Top.Mail.Ru

Подводные камни алкогольного рынка

Подводные камни алкогольного рынка

Алкогольная продукция, подлежащая обязательному лицензированию и декларированию, представлена сегодня фактически в любом заведении общественного питания. С началом этого года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которому все функции по лицензированию деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции были переданы от Федеральной налоговой службы в Федеральную службу регулирования алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). В связи с этим приведено в соответствие и действующее законодательство Санкт-Петербурга. О том, какие именно документы нужны сегодня для получения лицензии на алкоголь и какие в этом отношении произошли изменения, мы расскажем в данном номере журнала. От имени рестораторов мы задали несколько вопросов специалистам Лицензионного управления, на которые нам были даны ответы.

Алкогольный рынок Санкт-Петербурга в целом представлен сегодня 4034 лицензиатами, в ведении которых находятся 6310 объектов. При этом на долю организаций общественного питания приходится 2332 лицензии (то есть более половины), которые действуют на 3221 объектах.

Как не потерять деньги при получении лицензии


С вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс ранее взимаемые лицензионные сборы были заменены на государственные пошлины. И если раньше предприниматель должен был внести 100 тысяч рублей за трехлетнюю лицензию на алкоголь, то сегодня размер государственной пошлины за получение лицензии на территории РФ составляет 40 тысяч рублей за каждый год предоставления лицензии. Получить лицензию сейчас можно на срок до 5 лет (вместо срока до 3 лет ранее).

Основными нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется порядок лицензирования, являются:

— Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2006 № 287-41 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге»;
— Закон Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 385-71 «О порядке определения в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции»;
— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1197 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге»;
— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.03.2010 № 217
«Об установлении предельных значений радиуса и кратчайшего расстояния для определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции»;
— положения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», с учетом которых разрабатывались вышеперечисленные нормативные правовые акты, а также вносились в них изменения.


— Порядок лицензирования предусматривает выдачу лицензии на срок от 1 до 5 лет, то есть если ранее можно было получить лицензию только на три года, то теперь — на один два и далее до пяти лет, — объясняет Анна Рухмакова, заместитель председателя петербургского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. — Такая дифференциация предоставляет более широкую возможность выбора для соискателя лицензии в соответствии с его финансовыми возможностями и видением перспективы работы на данном рынке. Организации предоставляется возможность, взяв лицензию на один или два года, попробовать свои силы на практике в этом бизнесе — таким образом, ему не нужно платить единовременно ощутимую сумму, чтобы через год понять, что бизнес в этом конкретном месте у него не идет и есть смысл сосредоточиться на другом участке.

В новых правилах игры есть свой нюанс. Раньше лицензионный сбор платили, по существу, уже после прохождения всей процедуры: когда хозяйствующий субъект получал уведомление о том, что распоряжение о выдаче лицензии состоялось. Теперь госпошлина уплачивается до того, как подается заявление, и при отказе субъекта от рассмотрения лицензии или при отказе ему в предоставлении лицензии, если заявление подано и зарегистрировано, госпошлина не возвращается. То есть предприниматель рискует, заплатив деньги, их потерять в случае неполучения по той или иной причине лицензии.

— Общий порядок возврата или зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий, в том числе и за предоставление лицензии, определен статьей 333.40 Кодекса, — уточняет Анна Рухмакова. — В соответствии с ней возврат или зачет государственной пошлины, уплаченной за предоставление лицензии, в случае отказа уполномоченного органа в ее предоставлении не предусмотрен. Таким образом, если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении (переоформлении, продлении) лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, и лицензирующим органом было принято решение об отказе в предоставлении (переоформлении, продлении) лицензии, то уплаченная сумма государственной пошлины возврату не подлежит.

Уплаченная сумма государственной пошлины также не может быть зачтена в счет уплаты государственной пошлины за совершение организацией других юридически значимых действий в отношении данной организации. Соответственно, при повторной подаче документов соискатель лицензии снова оплачивает госпошлину. И к заявлению о предоставлении лицензии ему следует приложить копию платежного документа, подтверждающего повторную оплату.

Таким образом, как советуют специалисты, платить деньги за получение лицензии на продажу алкоголя следует лишь тогда, когда предприниматель полностью уверен, что его бизнес состоится и нет никаких обстоятельств, препятствующих его открытию.

Для получения лицензии в соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1197 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге» (далее — Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции) соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

6.1. Заявление о выдаче лицензии с указанием полного и сокращенного наименования и организационно-правовой формы организации; места ее нахождения; мест нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции; наименования банка и номера расчетного счета в банке; вида (видов) реализуемой алкогольной продукции (розничная продажа всех видов алкогольной продукции, кроме этилового спирта, либо розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции); срока, на который испрашивается лицензия.

6.2. Копии учредительных документов и изменений к ним.

6.3. Копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе.

6.4. Копию свидетельства о государственной регистрации организации.

6.5. Справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой).

6.6. Документ, подтверждающий наличие у организации (за исключением организаций общественного питания) оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.

6.7. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений, в которых будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции, с приложением плана (экспликации) помещений, оформленного в установленном порядке.

6.8. Заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии торговых и складских помещений санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям.

6.9. Документы, подтверждающие наличие в помещениях охранной сигнализации, сейфа для хранения документов и денег, контрольно-кассовой техники (для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции).

6.10. Копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии.

Документы, указанные в пунктах 6.7-6.10, соискатель лицензии представляет по каждому своему обособленному подразделению, в котором осуществляется (будет осуществляться) розничная продажа алкогольной продукции.


За переоформление лицензии, связанное с открытием нового структурного подразделения, ранее предприниматели должны были платить 50 тысяч рублей. Теперь все основания переоформления лицензии стоят 2 тысячи рублей.

По окончании установленного в лицензии срока ее действие может быть продлено, но не более чем на 5 лет. Для этого лицензиат должен обратиться в Лицензионное управление с соответствующим заявлением, к которому необходимо приложить те же документы, что и при первоначальном получении лицензии, если срок их действия закончился или в них были внесены какие-либо изменения. Если срок их действия не истек и никаких изменений не вносилось, повторно приносить в Лицензионное управление документы не требуется.

Заявление о продлении срока действия лицензии рассматривается лицензирующим органом в течение 15 дней. За это время принимается решение о продлении срока действия лицензии либо об отказе в продлении этого срока, после чего в течение трех дней лицензиату в письменной форме сообщается о вынесенном решении. В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия лицензии сообщается о причинах отказа.

Получив лицензию, не забудем о предоставлении декларации


Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2007 № 420 «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге» введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции, а также, с 03 марта 2010 года, установлен порядок, при котором нарушение сроков представления деклараций не допускается.

— То есть декларации должны представляться в уполномоченный орган только в сроки, установленные данным постановлением (в другие числа прием деклараций осуществляться не будет), — объясняет Анна Рухмакова и уточняет: — Организации обязаны представлять декларации ежеквартально (за отчетный квартал) с 5 по 25 число месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года — с 10 по 31января). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 19 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, действие лицензии может быть приостановлено за несвоевременное представление в уполномоченный орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции или сообщение в ней недостоверных сведений. В соответствии с требованиями пункта 21 данного Положения лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции или повторного в течение одного года несвоевременного представления указанных деклараций в уполномоченный орган.

И, надо сказать, на конец июля такая болезненная операция была применена к 54 организациям — в основном, именно за непредоставление деклараций.

Осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции производится путем проведения плановых и внеплановых контрольных проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом Игорь Федотов, начальник лицензионного управления петербургского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, выступая на II Конгрессе рестораторов и отельеров Северо-Запада России «Ресторанный и гостиничный бизнес региона во времена «экономической турбулентности», отметил, что, выдав лицензию на продажу алкогольной продукции, лицензионная служба не имеет права проводить внеплановые проверки. Основанием для проведения такой проверки может послужить лишь сигнал о нарушении лицензионного законодательства, но и в этом случае она должна проводиться исключительно по согласованию с прокуратурой.

Надо заметить, что такие нарушения не являются столь уж редким явлением. Лицензии в этом году были дважды аннулированы за продажу алкоголя несовершеннолетним и дважды — за продажу в ночное время. И хотя последнее заведений общественного питания не касается, так как они работают по своему режиму и могут реализовывать свою продукцию только для потребления на месте, однако и они нарушают действующее законодательство.

Среди часто встречающихся нарушений, допускаемых рестораторами, Анна Рухмакова называет, к примеру, отсутствие в полном объеме и надлежаще оформленных документов на алкогольную продукцию. «Надлежаще оформленных» — значит, оформленных в соответствии со статьей 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». «Допускаются неточности, «неряшливость» в оформлении», — уточняет Анна Рухмакова.

Кроме того, явным нарушением продолжает оставаться несвоевременная сдача деклараций на розничную продажу алкогольной продукции (как объясняет специалист, при проверке отсутствуют декларации за последний квартал с отметкой уполномоченного органа). (Рестораторы, держите в голове четкую схему: вторичное за год нарушение — суд — аннулирование лицензии!)

Наконец, одним из достаточно часто встречающихся нарушений называется использование в розничной продаже алкогольной продукции, приобретенной в зонах дьюти-фри, что также не соответствует отдельным положениям вышеупомянутого Федерального закона № 171-ФЗ.

Выдержки из статей Федерального закона № 171-ФЗ

Статья 10.2. «Документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

1. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

2. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Статья 12. «Налогообложение и маркировка алкогольной продукции»

2. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;

маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.


О специфике работы кейтеринговой компании, о пиве как спиртном напитке и бессрочной лицензии на продажу алкоголя


Свою особенность имеет реализация алкогольной продукции кейтеринговой компанией на сторонних объектах. Рестораторы задаются вопросом, как расценивать завоз алкоголя на банкет, устраиваемый в арендованном помещении, ведь лицензия оформлена на другую, вполне определенную точку — месторасположение компании? Специалисты Лицензионного управления отвечают, что на объекте, несомненно, торговать алкогольной продукцией нельзя. Но если она оплачена на территории кейтеринговой компании, в кассе компании, а потом привезена исключительно для подачи гостям — проблем с реализацией никаких не возникнет.

— Алкогольная продукция, вывезенная кейтеринговой компанией на объект, должна быть полностью оплаченной (на основании договора с кейтеринговой компанией) по месту (адресу), на который распространяется действие лицензии, и продаже по месту вывоза не подлежит, — объясняет Анна Рухмакова. — То есть, например, на выставках и других временных мероприятиях алкогольная продукция, доставленная организацией по договору о кейтеринговой услуге, может раздаваться или разливаться посетителям только бесплатно организацией устроителем (или ее агентом). При этом она должна быть оплачена по договору о кейтеринговой услуге.

Интересен вопрос рестораторов о пиве. Сегодня оно не считается спиртным напитком и не относится к алкогольной продукции, однако, по всей видимости, вполне может таковым стать.

— С учетом сохраняющейся в Санкт-Петербурге общей тенденции к увеличению потребления населением спиртных напитков, в том числе пива, Комитетом подготовлены и от имени Губернатора Санкт-Петербурга направлены в адрес члена Совета Федерации Евтухова В.Л. предложения о внесении изменений в федеральное законодательство в части отнесения пива и напитков, произведенных на его основе, к алкогольной продукции, а также распространения всех ограничений, относящихся к розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, на все виды алкогольной продукции, — прокомментировала вопрос Анна Рухмакова.

Наконец, нельзя не коснуться темы выдачи бессрочных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, которая время от времени всплывает в обсуждениях «алкогольного вопроса».

— В настоящее время нам не известны нормативные правовые акты или их проекты о выдаче таких лицензий, — ответила Анна Рухмакова. — В случае принятия Закона об их выдаче, будет необходим организационно-подготовительный период для урегулирования отдельных особенностей процесса лицензирования при бессрочной лицензии, в том числе проведения лицензионного контроля. Но концептуально мы к этому готовы и не видим неразрешимых проблем.

Уважаемые рестораторы! Если у вас возникнут вопросы на тему лицензирования и продажи алкогольной продукции, вы можете их задать по адресу sve-kulikova@yandex.ru. Мы с помощью специалистов петербургского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, а также Лицензионного управления постараемся на них ответить.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх