Сидя на берегу, можно высматривать Афродиту не только в прибрежных барашках, но и в густой пене бокала пива, который, в качестве аперитива, смешавшись со свежим бризом, превратит ожидание основного блюда в великое наслаждение. Лето – сезон ресторанов у воды. В Петербурге таких ресторанов три вида: плавучие, рестораны на воде и заведения у воды. В природе есть еще и четвертый вид – это рестораны под водой, но в наших широтах данная экзотика пока не практикуется.
Плавучие рестораны расположены на борту теплоходов, курсирующих в акватории Невы и Финского залива. Один из наиболее известных представителей этого типа – современный корабль-ресторан «New Island», швартующийся у Университетской набережной (Румянцевский спуск). Это один из первых ресторанов компании «Конкорд».
– Теплоход был построен в 1986 году и использовался в Вятском судоходстве, – рассказывает Анатолий Батов, сменный капитан теплохода с 1999 года. – В 1997 году теплоход был переведен в Петербург, где и была проведена реконструкция интерьера. В работу теплоход-ресторан запущен в мае 1998 года. На тот момент это был единственный в мире теплоход-ресторан такого класса. Маршрут «New Island»: от Румянцевского спуска до моста Петра Великого и обратно. За время 1,5-часового плаванья перед гостями открываются виды на Исаакиевский собор, Смольный собор, Эрмитаж, стрелку Васильевского острова и многие другие достопримечательности Петербурга. «New Island» может похвастаться внушительным списком именитых гостей, в разное время посещавших его, – 57 глав государств и 26 коронованных особ. Русско-европейской кухней на теплоходе заправляет Иван Булатецкий, средний чек в «New Island» около 1500 рублей на персону, всего же теплоход способен принять до 108 гостей.
Следующий яркий пример – двухпалубный теплоход-ресторан «Астра», швартующийся на Адмиралтейской набережной. Это один из 9 теплоходов компании «Астра Марин».
– Нашим первым теплоходом, который стал ходить по Неве в 2001 году, был «Сенатор», – говорит Анна Кузнецова, коммерческий директор ООО «Астра Марин». – На данный момент у компании 9 теплоходов. У «Астры» две палубы, и вмещает теплоход до 131 человека. Теплоход может курсировать как по Неве, так и по акватории Финского залива, причем «Астра» – единственный наш теплоход, который работает круглый год. Кухня здесь русско-европейская.
В отличие от «New Island», целевая аудитория компании «Астра Марин» – это преимущественно группы туристов, как россияне, так и иностранные гости. С развитием компании и освоением новых маршрутов ее владельцам, естественно, приходилось задумываться о том, что клиенты за 2,5 – 3 часа экскурсии проголодаются, а значит, они должны их накормить. Так, сейчас на судах предлагается смешанная русско-европейская кухня без каких-либо особых деликатесов и гурме-предложений от шеф-повара.
– Я бы не сказала, что у нас сильная конкуренция с другими компаниями («Русские круизы» и «ВодоходЪ»), – отмечает Анна Кузнецова. – Рынок еще далек от насыщения, и как мне видится, в ближайшее время вряд ли следует ожидать появления новых игроков. Скорее всего, будет отлаживаться качество уже предлагаемых услуг. Сам рынок требует новых мощностей, но пока их нет, ведь достаточно тяжело поддерживать хорошую команду, ассортимент на кухне и интересные экскурсионные предложения, когда сезон продолжается лишь 6-8 месяцев в году. К тому же введение нового теплохода – дело достаточно дорогостоящее, а окупается он не меньше чем за пять лет. Недавно мы провели реконструкцию теплохода «КапиталЪ»: сейчас, обновленный и модернизированный, под названием «Сити Блюз» он будет швартоваться напротив Кунсткамеры. Стилизованный под прогулочное судно конца XIX-начала XX веков, это единственный в своем роде ресторан-теплоход, который способен разместить до 150 гостей.
Следующий тип – это рестораны, физически расположенные на воде, но никогда не отчаливающие в свободное плаванье. Большая их часть расположена «в двух шагах» от Заячьего острова. Для примера возьмем рестораны «Акварель» и «Летучий Голландец».
«Акварель» находится у Биржевого моста. Ресторану уже восемь лет. Изначально он был пришвартован у Ушаковского моста и не имел третьей палубы.
– Надстройка верхней палубы, создание отдельной летней террасы, перепланировка и интерьерные решения позволяют на данный момент одновременно принять до 400 гостей, а если речь идет о какой-либо вечеринке, то за ночь пропускная способность достигает порядка 2000 человек, – рассказывает Евгений Керро, art-директор «Акварели». – В «Акварели» гостям предлагают модную кухню фьюжн, есть суши-бар, плюс к этому – блюда итальянской кухни и предложения морепродуктов. Впрочем, «Акварель» славится частым обновлением карты меню.
– «Летучий Голландец» – трехмачтовый парусник, копия 30-пушечного голландского флейта «Амстердам» 1748 года постройки, пришвартован на Мытнинской набережной, – рассказывает Виталий Боровой, арт-директор. – С 2004 года внутри парусника расположены не только три ресторана («Терраса» «Панорама» и «Палуба»), но и фитнес-центр со спортзалами, сауной и салоном красоты.
«Терраса» имеет выход на нос корабля, в центре зала ресторана – действующий камин. Интерьер консервативный, в основном преобладают бежевые тона и темное дерево. Зал ресторана на воде рассчитан на 75 посадочных мест, гостям предлагается европейская кухня.
«Палуба» – большой и светлый зал с панорамными окнами на 80 – 100 посадочных мест, посреди зала – большая мачта. Кухня здесь с уклоном на Италию. «Панорама» – гранд-кафе со спокойным интерьером, неяркими красными элементами в мебели и отдельной зоной, где на открытой кухне готовятся японские блюда. Здесь сорок посадочных мест, японская и русская кухни. Во всех трех ресторанах подается «Бразильский гриль» – 12 разновидностей мяса и рыбы, которые выносят стюарты-африканцы.
Нетрудно заметить, что у «Акварели» и «Летучего голландца» много общего. Оба расположены на воде, в каждом из них несколько этнических (естественно, адаптированных) кухонь, и у одного, и у второго есть понтоны, которые позволяют припарковаться возле ресторана на собственном водномоторном транспорте. И, конечно же, важное преимущество – это панорама. Большие окна и непосредственная близость к воде – вот основное отличие подобных проектов от стационарных предприятий общепита на улицах города.
Также на берегах Невы можно встретить такие рестораны на воде, как «Забава-бар», «Кронверк», ресторан «Европа» и другие.
В основном рестораны у воды можно разделить на два типа. Во-первых, это заведения, функционирующие именно как рестораны: «Серебряный век» на берегу Ольгиного пруда на Светлановском проспекте, «River Side» у Сестрорецкого разлива на улице Мосина, «Морской Яхт-Клуб» на набережной Мартынова, у Средней Невки и рестораны «Русская рыбалка» в Комарово и на Крестовском острове. Основным преимуществом ресторанов этого типа, как и ресторанов на воде, является вид из окон. Находясь на террасе или в зале такого заведения, можно спокойно скользить взглядом по глади воды, при этом мирно обедая или ужиная под аккомпанемент живой музыки.
Заведения второго типа днем работают в режиме ресторанов (а иногда вдобавок еще и пляжей), а вечером превращаются в клубы, где проходят гастроли российских и зарубежных звезд. К ним можно отнести: «Paradise Beach», открывшийся на месте «Pacha Beach Bar» в Комарово, клуб «Pesok» (бывший «Nikki Beach»), «Royal Beach» на Крестовском острове и другие. Прослеживая тенденцию открытия новых пляжных клубов и рестайлинг существующих, можно увидеть, что основная экспансия ведется в направлениях Приморского шоссе и Крестовского острова. Такие рестораны создаются для клубящегося сегмента петербургской молодежи, так как иностранцы все еще побаиваются выезжать ночью из Петербурга в область.
Исключение, пожалуй, составит новый ресторан «БлЕ€ск», отрывшийся в конце мая 2008 года на территории Петропавловской крепости вместо «Pacha Bridge Lounge». Последний, находясь на Заячьем острове, убивает всех «зайцев» сразу, – это и хороший панорамный ресторан с видом на береговой ансамбль Дворцовой набережной, стрелку Васильевского острова и Биржевой мост, и вместе с тем – ночной клуб.
Можно сказать, что за последние 10 лет в Петербурге налицо прогрессивный характер становления заведений, записывающих в свой актив не только оригинальный интерьер и кулинарные способности именитого шеф-повара, но и особенное географическое положение с уникальным, успокаивающим видом на воду.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...