, что тенденция сохранится и дальше. Главное, что сформировалось устойчивое сообщество мастеров, которое мы планируем развивать.
Одной из популярных номинаций в этом сезоне конкурса стала номинация «Эногастрономический туризм», в полуфинал с проектами по этой номинации вышло более 100 участников, и каждый десятый прошел в финальную «Битву мастеров»
– Какие перспективы у конкурса «Мастера гостеприимства», что получат участники по итогам?
– Наставники и партнеры проекта «Мастера гостеприимства» уверены, что конкурс должен развиваться дальше, готовы его всячески в этом поддерживать. У конкурса молодая амбициозная команда, которой я уверен многое еще под силу сделать. На финале в Нижнем Новгороде жизнь конкурса в этом году не заканчивается. Осенью будут проходить полуфиналы «Мастеров‑студентов». У участников, показавших высокие результаты в дистанционном этапе, будет возможность принять участие в общероссийских форумах Росмолодежи, таких как «Территория смыслов», «Таврида», «Машук» и другие. По результатам полуфиналов лучшие участники пройдут в финал. Победители получат грантовую поддержку для реализации своих проектов от Федерального агентства по делам молодежи в размере до 1,5 млн рублей. Лучшие участники смогут получить наставников среди ведущих экспертов отрасли, победителей конкурсов «Лидеры России» и «Мастера гостеприимства». Так что лето и осень у конкурса будет очень насыщенные.
Победители основного трека получат поддержку от партнеров конкурса, наставничество от ведущих специалистов отрасли и возможность стать участниками специальной образовательной программы от мастерской управления «Сенеж».
Для примера, победители эногастрономического трека получат стажировку на гастрономическом Фестиваль в Брюсселе, мастер-стажировку от президента ассоциации кулинаров России и специальный приз от проекта «Экспортный бренд российского вина» и города-курорта Анапы.
Ждем всех желающих присоединится к команде «Мастеров гостеприимства» в новых сезонах, следите за новостями на официальном сайте и социальных сетях.
Уже 18 лет Группа Компаний «Садко» является торговой компанией и производственным предприятием, которое с...
Уже 18 лет Группа Компаний «Садко» является торговой компанией и производственным предприятием, которое с...
Ирина Благовещенская, советник Президента Федерации Рестораторов и Отельеров по финансовым вопросам, основатель конса...